Биологический и социальный пол.
Пол (или гендер) - один из внешних проявлений различий людей. Принадлежность к определенному полу предопределяет дальнейшую жизнь родившегося человека.
Пол является биологическим показателем различий, гендер - социальным. То есть, социологи и другие исследователи личности, социума и культуры используют понятие "гендер", так как оно более широкое и дает возможность учитывать не столько биологические особенности представителей различных полов, сколько их социокультурные и психологические особенности.
По мнению многих исследователей, принадлежность к тому или иному гендеру предопределяет некоторые субъективные особенности человека. Существует даже выделение "мужской" и "женской" логики, "мужественности" и "женственности" и т.д. Идут споры о том, кто же все-таки умнее - мужчины или женщины? Кто обладает более мягкими чертами характера? Наличие разноразвитых в умственном плане мужчин и женщин приводит все рассуждения по поводу вопроса о уме в тупик. Так же и существование мягкохарактерных (не слабо-, а мягкохарактерных, т.е. более нежных, ласковых в общении, более заботливых и т.д.) мужчин и женщин волевых, с твердым характером, которые подчас не умеют быть нежными - приводит в тупик рассуждения о чертах характера.
Тем не менее, исследователи выделили средние черты, которые они назвали "исконно мужскими" и "исконно женскими", т.е. присущими только представителям одного гендера. Конечно, это деление условно. Их слишком много, чтобы перечислять все, поэтому назову главные. Итак, исконно мужские (напомню, что деление условно, т.к. сегодня нельзя с точностью сказать, что какие-то черты характера исконно мужские или женские): молчаливость, умение держать себя в руках, контроль над проявлением эмоций и т.д. Женские: стремление к разговорам (проще говоря - болтливость), излишняя эмоциональность, неспособность контролировать их проявление и т.д.
В доказательство условности могу привести следующий пример. Одна моя знакомая, дама достаточно взрослая (имя в целях конфиденциальности опускаю) отличается удивительным спокойствием в любой ситуации. Она не подвержена паническому ужасу в случае встречи с чем-то ужасающим, от вида чего другая начала бы кричать и визжать. При разговорах больше слушает, вставляя свое веское слово только в случае необходимости, в общем, ведет себя, как говорится, по-мужски.
Есть среди моих неблизких знакомых некий молодой человек (имя также опускаю), который не может сидеть спокойно на месте, суетится по пустякам и болтает без умолку. Еще он любит разносить сплетни и никогда не сдерживает своего слова. За эти недостатки его не уважают в кругу друзей и знакомых, и он постепенно их всех теряет.
Привел я эти два примера лишь для того, чтобы подтвердить сказанное выше, а именно, что присвоение разному полу сугубо индивидуальных черт, присущих только этому полу, условно.
Известный канадский психолог ЖоГодфруа приводит в "Что такое психология?" следующее: "Существенное различие между мальчиками и девочками выявляется в структуре 23-й пары хромосом. Если у девочек она образована двумя большими Х-образными хромосомами, то у мальчиков состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y-образной". [Годфруа Ж. "Что такое психология?", М. 1996, т. 2, стр. 217-218]. Т.е. он уделяет большее внимание полу как биологическому понятию, нежели как психологическому.
Английский социолог Энтони Гидденс в "Социологии" приводит несколько точек зрения на понятия "пол" и "гендер". Я уже писал о них. Одна из них акцентирует внимание на термине "пол", другая - "гендер". Гидденс пишет об
аномалиях физического развития человека, и указывает на влияние воспитания в этом случае. Он выделяет
"тестикулярный синдром феминизации и андрогенитальный синдром. В первом случае человек рождается с нормальным хромосомным набором, семенными железами и гормональным обменом. ...В период эмбрионального развития его генитальные ткани не вступили в реакцию с тестостероном (мужской половой гормон - A.K.), они образовали женские половые органы. Таких детей почти всегда считают девочками и соответствующим образом воспитывают... Андрогенитальный синдром представляет собой противоположную ситуацию. Плод с нормальным женским хромосомным набором до момента рождения вырабатывает избыточное количество андрогенов, что приводит к образованию наружных мужских половых органов. Некоторые из этих детей имеют как женские, так и мужские половые органы... Однако многие... воспитываются как мальчики...".
"У детей, имеющих мужской хромосомный набор, но с рождения считающихся "девочками", развиваются... черты личности, поведение и привычки, обычно приписываемые женщинам.
...Дети, с которыми обращаются с рождения как с мальчиками, приобретают особенности, характерные для мужчин." [Гидденс Э. "Социология", М. 1999, стр. 155-156].
Гидденс приводит также примеры, касающиеся социализации и гендера [Там же, стр. 157-160]. Он описывает эксперименты, направленные на выяснение влияния воспитания в семье и обществе на принадлежность к тому или иному гендеру.
Прочтение сей литературы привело меня к мысли о том, что разделение людей возможно только по биологическому понятию "пол". Различать же людей по понятию "гендер" можно только условно.
Определяя степень мужественности и женственности в культуре, приведу следующее: "Высокая степень мужественности в культуре предполагает приоритетную ценность вещей, власти, уверенности, тогда как с женственностью ассоциируются ценности человечности, качества жизни, заботливости" [Орлова Э. А. "Введение в социальную и культурную антропологию", М. 1994, стр. 208].
Таким образом, различать мужчин и женщин по понятию "гендер"
можно только в определении, кому присущи мужественность и женственность. Общая точка зрения такова: мужественность - это мужское свойство, женственность - женское, и никакого обмена быть не может. Но многочисленные наблюдения за людьми (и мои в частности) показывают, что женственных мужчин (т.е. заботливых, жалостливых) не так уж и мало. В то же время существуют женщины, которые обладают мужественностью в большей степени, чем описанные мужчины.
В любом случае, точное разделение человечества на мужчин и женщин возможно только с биологической точки зрения, пользуясь понятием "пол". В социальном смысле существуют роли мужчин и женщин, и разделение здесь осуществляется по понятию "гендер". Поэтому здесь разделение на мужчин и женщин условно.