Типы администрирования опросов.

Опрос - наиболее распространенный социологический метод.

• Применим для изучения содержательных характеристик

которые:

– не поддаются прямому наблюдению;

– проблема недостаточно или вообще не обеспечена документальными источниками.

• Метод опроса в социологии = анкетирование.

Преимущества опроса

• Универсальность (широта тематики и охвата социальных слоев населения).

• Высокий уровень стандартизации («объективность», репрезентативность, надежность данных)

• Возможность статистического анализа.

Недостатки опроса

• Невозможность учесть все возможные смещения ответов:

– Эффект интервьюера

– Неискренность респондентов

– Угроза фальсификации

– И др.

Разновидности опросов

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью (— проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку).

Различается по:

  • По содержанию беседы
      • Документальное (изучение событий прошлого, уточнение фактов)
      • Интервью мнений (выявление оценок, взглядов» суждений)
      • Интервью с экспертами
  • По технике проведения
      • Свободные (это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью")) (УМЕСТНО НА СТАДИИ РАЗВЕДКИ)
      • Нестандартизированные (детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов)
      • Формализованные
  • По особенностям процедуры интервью
      • интенсивным ("клиническим", т. е. глубо­ким, длящимся иногда часами); цель: све­дения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого
      • фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опраши­ваемого; цель: извлечь информа­цию о реакциях субъекта на заданное воздействие
      • ненаправленные ( носят «терапевтический» характер, инициатива течения беседы принадлежит самому респонденту, интервью помогает «излить душу»)
      • нарративное (направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни; Текст такого повествования подлежит качественному анализу. )
  • по способу организации
      • групповые (это планируемая беседа, в процессе которой иссле­дователь стремится вызвать дискуссию в группе.) передача познера
      • индивидуальные
          • личные
          • телефонный опрос

Телефонный опрос

• Используется в рамках населенного пункта с высоким уровнем телефонизации.

• Основные преимущества

– Экономичность

– Оперативность (быстрый отбор респондентов,

отсутствие этапа размножения полевой документации

и т.д.)

– Минимальное влияние интервьюера.

Телефонный опрос: ограничения

• Временные ограничения (интервью по телефону не должно длиться более пятнадцати минут)

• Невозможность соблюсти репрезентативность выборки

• Неискренность ответов.

          • он-лайн опрос

Он-лайн опрос

• Последнее время все чаще используется

– Рассылка анкет по электронной почте;

– Размещение текстовых анкет в группах новостей;

– Интернет-форумы и телеконференции;

– Анкеты в формате web-страниц.

• Имеет преимущества и недостатки телефонного опроса

• Проблема репрезентативности и достоверности.

Анкетные опросы

Опрос по анкете предполагает жестко фиксиро­ванный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируют­ся опрашиваемым либо наедине с самим собой (заоч­ный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой оп­рос).

Анкетные опросы классифицируют

· по содержанию и конструкции задаваемых вопросов

      • открытые опросы, когда респонденты выс­казываются в свободной форме
      • закрытые опрос­ы (все варианты ответов заранее преду­смотрены).
      • полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
      • Зондажный, или экспресс-опрос, применя­ется в обследованиях общественного мнения и содер­жит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых;
  • По местонахождению респондента
      • Опрос по почте (в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению)
      • анкетирования на месте (анкетер сам собирает заполненные листы)
  • по количеству респондентов
      • Групповое (30—40 человек: анкетер собира­ет опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет)
      • Индивидуализированное (анкетер обращается инди­видуально к каждому респонденту).
  • тема опросов:
      • событийные анкеты
      • анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений
      • статистические анкеты (в переписях населения)
      • хронометражи суточных бюдже­тов времени и т. д.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействи­ям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с эти­ми факторами, любую разновидность опросных мето­дов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя ра­стягивать опрос на долгое время, так как к концу оп­роса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опра­шиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с на­дежностью информации, оказывается для них общими.

ВОПРОС № 13

Воп 13

Понятие выборки и репрезентативности.

Выборка может быть либо репрезентативной (выборочная совокупность есть микромодель генеральной совокупности), либо нерепрезентативной. В последнем случае нам как минимум неизвестны пропорции существенных характеристик в генеральной совокупности, или мы знаем, что эти пропорции в выборке не соблюда­ются. Возможна двоякая логика анализа "от причин к следствию" или "от следствий к причинам", что опреде­ляется гипотезой и содержанием данных.

Наши рекомендации