Этнографическое исследование

Этнография означает «картину» образа жизни социальных групп, действующих вместе, и в основе ее лежит антропология. «Общий образ жизни» или культура группы считается «длительным» и «веч­но изменяющимся», и методы этнографических исследований наце­лены па то, чтобы изучить это так детально, насколько это возмож­но, во всех разнообразных оттенках и нюансах, учитывая «многие уровни» отношений. Этнограф начинает с непредвзятых идей о роли или месте человека в обществе или с того, что будет иметь послед­ствия потом.

Главным методом этнографических исследований является непосредственное наблюдение с участием, когда исследователь находится в центре событий. Отправной точкой для изучения от­дельной семьи, например, будет не предположение, что двое со­стоящих в счастливом браке взрослых заботятся о находящихся па их иждивении детях и более или менее успешно воспитывают их. Исследователь задает другие вопросы, такие, как «Что здесь происходит?» или «Каковы взаимоотношения людей!», к пыта­ется создать общую картину семейной жизни, используя мнение каждого члена семьи. Очевидно, могут возникнуть проблемы: взгля­ды отдельных людей могут различаться; они могут не знать, поче­му они так поступают; они бывают неспособны выразить слонами то, что они чувствуют, не вводя при этом в заблуждение. Кроме того, па кого-то из них может влиять представление о том, что они «должны» говорить, или то, что, как они правильно (или непра­вильно) считают, исследователь «хочет слышать»

Однозначного мнения насчет хронологии развития этого мето­да в литературе не сложилось. Многие авторы, в том числе Д. Стю­арт и П. Шамдесани, считают, что прародителем метода фокус-группы выступает фокусированное интервью, которое впервые в ноябре 1941 г. применили Р. Мертон и П. Лазарсфельд для изуче­ния эффективности работы радио. Напротив, Р. Крюгер18, признанный знаток этих технологий, полагает, что подобная методика ин­тервью появилась в конце 1930-х гг. в среде тех социальных уче­ных, кто разочаровался возможностями количественных методов сбора данных, прежде всего тем обстоятельством, что интервьюер навязывает опрашиваемым собственную точку зрения, пытаясь поместить его в прокрустово ложе формализованной анкеты.

Опыт применения фокусированных интервью (индивидуальных и групповых) в годы второй мировой войны по заказу военных ве­домств в исследованиях воздействия пропаганды и фильмов по обу­чению в армии впервые был обобщен в научном докладе Р. Мерто-на в 1946 г. В 1949 г. Т. Новак первым использовал групповое ин­тервью для исследования рынка, пригласив в свой офис домохозяек, которые обсуждали качество нового товара. Обобщающее теорети­ческое осмысление метода появилось в книге Р. Мертона, П. Кен-аалла и М.Фиске «Фокусированное интервью» в 1956 г.19 С тех пор происходила постоянная эволюция фокусированного интервью в сторону превращения его в современный метод фокус-группы.

Уже в 1950-е гг. в США действовали десятки исследовательских центров, применявших этот метод для решения маркетинговых за­дач. Значительный вклад в совершенствование метода внесли пси­хологи и специалисты по групповой психотерапии, соединившие групповое интервьюирование с так называемой проективной техни­кой, используемой для изучения бессознательных мотиваций.

В конце 1970-х гг. масштабы подобных исследований в разви­тых странах были столь велики, что впору говорить о фокус-групповой индустрии. В 1970—80-е гг. метод фокус-группы становит­ся непременным атрибутом учебников и учебных пособий, его применение получает широкое распространение в маркетинговых, рекламных и социально-психологических исследованиях. К сере­дине 1990-х гг. среднестатический взрослый американец уже бо­лее двух раз был участником фокус-группы, а к 2000 г. этот пока­затель увеличился до четырех

Определение иособенности метода

Сегодня дисциплинарная принадлежность метода фокус-груп­пы определяется в научной литературе по-разному. В общем и целом можно выделить три главных подхода. Одни авторы видят в нем разновидность традиционного количественного метода оп­роса21, другие придают ему пограничный статус, считая фокус-группу находящейся между количественным и качественным подходами22, наконец, третьи, и таких большинство, целиком от­носят этот метод к качественной методологии сбора социологи­ческой информации23. Подобный взгляд принят как в отече­ственной, так и в зарубежной социологии24. Этот метод не позволяет получить статистические распределения, имеет пре­имущественно разведывательный характер и в нем используют­ся менее структурированные вопросники, нежели в традицион­ном выборочном опросе25,

К примеру, алтайские социологи С.И. Григорьев и Ю.Е. Рас-тов, занимая по существу промежуточную позицию между двумя обозначенными выше полюсами, считают, что фокус-группа наи­более эффективна тогда, когда она применяется в сочетании с количественными методами, при этом она может играть как до­полнительную, так и ключевую роль. Наряду с элементами каче­ственной методологии этот метод включает в себя элементы ко­личественных методов (включенное наблюдение, правило репре­зентативной выборки и др.).

Существуют и другие расхождения в понимании данного при­ема. Одни специалисты называют аналогом фокус-групп исполь­зуемое в социологии глубинное интервью, а в психологии — экс­периментальные группы. Хотя первый вид опроса широко исполь­зуется также в этнографии и психологии, а второй вовсе не является самостоятельным методом, поскольку экспериментальные и конт­рольные группы — непременные элементы любого научного экс­перимента, в какой бы дисциплине он ни использовался.

В европейской литературе по маркетингу синонимом данному термину часто выступают: групповая дискуссия, качественное исследование, а также множество «дочерних» ответвлений типа сензитивной панели и расширенных творческих групп. Все чаще ими заменяют исходное понятие, а некоторые авторы даже заяв­ляют, что не за горами то время, когда слово «фокус-группа» вовсе исчезнет из научного оборота27.

Некоторые определения фокус-группы:

Р. Мертон (1956): 1. Интервьюируемые должны быть участниками некото­рой определенной ситуации. 2. Характер, промессы, общая структуре этой ситуации должны быть заранее проанализированы социологом. 3. На ос­нове этою анализа должен быть составлен план интервью, в котором очер­чиваются важнейшие вопросы и гипотезы. 4. Интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной си­туации.

И. Голдман(1962); Групповое глубинное фокусированное интервью: '•груп­повое» означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; «глубинное» означает поиск информации, более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; «интервью» озна­чает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; «фокусированное» означает, что интервью огра­ничено малым числом вопросов.

Р.Крюгер (1В94): Фокус-группа — это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискус­сии продуцируются данные, имеющие качественный характер.

Фокус-группа— беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непосред­ственном (личном) контакте в специально отведенном помеще­нии. Р. Крюгер определил фокус-группу как тщательно распла­нированную дискуссию, предназначенную (задуманную) для получения мнений по определенной теме в неугрожающей, дове­рительной обстановке.

С появлением современных технологий непосредственный контакт все чаще заменяется опосредованным — опрос проводит­ся при помоши телефона и Интернета (электронная почта). Вклю­ченное в название метода слово «фокус» обозначает предметную концентрацию» сосредоточенность опрашиваемых на одном воп­росе и, в связи с этим, его всестороннее обсуждение. Социологами он позаимствован из оптической физики. Фокус (средоточие, центр) в оптике обозначает точку, где собирается про­шедший через оптическую систему параллельный пучок световых лучей. В эмпирической социологии фокус обозначает общее мне­ние людей, которые, высказывая на предмет разные, нередко па­раллельные точки зрения, в результате коллективной дискуссии сходятся в одном. Точнее сказать, сходятся не люди в своих мне­ниях, им вовсе не обязательно добиваться консенсуса. Разные мнения приводит к единому знаменателю социолог, организую­щий подобное мероприятие.

Итак, термином «фокус» обозначают в первом случае итог об­суждения. Но существует второе значение термина, свидетельству­ющее о характере процесса дискуссии. «Фокус внимания участни­ков групповых дискуссий сосредоточивается на каком-то одном, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусиру­ется на выяснении мнений участников по поставленному вопро­су, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей дос­тижения консенсуса»30. Реализация такой процедуры требует со­здания нескольких дискуссионных групп и проведения коллектив­ного обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубо­кого понимания и поиска оптимальных путей решения.

Наконец» в третьем смысле слово «фокус» несет в себе важный смысловой оттенок, отражающий концентрацию усилий интер­вьюера на изучении определенной проблемы (С. Белановский). При этом фокусировка интервью может осуществляться разными способами в зависимости от специфики объекта и предмета ис­следования либо поставленных задач.

В США научно-методическая учебная и справочная литерату­ра по данной теме насчитывает многие сотни названий. Сошлем­ся на одно из последних изданий — «Руководство по проведению фокус-групп» Г. Эдмундса31, на 276 страницах которого рассмат­риваются, кажется, все проблемы, которые только могут возник­нуть у практикующего социолога: преимущества и недостатки ме­тода, общий план его проведения, виды фокус-групп (телефокус, триады, Интернет- и видеофокус-группы), выборочные процеду­ры, разработка вопросника, подбор опрашиваемых, оснащение помещения и его техническое оборудование, подбор модераторов, их способности, подготовка и ролевые функции, используемые ими приемы, техники и ухищрения, процесс и ход фокус-груп­пы, контроль поля, подготовка текста результатов фокус-группы и анализ данных, стоимость и финансирование, презентация ре­зультатов, этические и социокультурные аспекты фокус-группы. В книге приводятся многочисленные примеры проведения фокус-групп и документация к ним.

В зарубежной литературе виды и типы фокус-группы, прежде всего в маркетинге как самой массовой области их использования, различаются в зависимости от: философской базы и целей иссле­дования, культурных и национальных особенностей, методики и техники сбора данных, метода анализа данных и др.32

Преимущества и недостатки

Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее ан­кетирования или личного интервью по ряду причин:

* взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно сти­мулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям;

* заказчик может непосредственно наблюдать за ходом обсуж­дения, спрятавшись за стеклом с обратным видом, делать соб­ственные выводы, причем еще до получения окончательного на­учного отчета;

• такой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование; его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат;

• он позволяет за короткий срок определить причины возник­новения проблемы, например, падения спроса на конкретный товар в этом регионе по сравнению с другими, где он великолеп­но раскупается. (Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают пере­чень основных причин данного явления33,)

Описывая выгоды фокус-группы, Дж. Хесс34 в 1968 г. указы­вал на такие качества участвующего взаимодействия (этим термином за рубежом часто определяют суть данного метода), как си-нергетизм, эффект снежного кома, групповое поощрение, безо­пасность, спонтанность. В 1995 г. Д.Эсбури в числе многих дру­гих исследователей еще раз напомнил такую особенность фокус-группы, как исключительно богатое количество детальной информации, не получаемой ни при каком другом методе. Дей­ствительно, в личном интервью опрашиваемый, оставшись один на один со своей памятью, может кое-что забыть, но в группе при­поминание происходит намного активнее. Смысл метода заклю­чается в синергетическом эффекте, создаваемом ситуацией груп­пового обсуждения: здесь легче преодолевается скованность, ме­ханизмы психологической зашиты, межличностные барьеры, люди проще и более открыто выражают свои эмоции.

К недостаткам метода специалисты дружно относят трудности обработки данных. Приходится пользоваться транс криптами, спе­циально подготовленными кодировочными таблицами, контент-анализом, дорогостоящими способами расшифровки магнитофон­ных записей, ручным подсчетом данных либо очень сложными компьютерными программами36. Несмотря на множество проблем, возникающих на стадии обработки данных, многие специалисты, имеющие многолетний опыт, считают, что с помощью современ­ного компьютера и хорошей тренировки их можно решить37.

Наши рекомендации