Противоречия социализации в современной России.

утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу.

Этапы: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; или «первичная социализация» (от рождения до зрелой личности) и «вторичная» (перестройка личности в период ее социальной зрелости) — наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах. На раннем этапе социализации велика роль родителей, семьи; школа — первые представления о гражданской жизни, соблюдение формальных требований дисциплины и порядка; юношеский период (переходный): постоянно делает выбор (профессии, партнера по браку, системы ценностей). В период трудовой деятельности велика роль трудового коллектива; происходит ресоциализация (процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность); ресоциализации предшествует десоциализация — отлучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения. На этапе старости — адаптация личности к новым условиям.

Искаженные формы социализации: Мазохизм(стремление к подчинению, отказ от «Я», бегство от одиночества); садизм (постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти); Деструкция (избавление человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира);Конформизм (беспринципное приспособленчество к любому социальному давлению, приводящее к отказу от собственного «Я»).

28. Социология конфликта. Анализ структуры и динамики социального конфликта.

Конфликтология (50-е годы) — наука, изучающая теорию возникновения, развития и регулирования конфликтов, а также сущность конфликта, многообразие их форм, причины возникновения, особенности развития, последствия, разработка социологических технологий разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт — предельны случай, обострение социальной ситуации, выражается в столкновении различных социальных общностей (классов, групп, наций, государств), обусловленных противоречиями (существенное различие их интересов, целей, тенденций в развитии).

Теории конфликта:


  1. Социально-биологическая концепция (в обществе идет борьба за существование): последователи (Г.Спенсер, Самнер)

  2. Функционалисткие: согласие — основа общественной жизни; общество способно нормально развиваться только на принципах согласия. Конфликт — аномальное, временное явление, поскольку он не присущ социальной системе изначально. Конфликт приводит к нарушению баланса, стабильности общественной жизни. Следовательно, его необходимо устранять различными способами (Смелзер)

  3. Конфликт полезен, это источник развития общества; конфликт — закономерное, необходимое и неотъемлемое явление социальной жизни. Конфликт выполняет позитивные функции (Дарендорф): снятие напряжения между антагонистами, большее понимание позиций друг друга; интегративная (сплочения); социальные изменения (создание новых социальных структур)

  4. Теория конфликта К.Маркса: любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия, которые могут быть устранены в результате классовой борьбы (движущая сила развития общества); равенство людей может быть достигнуто в результате социальной революции.


История развития человечества носит конфликтный характер.

Типология конфликта:


  • По субъектам (межличностный, внутригрупповой, международный)

  • По сферам общественной жизни (экономический, политический, социальный);

  • По видам причин (объективные, субъективные)

  • По характеру проявлению (по масштабам, по деятельности, по степени остроты)

  • По последствиям (конструктивные, нейтральные, деструктивные)


Структура конфликта:


  1. Стороны: отдельные лица, группы, страны, личности: участники — это те, кто принимают активное участие в противоборстве друг против друга.

  2. Взаимодействия сторон: это анализ поведения участников конфликтной ситуации.


По типу действия: протекающие по правилам, развивающиеся без правил.

Во взаимодействии выделяют:


  • Подстрекатели (создают конфликт, но остаются в стороне)

  • Пособник (содействует различным способом: совет, помощь)

  • Последователь

  • Посредник (лицо, оказывающее помощь при разрешении конфликта)

  1. Причины: могут быть объективными и субъективными, разрешимыми и неразрешимыми. Причина не равна поводу.Повод — некое событие, предшествующее конфликту.

  2. Социальные изменения, последствия


Динамика конфликта:




  • Предконфликтная: делится на латентную (противоречие существует, но не осознается) и открытую (начинается с инцидента) стадии.

  • Развитие конфликта (поиск сторонников) — сам конфликт (превращается из потенциального в реальный): противники совершают открытые действия (обмен ударами) и скрытые (маскировка)

  • Постконфликтная ситуация (предпринимаются усилия по разрешению конфликта); устранение противоречия в интересах; снятие психологической напряженности.


Формы разрешения конфликта — уклонение от конфликта; откладывание, примирение, компромисс, переговоры, арбитраж; силовой способ.

Наши рекомендации