Проблемы и противоречия развития общественной культуры.
Культура («возделывание», воспитание) — термин распространился в первой половине 19 века.
Культуру можно рассматривать как:
Совокупность видов человеческой деятельности (деятельный подход)
Система сбора, переработки организации информации, циркулирующей между социальными группами (информационно- семиотический подход)
Степень реализации социальных сил человека (гуманистическая теория)
Система человеческих ценностей (аксеологический подход)
Уровень развития социума (цивилизационный подход)
Культура — исторически изменяемая совокупность форм и результатов, созданных человеком ценностей и мер освоения им этих ценностей.
Виды культуры
По функциональному назначению:
Материальная (удовлетворяет материальные потребности человека в одежде, пище, жилье)
Духовная (развитие духовного мира личности: литература, музыка, искусство)
Духовная культура может содержать какие-либо идеи:
По специфике человеческой деятельности (художественная, политическая, экологическая); по генезису (народная — основана на традициях, не имеет автора; ученая);
по востребованности (актуальная — востребована в данный момент; потенциальная);
по доступности (массовая — упрощенная культура, не требует специальной подготовки: сериалы, возникли с появлением СМИ; элитарная — необходима подготовка для восприятия данной культуры)
Субкультура — культура какой-либо социологической группы (молодежь, город, село)
Контркультура — характеристика, которая противостоит господствующей культуре.
Социология культуры — отрасль социологического знания, раздел социологии, изучающий особенности развития и функционирования культуры во взаимодействии с социальными объектами и процессами, т.е. влияние культуры на общество и наоборот:
Какие ценности базовые/фундаментальные?
Культурная политика власти
Культурный уровень различных групп населения.
Процесс развития культуры:
Эволюционный подход (от простого к сложному)
Теория конфликта (главное движущая сила развития культуры — конфликт)
Циклический подход (выделяют фазы, которые повторяются и возвращаются)
Функции культуры:
Информационная (через символы, образы); Коммуникативная (освоение культурны ценностей); Ценностная; Нормативная (оценка ценностей); Интегративная (сплочение социальных обществ); Социализирующая; Индивидуализирующая (самореализация); Трансляционная (передача опыта); Системообразующей функцией культуры является человекотворчество.
Культура современного российского общества
В России долгое время лидировала традиционалистская культура: постоянное воспроизводство сложившихся норм, скептическое отношение к новациям, неразвитая индивидуальность.
В России социалистические ценности были адаптированы мощным фундаментом традиционалистской культуры, оформилось оригинальное детище — разновидность традиционной культуры в марксистском обличии.
Мода (лат. «правило») — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни, культуре; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.
Функции одежды:
Утилитарная (защищает); Эстетическая; Унификация; Инновационная ; Актуализация традиции (каждая модная вещь со временем становится обыденной); Коммуникативная (мода сообщает об определенной группе населения, подростки); Функция социализации (кто и что должен носить); компенсаторная; престижная (стремление носить модную одежду); функция психофизической разрядки; сексуальная.
В обществе главенствующие позиции должны занять демократические позиции. Мы переосмысливаем интересы общества; открыта вся культура прошлого, вернулась культура русского зарубежья.
Проблемы культуры:
Вестернизация культуры (унификация); Вместе с реальными достижениями с запада проникают образцы китча; Культурная политика государства (нехватка ресурсов на возрождение культуры); Комерционализация культуры; Массовая утечка талантов на запад; Нарушение правил авторства, развитие пиратской промышленности; Одомашнивание культуры; Общий низкий уровень культурной инфраструктуры в поселенческом и региональном разрезе; Засорение русского языка; Исчезновение цензуры привело к снижению качества культуры; Для большей части населения культура — это средство досуга, релаксации, в меньшей степени — эстетическое освоение действительности.
32.Образование как социальный феномен: сущность, структура, функции.
Роль образования в социализации личности.
Значимость образования:
Это капитал нации (в образование выгодно вкладывать деньги)
Лучшая рабочая сила — образованная (все, что случается в стране — результат плохого образования)
Чем выше уровень образования, тем более демократично общество
Через систему образования можно прорваться наверх — социальный лифт.
Таким образом, образование зависит от многих факторов, оказывающих влияние на все сферы деятельности. Это сложная социальная организация.
Образование изучают:
Философия — рассматривает образование как самостоятельную отрасль научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах: ценностно-целевых, результативных, процессуальных, системных — что ведет к единому мировому образовательному пространству.
Экономика — образование как один из важнейших социально-экономических ресурсов, как общества так и личности.
Типы образования:
Неоклассическое (образование — свободное предпринимательство; услуга с минимальным вмешательством государства)
Кенсианское (вмешательство государства в образование и его экономику)
Социология образования — область социологии, которая изучает:
Образование как самостоятельный социальный институт и взаимосвязь с другими социальными институтами;
Образование как систему (строение образования), социальную политику в области образования.
Функции образования:
Социальная функция: контроль за соблюдением социальных норм; усвоение социальных ролей, воспроизводство и изменение социальной структуры общества; социальное перемещение и мобильность; социализация личности; формирование социально-профессиональной структуры
Роль образования в социализации:
Функцию социализации выполняет в обществе, прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Задача образования: первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу. наделение человека определенным статусом решается уже на уровне специальных профессиональных учебных заведений.
Культурная функция.
Система образования:
Совокупность образовательных учреждений и органов управления образования
Совокупность образовательных программ и стандартов
Комплекс принципов функционирования системы.
33. Взаимодействие образования и общества.
Актуальные проблемы развития образования в современной России.
Кризис в образовании носит мировой характер:
Углубляется разрыв между образованием и культурой
Отставание образования от науки
Кризис социализации
Противоречия между общим и профессиональным образованием
Невостребованность обществом образованных людей
Остаточный принцип финансирования образования
Региональные различия в уровне обрзования
Разрыв в качестве образования между нашим и европейским образованием
Школа остается средой неблагоприятной для ребенка
Отторжение школой детей
Плохо разработанная система защиты прав ребенка
Школа и здоровье ребенка
Разрыв между социальной и образовательной средой
Отмена всеобщего среднего образования
Неудовлетворительный кадровый потенциал образования
Негосударственное образование
Вывод:образование должно кардинально измениться.
Тенденции: гуманизация (интересы к личности); гуманитаризация; создание единой системы образования; компьютеризация; непрерывное образование — самообразование; глобализация (плохо); учет национальных особенностей.
Правительство РФ приняло разработку «Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации выделены шесть основных направлений перехода к новым принципам организации образования:
Государственные гарантии, доступность и равные возможности получения образования;
Повышение качества общего и профессионального образования;
Формирование эффективных экономических отношений в образовании;
Повышение социального статуса и уровня профессионализма педагогических работников;
Повышение роли общественности в разработке и реализации образовательной политики;
Формирование системы общественно - государственного заказа на образование и контроля за эффективностью использования профессионально-образовательного потенциала работников.
Проблемы и трудности модернизации системы образования в России не могут быть решены только такими мерами. В основе изменения образовательной системы должна лежать определенная последовательность согласованных политических, экономических, управленческих, организационно-методических действий по формированию образования нового типа.
[1] Об истории социологических исследований в России см.: Маслова О.М. Методология и методы // Социология в России. М.: На Воробьевых, 1996. С. 37-82.