Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал.
Проблема измерения в социологии.
Социальные явления и процессы могут быть измерены лишь с количественной стороны. Причем условием их измерения и соизмерения, т.е. предпосылкой приложения к ним количественных форм, является безразличие их качественных различий и подход к ним как качественно однородным явлениям. «Что является предпосылкой всякого липа количественного различия вещей?», — спрашивал К. Маркс и отвечал: «Одинаковость их качества. Стало быть, количественное измерение работ предполагает однородность, одинаковость их качества».[8] Поэтому различные в качественном отношении вещи соизмеряются не со стороны их качества, а лишь с позиций того общего основания, к которому они должны быть сведены, когда их качества одинаковы. Только как выражение этого общего основания вещи выступают одноименными и соизмеримыми величинами.[9] Отсюда понятно, что сведение явлений к однородному в качественном отношении состоянию предполагает абстрактный подход к ним, и, следовательно, количественное измерение осуществляется абстрактными формами, которые с самого начала относительно безразличны к качеству измеряемых объектов, его эмпирическим индикаторам. В противном случае невозможно их измерение и соизмерение.
Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Измерением называют также однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т. д.) в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе его сторон. Поскольку получить точный аналог (изоморфную модель) практически не удается, разрабатывают приблизительный аналог (гомоморфную модель), в числовом выражении условно соответствующий оригиналу. Социальные измерения часто называют квалиметрическими, т.е. условно количественными аналогами качественных отношений.
Проблема первичного измерения — лишь частично математическая. Чтобы по определенным правилам приписать числа свойствам социального объекта, надо обстоятельно уяснить их. содержательную структуру и найти соответствие между нею и инструментом измерения, т. е. это задачи качественно-количественного анализа.
В принципе изменению подлежат любые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе исполнившихся лет, заработок в денежных единицах, образование в годах обучения и т. п.) дело обстоит сравнительно просто. Для них уже есть общепринятые эталоны измерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка, один человек для исчисления размера семьи.
Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т. п.) не имеют установленных эталонов измерения.
Их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования.
Установочные и оценочные шкалы
Установочными называют шкалы, с помощью которых числа приписываются самим респондентам (а не оцениваемым ими объектам). При использовании такой шкалы речь чаще всего идет об измерении установки последних. Правда, под установкой здесь может пониматься не совсем то, для обозначения чего используется этот термин в социальной психологии (здесь мы отвлекаемся от разных нюансов его понимания, отождествляя, например, установку с аттитюдом и т.д.; об упомянутых нюансах см. [Андреева, 1994, с. 254; Дилигенский, 1996, с. 154]). Скажем, мы будем полагать, что по установочной шкале измеряется возраст респондента.
В социологии часто используются некорректные установочные шкалы. Так, не всегда позволяют достичь порядкового уровня измерения традиционные шкалы -пятичленки типа описанной выше шкалы для измерения удовлетворенности работой: нетрудно понять, что соотношение вида 3 < 5 иногда не может интерпретироваться как соответствующее различие эмоционального отношения к работе "стоящих" за числами респондентов. Причины подобных явлений могут быть разными — например, обусловленная национально-культурными особенностями респондентов разница их восприятия анкетных вопросов [Ермолаева, 1990].
Оценочными называют такие шкалы, итогом "действия" которых является приписывание чисел не респондентам, а некоторым объектам (суждениям, ценностям, проблемам и т.д.); при этом предполагается, что полученные числа отражают усредненное мнение интересующей исследователя совокупности респондентов об этих объектах.
Многие традиционные способы получения оценочных шкал тоже не являются корректными. Так, при разных способах опроса объекты, указываемые респондентами как самые значимые, могут быть различными. Приведем пример. Авторы статьи [Согомонов, Толстых, 1989], пытаясь выявить, какие социально-экономические проблемы более всего волнуют респондентов, обратились к ним в анкете несколько раз, по-разному сформулировав соответствующий вопрос (просили отметить одну, самую острую проблему, несколько наиболее актуальных проблем и т.д.) и... получили противоречащие друг другу результаты.
Рассмотрим более подробно еще один очень популярный способ построения оценочной шкалы. Предположим, что мы хотим получить рейтинги 4-х лиц, претендующих на то, чтобы быть избранными на какой-либо руководящий пост. Условно обозначим претендентов буквами Е, Ж, 3, Я. Анализируемый способ опирается на результаты ранжировки респондентами рассматриваемых лиц. На примере покажем, каким образом в соответствии с традицией каждому претенденту приписывается число, отражающее его рейтинг.
Пусть результаты ранжировки имеют вид, отраженный в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Результаты ранжировки гипотетических претендентов на должность несколькими респондентами
№ респондента | Ранжируемые претенденты | |||
Е | Ж | Я | ||
………………..……. | ……... | …….…………. | ……….………. | ………… |
Мы видим, что претенденту Е наши респонденты приписывали ранги 4, 3, 1, ..., 4. Искомая рейтинговая оценка VE этого претендента равна среднему арифметическому значению таких рангов:
Аналогично,
и т.д.
Мы утверждаем, что такой подход некорректен. Он может увести нас весьма далеко от реальности. Приведем пример.
Предположим, что респонденты какой-либо одной совокупности думают совершенно одинаково и твердо уверены в одном: претендент Е не должен занять вакантную должность. Претенденты же Ж, 3, Я, с точки зрения этих респондентов, примерно одинаково пригодны на должность, и наши респонденты с большим трудом их ранжируют, скорее отдавая дань вежливости исследователю, чем в действительности отражая свои пристрастия.
Тогда на упомянутом выше гипотетическом психологическое континууме точки, отвечающие оцениваемым претендентам, займут примерно следующее положение (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Расположение претендентов на числовом континууме респондентами первой совокупности
Предположим также, что респонденты к какой-то другой совокупности, рассуждая одинаковым образом, уверены в том, что вакантный пост должен занять З и что остальные претенденты одинаково непригодны для занятия этой должности. Но и эти респонденты, хотя и с трудом, все же ранжируют всех претендентов (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Расположение претендентов на числовом континууме респондентами второй совокупности
Нетрудно проверить, что для респондентов первой совокупности средние ранги претендентов Я и Ж будут равны соответственно 2 и 3, а для респондентов второй совокупности — 3 и 2.
Предположим теперь, что мы должны дать ответ претенденту Ж на вопрос о том, среди какой из двух рассматриваемых совокупностей респондентов он пользуется большей популярностью. Наш ответ однозначен — среди второй (соответствующий рейтинг не только относительно выше, но и в абсолютном плане приличен: представители второй совокупности ставят этого претендента на второе место, представители первой — на третье). Ж организует встречу с респондентами рекомендованной совокупности и вместо "любви" наталкивается на "гнилые помидоры".
В чем же наша ошибка? Нетрудно понять, что неоправданным было наше приписывание претендентам чисел. Мы как бы подменяли истинное мнение респондента тем, о чем он не говорил, "додумывали" за него: респондент просто отмечал, что ставит З на первое место, Ж — на второе, Я—на третье, а мы полагали, что он приписывает 3 число 1, Ж— число 2, а Я — число 3. Сделав это предположение, естественно, мы полагали, что с точки зрения этого респондента различие между Ж и З равно различию между Я и Ж (ведь 2 - 1 = 3 - 2). А это могло быть совсем не так.