Вопрос № 35. Анкетирование. Структура социологической анкеты

Анкетирование в социологическом исследовании. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Специфика использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества. Этапы анкетного опроса. Социологическая анкета, ее логическая и организационная структура. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты. Виды вопросов анкеты, ее композиция и оформление. Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования. Практика разработки анкет.

Опрос как вид исследования разбивается на две большие раз­новидности — анкетирование и интервью. Анкетирование — вопрос но-ответная форма организации текста. Интервью — проводи­мая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой ин­тервьюер фиксирует его ответы.

В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой и ин­дивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе и в целе-пых аудиториях — посетители клуба, пациенты в поликлинике и т.п.).

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтопая (рассы­лаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).

Кроме того, виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно: а) количественные (с применением статисти­ки) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) пись­менные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустанлартизированные и нестандарти-шровпнные; л) клинические и фокусированные; е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспрссс-онросы) и основные (как главный способ сбора первичной инфор­мации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов п той или иной области).

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств; содержа­ния анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которых реа-ппован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего иполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые долж­ны быть максимально благоприятными для спокойной и сосре­доточенной работы респондента; психологического состояния (ч'спондента на момент опроса и других.

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятель-1-1 но — вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому за­мыслу и логически выстроенная система вопросов — адресован­ных (теспонденту речевых сообщений в вопросительной, утверди-п-иыюй или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа. Вопросник — более широкий термин, чем ан­кета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета — это документ опроса («Анке­та для рабочего») и метод опроса (т.е, анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник, который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рас­сылается ло почте либо раздается респондентам для самостоятель­ного заполнения.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту ра­боты и учебы. Анкеты разлаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работаете группой из 15—20 чел. При этом обеспечива­ется стопроцентный возврат анкет, респонденты могут прокон­сультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и не-ясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтро-, лировать качество заполнения.

Групповое анкетирование требует соблюдения некоторых специ­альных условий, обеспечивающих психологический комфрт ситу­ации опроса и повышающих качество ответов. Помещение, где про­ходится опрос» должно быть психологически нейтральным (комна­та отдыха), свободным от мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посто­ронних людей и т.п.). Опрашиваемые обеспечиваются условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно другот друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность сосредоточиться и обдумать свои отпеты инди­видуально, не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и воз­можные варианты отпетое. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более знакомство с ответами опрашиваемых в процессе заполнения анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходи­мости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются.

В отечественной социологии самым популярным является ин­дивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительной 75—80% случаев. При использовании индивидуального анкетиро­вания, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету рсспондету, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. В первом случае респондент получает больше премсни на заполнение анкеты, обдумывание от­ветов, но при этом осложняются проблемы возврата и> появляется позможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, лаже

подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирова­ние применяется как по месту жительства, так и по месту работы.

Социальные психологи больше склонны к тестам и социомст-рическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятель­ности и ценностные ориентации. При индивидуальном анкетиро­вании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обго­варивается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследо­ваний в США, Германии, Франции проводится посредством лич­ных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и (или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропускан, дают отпеты не по существу и т.д. и т.п.) социологи стремятся избегать анкетирования, т.е. самозаполнения. Респондент, а затем и интер­вьюер оказываются самыми слабыми зксньями в длинной цепи научного процесса.

Как бы то ни было, но в социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отож­дествляют с применением опроса. Правда, психологу, оперирую­щему тестами, опросная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установ­лено, что жестких границ между дисциплинами не существует, одни и те же методы применяются п разных науках. Специалист подби­рает нужный метод для решения скоси проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Четыре пила опроса — индивидуальный и групповой, устный и письменный — взаимодополняютлруг друга, образуя логичес­кий квадрат, в клетка* которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса (рис. 1.3).

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:

· да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);

· альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;

· ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;

· шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.

Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.

Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето» и т.д. (словесная ассоциация). Ту же основу имеет .тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые...». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.

В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.

Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):

· возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;

· возможно получение добавочной информации.

Недостатки подобных опросов:

¨ трудно протоколировать ответы;

¨ плохая сравнимость результатов;

¨ трудность в обработке данных; высокие затраты.

При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:

· Закрытые

· Открытые

Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.

Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.

Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

Разработка анкеты.

Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:

¨ облегчить ответ опрашиваемого лица;

¨ сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;

¨ позволить легко провести анализ.

Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

Сбор ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислитель­ную технику.

Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализиро­вать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опра­шиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.

Обработка результатов. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возмож­но, обычно в форме таблиц, графиков.

Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.

Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.

Наши рекомендации