В своем главном назначении социальные институты общества призваны.

а) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов;

б) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.

6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:

а) взаимопомощь;

б) деперсонализация;

в) самовозобновляемость;

г) целеориентированность.

7. Приором социального института общества является:

а) Верховный суд ;

б) Международный институт трудовых и социальных отношений;

в) профессиональный союз;

г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.

8. Примером социальной организации является:

а) банковская система;

б) Вооруженные силы;

в) ОАО «Барнаульский моторный завод»;

г) студенческое волонтерское движение.

9. Наука относится:

а) к институтам культуры;

б) политическим институтам;

в) правовым инст-м;

г) экономическим институтам.

10. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:

а) М, Вебер;

б) Т. Веблен;

в) Р. Мертон;

г) Т. Парсонс.

11. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял:

а) М. Вебер;

б) Т. Веблен;

в) Р. Мертон;

г) Т. Парсонс.

12. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:

а) М. Вебер;

б) Т. Веблен;

в) Р. Мертон;

г) Т. Парсонс.

13. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:

а) вступления в профсоюзную организацию;

б) повышения в должностной иерархии;

в) проявления индивидуальных личностных качеств;

г) успешной сдачи служебной аттестации.

14. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:

а) клановой;

б) нуклеарной;

в) расширенной;

г) родственной.

15. Форму брат, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:

а) моногамией;

б) полигамией;

в) экзогамией;

г) эндогамией.

16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:

а) моногамией;

б) полигамией;

в) экзогамией;

г) эндогамией.

17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:

а) моногамией;

б) полигамией;

в) экзогамией;

г) эндогамией.

18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют:

а) матриархальной семьей;

б) неотрадиционной семьей;

в) патриархальной семьей;

г) эгалитарной семьей.

19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:

а) к примитивному обществу;

б) первобытному обществу;

в) доиндустриальному обществу;

г) индустриальному обществу.

20. Обязательным уровнем образования для граждан России является:

а) профессионально-техническое образование;

б) общее среднее образование;

в) базовое образование;

г) последипломное образование.

21. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:

а) Е. М, Бабосов;

б) М. Зебер;

в) А. И, Пригожий;

г) Н. Смелзер.

22. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:

а) неформальную власть социальной организации;

б) организационное пространство социальной организации;

в) организационную культуру социальной организации;

г) формальную власть социальной организации.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6

1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:

а) аналитическим;

б) пилотажным;

в) прикладным;

г) фундаментальным.

2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д., называют:

а) аналитическим;

б) пилотажным;

в) прикладным;

г) фундаментальным.

3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют:

а) выборочным;

в) сплошным;

б) монографическим;

г) точечным.

4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют:

а) выборочным;

б) монографическим;

в) сплошным;

г) точечным.

5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется:

а) валидностью;

б) методом;

в) методикой;

г) репрезентативностью.

6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:

а) валидностью;

б) методом;

в) методикой;

г) репрезентативностью.

7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:

а) аналитическим;

б) оперативным;

в) полевым;

г) сплошным.

8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:

а) внешнее проявление социального явления;

б) документ;

в) организованная социальная ситуация;

г) человек.

9. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода:

а) анкетного опроса;

б) интервью;

в) социометрического опроса;

г) экспертного опроса.

10. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:

а) валидность;

б) гетерогенность;

в) гомогенность;

г) репрезентативность.

11. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется:

а) закрытым;

б) контактным;

в) открытым;

г) сложным.

12. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:

а) внешнее проявление социального явления;

б) документ;

в) организованная социальная ситуация;

г) человек.

13. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:

а) активное продуцированию гипотез;

б) локальность изучаемой ситуации;

в) оперативность получения информации;

г) совместимость с другими методами.

14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:

а) внешнее проявление социального явления;

б) документ;

в) организованная социальная ситуация;

г) человек.

15. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:

а) количественным анализом;

б) контент-анализом;

в) традиционным анализом;

г) формализованным анализом.

16. Социологическую шкалу, где проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой величины к наименее значимой или наоборот, называют:

а) интервальной;

б) метрической;

в) номинальной;

г) ранговой.

17. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:

а) внешнее проявление социального явления;

б) документ;

в) организованная социальная ситуация;

г) человек.

18. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют:

а) интервальной;

б) метрической;

в) номинальной;

г) ранговой.

19. Тип графического изображения данных социологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют:

а) гистограммой;

б) диаграммой;

в) кумулятой;

г) полигоном.

20. Начальным этапом прикладного социологического исследования является:

а) обработка и анализ данных;

б) подготовка отчета о результатах;

в) разработка программы исследования;

г) согласование темы исследования.

21. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является:

а) обработка и анализ данных;

б) подготовка отчета о результатах;

в) разработка программы исследования;

г) формулировка выводов и рекомендаций.

22. Примером качественного метода социологического исследования является:

а) анкетирование;

б) контент-анализ;

в) стандартизированное интервью;

г) фокус-группа.

Тест 7

1. Если все время существования человечества, как отмечает Э. Гидденс, мысленно представить как одни сутки, то современные общества появились:

а) примерно одну секунду назад; б) примерно 30 секунд назад; в) примерно 3 минуты назад;

2. Если последние 50 тысяч лет человеческого существования, как отмечает А. Тоффлер, разделить на период человеческой жизни, то из полученных примерно 800 таких периодов люди провели в пещерах:

а) 650 периодов; б) 70 периодов; в) 6 периодов;

3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:

а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; 6) О. Конту; в) К. Марксу;г) П. Сорокину.

6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:

а) Э.Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений;

б) историческому материализму (марксистской традиции);

в) конфликтологическому направлению в социологии;

г) социально-эволюционному направлению в социологии.

8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений;

б) историческому материализму (марксистской традиции);

в) конфликтологическому направлению в социологии;

г) социально-эволоюциошюму направлению в социологии.

9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений;

б) историческому материализму (марксистской традиции);

в) конфликтологическому направлению в социологии;

г) социально-эволоюционному направлению в социологии.

10. Социальные изменения происходят:

а) на макро- и микроуровне;б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.

11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:

а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение;в) не связано по значению; г) тождественно по значению.

12. Процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений - это:

а) социальное движение; б) социальное изменение;в) социальный контроль; г) социальный процесс.

13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:

а) маятниковость; б) направленность;в) необратимость; г) цикличность.

14. Автором теории «стадий экономического роста» является:

а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу;г) А. Турен.

15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:

а) Р. Дарендорф; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.

16. Социальная революция и социальная эволюция - это:

а) антагонистические стороны социального развития; б) взаимоисключающие стороны социального развития;

в) взаимосвязанные стороны социального развития; г) тождественные стороны социального развития.

17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:

а) всех сторон жизни стран и народов;б) культурных отношений стран и народов;

в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.

18. Совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе - это:

а) социальное движение;б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.

19. Общие цели социального движения и способы га достижения определяются:

а) на стадии формирования движения;

б) на стадии мобилизации движения;

в) на стадии формализации движения;

г) на завершающей стадии движения.

20. Примером социального движения является:

а) Россииийчкий союз молодежи;

б) социальное волонтерство;

в) Всемирная федерация профсоюзов;

г) экономическая система.

Наши рекомендации