Государственная служба в Российской Федерации

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» был принят Государственной думой 5 июля 1995 г. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служа­щих в нашей стране.

Закон так трактует понятие «государственная должность» — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанно­стей по исполнению и обеспечению полномочий данного государст­венного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются в настоящем Феде­ральном законе на:

1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами (государственные должности Рос­сийской Федерации), конституциями, уставами субъектов Россий­ской. Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий госу­дарственных органов (Президент Российской Федерации, Председа­тель Правительства Российской Федерации, председатели палат Фе­дерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), — государственные должности категории А;

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории Б;

3) должности, учреждаемые государственными органами для ис­полнения и обеспечения их полномочий,— государственные должнос­ти категории В.

Под государственной службой понимается профессиональная дея­тельность по обеспечению исполнения полномочий государственных ор­ганов.

К государственной Службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

Государственная служба РФ основана на таких принципах, как:

1) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащи­ми должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданине;

3) единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

4) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

5) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

7) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) гласность в осуществлении государственной службы;

10) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

12) стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

В Законе представлена следующая классификация государственных должностей государственной службы:

высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Образование и профессиональная квалификация государственных служащих должны быть подтверждены соответствующими документами. Гражданам, претендующим на государственную должность государствен­ной службы, необходимо иметь: для высших и главных государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное обра­зование по специализации государственных Должностей государствен­ной службы; для ведущих и старших государственных должностей госу­дарственной службы — высшее профессиональное образование по специальности (государственное управление); для младших государст­венных должностей государственной службы — среднее профессиональ­ное образование по специализации государственных должностей госу­дарственной службы (или образование, считающееся равноценным).

Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.

Закон регламентирует правовое положение государственного слу­жащего. Государственный служащий обязан:

• обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных за­конов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регу­лирующих сферу его полномочий;

• добросовестно исполнять должностные обязанности;

• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

• исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

• в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в по­рядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

• соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

• поддерживать уровень квалификации, достаточный для испол­нения своих должностных обязанностей;

• хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Существует целый ряд ограничений, связанных с государственной службой. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью; быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российская Федерации, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха и т.п.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранной организаций.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и на­ходиться на государственной службе в случаях признания его недее­способным или ограниченно дееспособным решением суда; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинско­го учреждения заболевания, препятствующего исполнению им долж­ностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформле­ния допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на ко­торую претендует гражданин, связано с использованием таких сведе­ний; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети су­пругов) с государственным служащим, если их государственная служ­ба связана с непосредственной подчиненностью" или подконтрольно­стью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными со­глашениями.

Координация деятельности по реализации задач государственной службы осуществляется Советом по вопросам государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации.

В работах российских ученых, посвященных исследованию совре­менного состояния института государственной службы, определены основные негативные факторы, мешающие развитию реформ:

•коррупция;

• подход к гражданам и нижестоящим служащим как к бездушным винтикам бюрократической машины;

• ориентации в оценке эффективности работы не на объективные социально значимые результаты, а на формальные показатели;

•некомпетентность;

• ориентация в решении любого вопроса на личные связи и зна­комства;

• подбор персонала по признаку личного доверия и психологичес­ким вкусам руководителя;

• служение не закону, не делу, а руководителю.

Наши рекомендации