Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития

Исторический процесс как движение общества во времени включает в себя множество изменений, вся совокупность которых может быть обозначена понятием социальная динамика (социодинамика). Проблема общей периодизации истории по-разному ставилась и решалась различными учеными. В современной социологической науке существует множество концепций, теорий, учений, объясняющих логику и закономерности общественного развития. Самыми известными из них являются формационный подход (К. Маркс), концепция постиндустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл) и др.Среди множества подходов к определению характера и направленности исторического процесса условно можно выделить линейные модели общественного развития (их еще называют теории линейного прогресса или стадиальный подход) и нелинейный подход (культурологический и цивилизационный).С точки зрения линейного подхода история общества развивается как единый последовательно разворачивающийся процесс, при котором определенные стадии (или этапы) сменяют друг друга. Для деления общества на стадии используются разные критерии, но смена выделяемых этапов строго последовательна, закономерна и одинакова для всего человечества, т. е. развитие общества идет по одним и тем же законам.Если линейный подход содержит акцент на общих и универсальных моментах истории, то нелинейные подходы выделяют особое и неповторимое в истории.

Свой вариант интерпретации истории предложил К. Маркс. Он рассматривал исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций: на смену первобытнообщинной формации приходит рабовладельческая, которую последовательно сменяют феодальная, а затем и капиталистическая. К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и формацию будущего – коммунистическую. Согласно Марксу, общественно-экономическая формация представляет собой определенную ступень развития производства и соответствующий ей общественный строй. Другими словами, общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

В середине ХХ в. появляются теории индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу и др.), которые продолжают рассматривать общественное развитие как линейное, как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, но при анализе исторического процесса учитывают и экономические, и социокультурные его составляющие. Согласно этим концепциям, в историческом развитии можно выделить такие последовательные стадии, как традиционное (доиндустриальное) и индустриальное общество. В 70-е гг. ХХ в. эта теория получает свое развитие в теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Указанные теории предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений, которые влекут за собой перевороты в различных сферах общественной жизни и сочетаются с психологическими изменениями в мотивах деятельности: духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.В середине ХХ в. развитые страны вступают в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество имеет множество наименований: его называют также надындустриальным ,информационным, электронным , цивилизацией третьей волны и др.Основными ресурсами на этом этапе становятся человеческое знание и информация. Быстрыми темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и перерабатывать гигантские массивы данных. Иной, нелинейный взгляд на развитие исторического процесса предлагают цивилизационные теории. В современной системе социологических знаний под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, связанных базовыми культурными ценностями, общей исторической памятью и судьбой. Большой вклад в нелинейное понимание истории внесли Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Цивилизация – это естественное завершение особой культуры, стадия ее упадка, агонии и старости.Стержнем цивилизации, согласно А. Тойнби, всегда является та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ. В процессе исторического развития ученый выделяет двадцать одну цивилизацию, пять из них – это «живые» цивилизации: христианская (западное общество), православно-христианская (Россия, Украина, Беларусь и др.), исламская (Северная Африка, Средний Восток), индуистская (Индия), буддистская (Китай и др.).Все цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка. Расцвет цивилизации определяется в первую очередь развитием внутренних сил личности. Следует обратить внимание, что, по мнению А. Тойнби, не технический или хозяйственный прогресс является показателем роста цивилизации, а развитие личности.Линейный и нелинейный подходы имеют свои преимущества и существенно дополняют друг друга. Они дают возможность по-разному увидеть историю. В линейных теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, а в теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса. Многообразие теорий исторического процесса подтверждает, что общество – это сложная, многоуровневая, динамическая и нелинейная система и, как следствие, происходящие в нем процессы нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Поэтому происходящие в обществе в разное время и под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами и разными теориями.Таким образом, для анализа процессов социально-исторического развития общества необходим интеграционный подход, учитывающий достижения различных теоретико-методологических подходов и школ.






Развитие и прогресс. Содержание понятий, их соотношения

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен. Направленность– это те линии, по которым совершается накопление. Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации. Три подхода к рассмотрению процессов развития общества: 1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. общество проходит ряд последовательных стадий, на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, а также разные степени сложности структур общества. 2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. 3. Нелинейное развитие общества. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.

Выбор последовательности развития зависит от социального субъекта. Эволюционные изменения принимают форму социальных реформ. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние изменения общества, всегда связанные с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.Для определения прогрессивности традиционно использовались два наиболее общих критерия:1) уровень производительности труда и благосостояния населения;2) степень свободы личности. В качестве второго критерия в современных условиях следует выделять уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наши рекомендации