Проблемы и противоречия развития общественной культуры.

Культура («возделывание», воспитание) — термин распространился в первой половине 19 века.

Культуру можно рассматривать как:


  • Совокупность видов человеческой деятельности (деятельный подход)

  • Система сбора, переработки организации информации, циркулирующей между социальными группами (информационно- семиотический подход)

  • Степень реализации социальных сил человека (гуманистическая теория)

  • Система человеческих ценностей (аксеологический подход)

  • Уровень развития социума (цивилизационный подход)


Культура — исторически изменяемая совокупность форм и результатов, созданных человеком ценностей и мер освоения им этих ценностей.

Виды культуры

По функциональному назначению:


  • Материальная (удовлетворяет материальные потребности человека в одежде, пище, жилье)

  • Духовная (развитие духовного мира личности: литература, музыка, искусство)


Духовная культура может содержать какие-либо идеи:


  • По специфике человеческой деятельности (художественная, политическая, экологическая); по генезису (народная — основана на традициях, не имеет автора; ученая);

  • по востребованности (актуальная — востребована в данный момент; потенциальная);

  • по доступности (массовая — упрощенная культура, не требует специальной подготовки: сериалы, возникли с появлением СМИ; элитарная — необходима подготовка для восприятия данной культуры)


Субкультура — культура какой-либо социологической группы (молодежь, город, село)

Контркультура — характеристика, которая противостоит господствующей культуре.

Социология культуры — отрасль социологического знания, раздел социологии, изучающий особенности развития и функционирования культуры во взаимодействии с социальными объектами и процессами, т.е. влияние культуры на общество и наоборот:


  • Какие ценности базовые/фундаментальные?

  • Культурная политика власти

  • Культурный уровень различных групп населения.


Процесс развития культуры:


  1. Эволюционный подход (от простого к сложному)

  2. Теория конфликта (главное движущая сила развития культуры — конфликт)

  3. Циклический подход (выделяют фазы, которые повторяются и возвращаются)


Функции культуры:


  • Информационная (через символы, образы); Коммуникативная (освоение культурны ценностей); Ценностная; Нормативная (оценка ценностей); Интегративная (сплочение социальных обществ); Социализирующая; Индивидуализирующая (самореализация); Трансляционная (передача опыта); Системообразующей функцией культуры является человекотворчество.


Культура современного российского общества

В России долгое время лидировала традиционалистская культура: постоянное воспроизводство сложившихся норм, скептическое отношение к новациям, неразвитая индивидуальность.

В России социалистические ценности были адаптированы мощным фундаментом традиционалистской культуры, оформилось оригинальное детище — разновидность традиционной культуры в марксистском обличии.

Мода (лат. «правило») — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни, культуре; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

Функции одежды:


  • Утилитарная (защищает); Эстетическая; Унификация; Инновационная ; Актуализация традиции (каждая модная вещь со временем становится обыденной); Коммуникативная (мода сообщает об определенной группе населения, подростки); Функция социализации (кто и что должен носить); компенсаторная; престижная (стремление носить модную одежду); функция психофизической разрядки; сексуальная.


В обществе главенствующие позиции должны занять демократические позиции. Мы переосмысливаем интересы общества; открыта вся культура прошлого, вернулась культура русского зарубежья.

Проблемы культуры:


Вестернизация культуры (унификация); Вместе с реальными достижениями с запада проникают образцы китча; Культурная политика государства (нехватка ресурсов на возрождение культуры); Комерционализация культуры; Массовая утечка талантов на запад; Нарушение правил авторства, развитие пиратской промышленности; Одомашнивание культуры; Общий низкий уровень культурной инфраструктуры в поселенческом и региональном разрезе; Засорение русского языка; Исчезновение цензуры привело к снижению качества культуры; Для большей части населения культура — это средство досуга, релаксации, в меньшей степени — эстетическое освоение действительности.

32.Образование как социальный феномен: сущность, структура, функции.

Роль образования в социализации личности.

Значимость образования:


  • Это капитал нации (в образование выгодно вкладывать деньги)

  • Лучшая рабочая сила — образованная (все, что случается в стране — результат плохого образования)

  • Чем выше уровень образования, тем более демократично общество

  • Через систему образования можно прорваться наверх — социальный лифт.

  • Таким образом, образование зависит от многих факторов, оказывающих влияние на все сферы деятельности. Это сложная социальная организация.


Образование изучают:


  • Философия — рассматривает образование как самостоятельную отрасль научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах: ценностно-целевых, результативных, процессуальных, системных — что ведет к единому мировому образовательному пространству.

  • Экономика — образование как один из важнейших социально-экономических ресурсов, как общества так и личности.


Типы образования:


  1. Неоклассическое (образование — свободное предпринимательство; услуга с минимальным вмешательством государства)

  2. Кенсианское (вмешательство государства в образование и его экономику)


Социология образования — область социологии, которая изучает:


  • Образование как самостоятельный социальный институт и взаимосвязь с другими социальными институтами;

  • Образование как систему (строение образования), социальную политику в области образования.


Функции образования:


  • Социальная функция: контроль за соблюдением социальных норм; усвоение социальных ролей, воспроизводство и изменение социальной структуры общества; социальное перемещение и мобильность; социализация личности; формирование социально-профессиональной структуры


Роль образования в социализации:

Функцию социализации выполняет в обществе, прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Задача образования: первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу. наделение человека определенным статусом решается уже на уровне специальных профессиональных учебных заведений.


  • Культурная функция.


Система образования:


  • Совокупность образовательных учреждений и органов управления образования

  • Совокупность образовательных программ и стандартов

  • Комплекс принципов функционирования системы.

33. Взаимодействие образования и общества.

Актуальные проблемы развития образования в современной России.

Кризис в образовании носит мировой характер:


  • Углубляется разрыв между образованием и культурой

  • Отставание образования от науки

  • Кризис социализации

  • Противоречия между общим и профессиональным образованием

  • Невостребованность обществом образованных людей

  • Остаточный принцип финансирования образования

  • Региональные различия в уровне обрзования

  • Разрыв в качестве образования между нашим и европейским образованием

  • Школа остается средой неблагоприятной для ребенка

  • Отторжение школой детей

  • Плохо разработанная система защиты прав ребенка

  • Школа и здоровье ребенка

  • Разрыв между социальной и образовательной средой

  • Отмена всеобщего среднего образования

  • Неудовлетворительный кадровый потенциал образования

  • Негосударственное образование


Вывод:образование должно кардинально измениться.


Тенденции: гуманизация (интересы к личности); гуманитаризация; создание единой системы образования; компьютеризация; непрерывное образование — самообразование; глобализация (плохо); учет национальных особенностей.

Правительство РФ приняло разработку «Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации выделены шесть основных направлений перехода к новым принципам организации образования:


  1. Государственные гарантии, доступность и равные возможности получения образования;

  2. Повышение качества общего и профессионального образования;

  3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

  4. Повышение социального статуса и уровня профессионализма педагогических работников;

  5. Повышение роли общественности в разработке и реализации образовательной политики;

  6. Формирование системы общественно - государственного заказа на образование и контроля за эффективностью использования профессионально-образовательного потенциала работников.


Проблемы и трудности модернизации системы образования в России не могут быть решены только такими мерами. В основе изменения образовательной системы должна лежать определенная последовательность согласованных политических, экономических, управленческих, организационно-методических действий по формированию образования нового типа.

[1] Об истории социологических исследований в России см.: Маслова О.М. Методология и методы // Социология в России. М.: На Воробьевых, 1996. С. 37-82.

Наши рекомендации