Понятие культуры. Социологический аспект анализа культуры

В социально-гуманитарных науках нет, вероятно, другого столь многооб­разного понятия, как культура. Оно употребляется и как общее обозначе­ние форм и продуктов художественной деятельности, и как указание на особенности образа жиз­ни и способа развития какой-либо страны в определенный период, и как характеристика состояния общества, его нравов, порядков, и как описа­ние типа личности. Наличием культуры общество отличается от всего окружающего мира, в том числе от животного. Культура в этом смысле может быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности, необходимых для общества и личности в качестве соци­альных систем. Общество и культура «живут» друг в друге, они не в со­стоянии существовать порознь. Их взаимосвязь, более того, взаимопро­никновение имеет многосторонний характер. В каждом обществе есть специфическая, отличная от других система вза­имосвязанных норм, обычаев, верований, ценностей, разделяемых боль­шинством населения. В этом смысле общество выступает как единое культурное целое, отличающее его от других обществ. Однако культура и общество не обязательно «совпадают», и границы их не идентичны. Здесь можно выделить два аспекта «несовпадения». С одной сторо­ны, не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы. С другой стороны, некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются во многих других обществах. Вместе с тем в одном обществе может функционировать несколько культур, подчас значительно отличающихся друг от друга. В их основе, как правило, оказываются разные языки, религии, обычаи и даже ценнос­ти.

Виды и элементы культуры.

Характеризуя культуру в целом, необходимо видеть ее важнейшие ви­ды и структурные проявления. Она включает в себя материальные предметы, произведенные человеком т.е. то, что называют материальной культурой. Кро­ме того, культура — это духовные ценности. В этом случае говорят о нематериальной (либо духовной) культуре. Оба вида культуры тесно связаны между собой и являются причи­ной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура во всех ее многочисленных проявлениях, несмотря на кажущуюся авто­номность и независимость от материальной, на самом деле не сумела бы просуществовать и сама по себе. Культура общества включает в себя ряд субкультур. Субкульту­ра — это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культу­ру определенной социальной общности от культуры большин­ства общества (например, молодежная субкультура). Наряду с субкультурой существует и контркультура. Она вы­ступает как разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и цен­ности, противоречащие основным аспектам культуры. Рассматривая структуру культуры, назовем в качестве ее элемен­тов ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность. Ценности культуры. Под социальными ценностями мы будем понимать значимость яв­лений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в соци­альной общности. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Они оказыва­ются тем фундаментом, который обеспечивает целостность опреде­ленной социальной системы. Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институцио­нальные, правовые нормы. Нравственные нормы — это приня­тые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщатель­но разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании, усвоении, сохранении, рас­пространении культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не все­гда. Между тем, он является системообразу­ющим для культуры. В процессе культурной деятельности социальная общность преодолевает ограниченность своего пространственно-временного бытия, собственного социального окружения, осва­ивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким обра­зом включается в новую систему отношений. Таким образом, культур­ная деятельность становится катализатором развития социальной общности





Наши рекомендации