Вопрос № 59. Понятие, функции и стили лидерства

Понятие и природа лидерства. Лидер — личность, способ­ная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу.

В науке существует несколько теоретических кон­цепций, объясняющих данный феномен. Исторически первой была теория черт. Суть ее заключается в предположении о том, что лидер обязательно обладает качествами, отличающими его от дру­гих людей, причем качества могут передаваться по наследству. В русле приведенной концепции проводились исследования различ­ных правящих династий, анализировались браки в среде правите­лей, но никаких значимых результатов они не принесли. Это привело к разочарованию в теории черт и появлению новой, ситуатив­ной концепции лидерства, сторонники которой полагали, что по­явление лидера возможно при совпадении места, времени и обсто­ятельств.

Противоречия между двумя указанными подходами попыталась устранить личностно-ситуационная теория. Ее представители Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые следует учи­тывать при анализе феномена лидерства:

• черты и мотивы лидера как человека;

• образы лидера и мотивы следовать за ним, существующие у его последователей;

• характеристики роли лидера;

• институциональный контекст, т.е. те официальные рамки и пра­вовые поля, в которых функционирует лидер и в которых он взаи­модействует со своими сторонниками.

Р. Стогдилл и К. Шатл предложили изучать лидерство с точ­ки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения инди­видов по отношению к другим членам группы. Таким образом, ли­дерство рассматривалось теперь не как характеристика отдельного индивида, а как отношения между людьми.

Еще одной психологической концепцией лидерства стала тео­рия «ожидания — взаимодействия». В ней внимание сконцентри­ровано на построении операциональной модели лидера. Ф. Фидлер создал модель эффективного лидерства, определяющую жела­тельный для каждой ситуации стиль лидерства. По мнению исследователя, это может быть либо ориентация на задачу (инстру­ментальное лидерство), либо ориентация на межличностные отно­шения (эмоциональное лидерство).

Широкое распространение в политологии и политической пси­хологии получила мотивационная теория лидерства. Среди ее представителей можно назвать С. Митчела и С. Эванса. Данная теория связывает эффективность лидерства с воздействием лидера на мотивацию его последователей. Поведение лидера можно счи­тать мотивирующим в той степени, в которой он увеличивает веро­ятность достижения сторонниками их целей и разъясняет способы достижения целей.

Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон и другие ученые, разраба­тывающие теории обмена и транзактного анализа, рассматривают лидера как человека, чувствующего потребности и желания своих приверженцев и предлагающего им способы их осуществления. При этом важное значение имеет сам процесс взаимодействия между лидером и его окружением.

Различные атрибутивные концепции лидерства видят в лидере скорее человека, зависящего от своих последователей. Лидером ста­новится, тот, кто лучше понимает чаяния и надежды возможных сторонников и действует в соответствии с их представлениями о тех чертах и качествах, которыми он должен обладать. К подобного рода концепциям относится так называемая концепция конституентов. Суть ее заключается в том, что взгляды, поведение, подходы к принятию решений политического лидера в значительной степе­ни определяются внешним влиянием. Под конституентами и пони­мают всех тех, кто так или иначе оказывает воздействие на лидера. Круг конституентов предельно широк, но внутри него особую роль играют ближайшее окружение лидера, а также политические акти­висты из числа его последователей. Концепция конституентов рас­сматривает влияние господствующих в обществе политической культуры, прежде всего ценностных ориентации, и массового сознания на формирование характера и стиля полити­ческого лидерства. И наличие такого влияния не может вызывать никаких сомнений. Но одновременно данная концепция принижает роль политического лидера, низводя ее едва ли ни до роли простого исполнителя воли своих последователей.

Можно констатировать, что для более правильного понимания такого сложного феномена, как политическое лидерство, необходи­мо учитывать различные подходы к его исследованию, имеющиеся не только в политической науке, но и в смежных научных дисцип­линах — политической социологии и политической психологии. При этом нужно выделять следующие параметры:

Ø личность самого лидера;

Ø характеристики его сторонников;

Ø отношения между лидером и его окружением;

Ø социальный контекст политического лидерства;

Ø результаты взаимодействия между лидером и сторонниками в определенных ситуациях.

Современная политическая наука предполагает наличие основ­ных мотивов, детерминирующих поведение политических лидеров.

Ø потребность во власти;

Ø потребность в контроле над событиями и людьми;

Ø потребность в достижении;

Ø потребность в аффилиации, т.е. в принадлежности к какой-либо группе и получении одобрения.

2. Основные характеристики лидерства:

а) типы поведения лидера:

• поддерживающее лидерство, отличающееся дружеским отноше­нием к последователям, проявлением интереса к их потребностям;

• директивное лидерство, регламентирующее и контролирующее действия последователей;

• разделенное лидерство — консультирование с последователями;

• лидерство, ориентированное на достижение качественного результата.

б) Основные функции

• интегративная — интеграция групп или общества в целом;

• инструментальная — функция принятия решений;

• коммуникативная — передача информации и поддержание связи между народом и властью;

• мобилизационная — мобилизация масс на реализацию задач, стоящих перед группой или обществом;

• функции социального арбитража и патронажа — разреше­ние споров между группами и отдельными индивидами, а также за­щита интересов своих сторонников;

• функции легитимации институтов.

в) типология и имидж лидеров.

1. М. Вебер. В соответствии с ним лидеров делят на традиционных (вож­ди племен, монархи), поскольку основой их авторитета являются традиция, обычай; рутинных, пришедших к власти демократиче­ским путем на основе формально-правовых процедур, и харизма­тических, в той или иной степени обладающих харизмой — осо­быми личными качествами.

2.Широко распространено деление лидеров на демократических и авторитарных. Для первых характерен учет интересов и мнений широкого круга своих последователей, вторые отличаются единолич­ным направляющим воздействием под угрозой санкций и примене­ния силы. Психологическая природа авторитарного лидерства полу­чила популярность благодаря работам Т. Адорно и его коллег.

3.Существует типология лидеров, разработанная Р. Зиллером на основе Я-концепции личности. Я-концепция, иными словами, осознание человеком само­го себя, имеет несколько аспектов. Для политической психологии наиболее важным можно считать «образ-Я», самооценку и соци­альную ориентацию политических лидеров. Я-концепция имеет шесть тесно связанных аспектов: Я физическое, Я сексуальное, Я семей­ное, Я социальное, Я психологическое, Я преодолевающее конфлик­ты. Сложность Я-концепции Р. Зиллер понимает как число аспек­тов Я, воспринимаемых политическим лидером.

Ø Первый тип, выделяемый Р. Зиллером и его коллегами, получил название «аполитичный» политик. Это лидер с высокой самооцен­кой и высокой сложностью Я-концепции. Вследствие своих пси­хологических особенностей он чувствует себя оторванным от ок­ружающих и поэтому с трудом реагирует на действия своих сто­ронников или в случае с главами государств — населения страны в целом.

Ø Второй тип — прагматики с низкой самооценкой и высокой слож­ностью Я-концепции. Они наиболее удачливы в политике, посколь­ку прислушиваются к мнению других и модифицируют свое поли­тическое поведение на основе обратной связи.

Ø Третий тип — идеологи. Это лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, не обращающие внимание на мне­ние окружающих.

Ø Четвертый тип — недетерминированные политики с низкой са­мооценкой и низкой сложностью Я-концепции. Они склонны реаги­ровать лишь на узкий круг социальных стимулов.

г) стили лидерства

Ø Поли­тический стиль включает совокупность процедур выработки и при­нятия решений, формирования и осуществления политического курса, способы взаимодействия политического лидера с электора­том и своими сторонниками, характерные подходы к решению воз­никающих проблем.

Ø Стили лидерства могут быть эффективными и неэффективными в зависимости от степени достижения постав­ленных целей.

Ø Демократический или авторитарный.

Ø Экс­прессивный стиль лидерства связан с эмоциональном воздействи­ем лидера на группу. Такое воздействие побуждает всех членов группы стараться достичь самых высоких целей и результатов даже тогда, когда сам лидер не имеет никакого официального ста­туса.

Ø Директивный и поддерживающий стили лидерства. Для директивного стиля характерно стремление лидера жестко указывать своим сторонникам пути и способы достижения поставленных им целей. Поддерживающий стиль нацелен на сохранение стабильного поведения сторонников политического лидера.

Распространена классификация лидеров по стилю пове­дения.

Выделяют пять таких стилей:

1.Параноидаль­ному стилю поведения соответствует тип лидера, которому свойственны недоверие к окружающим, подозрительность, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти и контроля над другими людьми. Такой лидер видит мир в черно-белых тонах, а людей подразделяет на «друзей» и «вра­гов».

2.Демонстративный стиль характерен для лидеров, которых условно можно назвать «артистами». Они любят внешние эффекты, хотят нравиться публике, привлекать к себе внимание.

3.Компульсивный стиль поведения лидера отли­чается стремлением делать все наилучшим образом независимо от обстоятельств. Такой лидер постоянно озабочен, мелочен, чересчур пунктуален, педантично соблюдает все инструкции и правила. Ли­дер такого типа в чем-то похож на школьного отличника.

4.Лидер, которому свойственен депрессивный тип поведения, не способен самостоятельно играть ведущую роль и по­этому пытается примкнуть к тому, кто реально может «делать поли­тику».

5.Шизоидальный стиль лидерства, напротив, предполагает лиде­ра-одиночку. Он предпочитает не присоединяться ни к какому по­литическому движению и остается сторонним наблюдателем, не свя­занным с какой-либо политической ответственностью. Однако по­добный стиль лидерства не может не носить временного характера, поскольку противоречит самой природе этого явления. Лидер-одиночка, если он действительно окажется вовлеченным в реальную жизнь, будет вынужден трансформиро­вать свой стиль в сторону одного из вышеперечисленных.

3. Имидж лидера. Имидж – формирование образа, который вызывает положительную реакцию и отношение общественности. Лидерство всегда носит публичный характер, так как основной задачей лидера, является его внедрение в общественную жизнью. Лидер всегда находится на глазах общества, тем самым, проникая в реальные события. Всем этим он подвергается процессу интеграции социальной общности.

Современный американский политолог М. Херманн предложи­ла свою типологию лидеров, в основу которой поло­жено такое понятие, как имидж:

• первый собирательный образ лидера — лидер-знаменосец, его отличает собственный взгляд на мир, наличие привлекательного для масс идеала;

• второй собирательный образ лидера — лидер-служитель, ко­торый стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени;

• третий образ — лидер-торговец, его задача — наиболее при­влекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе и в итоге заставить избирателей их «купить», т.е. поверить в данного лидера и оказать ему поддержку;

• четвертый тип — лидер-пожарный, который старается отклик­нуться на все происходящие события; он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, ялекяятно пеягиоовать на сложившуюся ситуацию.

Наши рекомендации