Основные факторы и теории становления и развития личности в обществе.
На становление человека на протяжении всей его жизни действует огромное количество факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Их многообразие настолько велико, что ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, было бы просто невозможно, если бы не принять некоторых предварительных условий.
Во-первых, сам факт того, насколько многообразны факторы развития личности, делает необходимым провести хотя бы предварительную, не детализированную, их классификацию.
Во-вторых, это многообразие факторов, в конечном итоге, приводит к такой же множественности результата их действия – вариаций личности, поэтому необходимо разобраться и с вопросом классификации основных типов личности.
Это важно потому, что факторы могут иметь различную природу и источники формирования. На развитие человека могут воздействовать подсознательные факторы развития личности, которые описаны в трудах, например З. Фрейда и которые носят для самого человека латентный (скрытый) характер. Оказывают влияние и так называемые пограничные ситуации, исследованию которых посвятил научную деятельность Карл Ясперс. Широко распространена, особенно в современной западной социально-психологической науке? теория экзистенциального формирования личности (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю), которая исходит из утверждения «вынужденной» свободы человека.
Но в наиболее простом виде исследовать факторы развития личности следует исходя из того аксиоматического положения, что они воздействуют на индивида с различной степенью интенсивности, а потому, в зависимости от доминирования тех или иных из них, формируются различные типы личности.
Принято выделять следующие социальные типы личности.
Модальный тип – такая личность, которой характерны черты и признаки, которые являются типичными для данного типа общества, его культуры, ментальности и прочих аспектов. Поэтому можно сказать, что тут доминирующей группой факторов будут те, которые формируются окружающей социальной средой, самим обществом.
Базисный тип воплощает в себе черты, минимально необходимые для того, чтобы быть индивиду четко идентифицированным в социальной структуре общества. Это тот тип, о представителях которого говорят: «Ну вот, теперь он(а) настоящий…(профессионал, муж, политик и т.д.). Следовательно, тут господствующее значение в формировании будут играть факторы развития личности, инициируемые системой образования и воспитания, трудовыми коллективами, семьей и т.п.
В некоторых случаях наблюдается, так называемый кумулятивный эффект в действии факторов личностного становления. Это такое явление, когда в определенной ситуации, исторической обстановке, действие одних факторов усиливается, а действие других как бы приостанавливается или ослабевает. Например, когда доминируют факторы внешнего происхождения, это приводит к становлению реактивного типа личности, о представителях которого говорят: «плывет по течению». В противовес, проактивную личность формируют такие основные факторы развития личности, которые заключены в самом индивиде – его целеустремленность, настойчивость, убежденность, интеллектуальный потенциал.
Маргинальный тип – пример отсутствия ярко выраженной группы доминирующих факторов, в результате такого их действия развивается личность пограничной ментальности и размытой идентичности.
Одним словом, независимо от того, какая наука исследует факторы развития личности, педагогика, социология, психология или другая, все их множество можно свести к следующим категориям:
- биологические и генетические, заложенные в природе человека как биологического существа;
- физическое окружение, то есть природно-климатическая и географическая среда, в которой происходит развитие индивида;
- культура, наверное, самый важный социальный фактор, который дает индивиду образцы социального поведения и социального взаимодействия;
- собственный социальный опыт, который формирует у человека критерии своего поведения и его оценки.
В современном обществе довольно сложно выяснять доминирование каких-либо групп признаков. Их действие носит мультипликативный характер и неустойчиво, изменчиво во времени. Именно поэтому в современных условиях остро стоит проблема нахождения гармоничного сочетания действия факторов внутренней природы и общественной, которая обеспечивает ему стабильное поступательное развитие.
16. Процесс социализации личности. Периодизация развития личности.Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальныхролейназывают социализацией.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.[3]
Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов,социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. [2]