Основные категории социологии
Тема: История социологии
Возникла в конце 18 –начал 19, в период углубления капитализма. До этого были попытки познать общество, объяснить общество и общественные явления. Они предпринимались философией, историей, политико-правовыми науками. Первое достаточно четкое знание об обществе построили древние философы. Особенностью их учений было то, что они не разделяли общество и государство. Платон написал сочинение «Государство» , в котором он строит модель идеального государство, которое основано на теории 3 сословий . К низшему относились все работники, к среднему воины, к высшему -философы и правители государства. Все жители государства были равны и счастливы. Аристотель в «Политике» говорит о том, что средний класс это опора государства –средний класс обладает собственностью.
Средние века, Новое время, вплоть до 18 века – так же отдельные мыслители внесли свой вклад в развитие социологии (Маккиавели «Государь» - о роли политического лидера, Томас Гоббс – теория общественного договора , Томас Мор – утопия о социалистическом строе на базе социалистической собственности). Все суждения об обществе не были систематизированы и представляли скорее модели идеальных государств, которые можно изменять по своему желанию. Формированию же социологии как отдельной науки способствовали следующие предпосылки:
1) Развитие капитализма (конец 18 века) –жизнь людей в новых условиях была крайне противоречива –с одной стороны –прогресс, с другой стороны – усиление эксплуатации, тяжелое положение рабочих, использование женского, детского труда, тяжелые условия труда и быта , низкая оплата труда. Реакция на данные процессы была неоднозначной, в социальной сфере это время перемен , время массового противоборства, происходят восстания (восстания ткачей, французские революции). Предлагали бороться со сложившейся ситуацией разными способами – одна группа (Маркс, Энгельс) считали что единственный выход – социалистическая революция, второе направление (основоположники социологии Огюст Конт ,Эмип Дюркгейм , Макс Вебер , Герберт Спенсер ) предлагали бороться не революцией, а постепенным эволюционным путем реформирования общества , они пытались не столкнуть различные классы, а наоборот попытаться найти способы взаимопонимания, способы договориться друг с другом. Социология рассматривалась ими как способ достижения целей.
2) Достижения естественных наук 30-40 годов 19 века -открытие биологической клетки немецкими учеными и теории эволюции видов Дарвина.
Маркс и Энгельс положили эти открытия в основу своего диалектического материализма. Вебер, Спенсер Теория органического развития общества
3) Формирования мирового сообщества, мирового рынка, взаимодействие различных культур
4) Наличие эмпирической базы и методов познания, которые были присущи естественным наукам . Данные методы были впервые использованы в социологии в 19 веке в Европе . Связано это с бурным развитием экономики, промышленности, ростом городов , возникновением преступности –как следствие, появляются общественные движения, которые стремятся искоренить данные социальные болезни, они начинают проводить различные исследования для получения эмпирических данных. Как следствие, в Англии и Франции издается множество работ по проблемам прикладной социологии .
Социальное мышление включало в себя 2 основные ориентации -консервативную, где отдельному человеку отводилась незначительная роль по отношению к обществу, и либеральную – здесь наоборот отдельному человеку уделялось особое внимание , изучалась его деятельность по улучшению общества . считалось, что человек способен что-то изменить в обществе.
Термин «социология» - учение об обществе . Объектом социологии является общество как общность индивидов , как совокупность социальных связей, свойств, отношений ,или процесс совместной деятельности индивидов и общностей , их отношения к друг другу , к своему положению в обществе , к явлениям общественной жизни .
Понимание предмета социологии менялось с течением ее развития . Огюст Конт считал, что социология это позитивная наука об обществе и опирается она на эмпирические данные . Дюргкейм называл предметом социологии социальные факты и под социальным понимал коллективное. Вебер рассматривал социальное поведение предметом, которое следует понимать и истолковывать .Петерим Сорокин считал что предмет социологии – это социальное взаимодействие .
Предметом социологии, таким образом, является изучение общества как системы взаимодействия личности и общества , социальные процессы и поведение людей.
Социология – это ответ общества на потребность узнать самого себя . Социология изучает общество как единое целое , а не отдельные его части. Социология может также изучать отдельные сферы и подсистемы общества с точки зрения их связи с функционированием всего общества как целого, с точки зрения интересов, потребностей людей, их ожиданий, стремлений и т.д.
Общество – это достаточно сложный объект, и одной науке изучить его достаточно сложно, поэтому социология взаимодействует с другими науками – статистика, экономика, психология и т.д.
Методы социологии
Метод включает опору на некоторые знания предмета .
Различают 2 метода –метафизический и диалектический .
Метафизический основывается на признании качественной неизменности объектов и явления.
Диалектический метод – данный метод основывается на качественной изменяемости предметов, явлений, на борьбе противоположностей и допускает рождение чего-то нового и революционные изменения . Был предложен К. Марксом.
1 группа методов социологии: общенаучные методы (анализ, синтез, исторические, сравнительные и т.д.)
2 группа – методы смежных наук
3 группы – социологические методы :
А) метод наблюдения – это сбор социологических первичных данных, связанных с объектами исследования. Этот сбор может осуществляться непосредственно исследователем, так и не лично им. Исследователь может быть непосредственно вовлечен в ту общность людей которую он исследует , может быть также сторонним наблюдателем.
Б) анализ документов
Документ - это объект, созданный человеком для накопления, хранения данных , в связи с этим документы могут быть следующих видов –письменные документы, архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме (перфокарты, перфоленты, компакт-диски и т.д.), иконографическая документация –картины, кино и т.д., фонетические документы –кассеты, пластинки, диски и т.д.
3 метод – опрос. Опрос – этот метод сбора первичной информации. Заключается в получении данных исследователем от респондента. Происходить может в 2 формах:
1) Интервьюирование, т.е. получение данных в ходе личной беседы с одним человеком;
2) Анкетирование – способ получения данных посредством анкеты. Анкетирование может происходить как в форме беседы, так и методом самостоятельного заполнения анкеты.
Существуют ограничения на использование опроса как метода исследования. Опрос сводится к получению субъективных данных по какой-либо проблеме, поэтому возникает необходимость сравнивать полученные данные с данными, полученными более надежными способами. Преимущество такого метода исследования как опрос заключается в получении данных непосредственно от населения.
4 метод – метод эксперимента. Начат использоваться в 20 годы прошлого века. Пришел из естественных наук. Сложность данного метода заключается в следующем: существуют определенные ограничения как законодательные, так и гуманные. Социальная общность как любая система обладает определенной целостностью и противится внедрению инородных элементов в эту систему. Люди обладают своими желаниями, своей волей, своими взглядами, что также может нарушать ход эксперимента.
Своеобразие социологических методов исследования:
1) Социально-философский подход к всестороннему изучению общества как целостной системы;
2) Структурно-функциональный анализ как важная особенность общественной жизни, где каждый субъект рассматривается как часть данной структуры, имеет свои функции, роль и данные элементы находятся в постоянном взаимодействии.
3) Выделение макроуровня, среднего уровня (уровня подсистем) и микроуровня (уровня межличностных взаимоотношений).
4) Опора на эмпирические данные.
5) Опора на факты, гипотезы, теории.
6) Использование отдельными направлениями различных методов исследования, различных методов сбора и анализа информации.
Социальная стратификация
Социальное общество характеризуется наличием определенных групп, каждая из которых обладает своими ресурсами богатства, власти. Без знания распределения между ними ценностей, а также степени неравенства между ними, т.е. без знания социальной структуры невозможно понять как действует общество. Совокупность таких знаний является теорией социальной стратификации.
Страта – это большая группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии общества, т.е. это элемент в структуре социального неравенства людей.
Теория социальной стратификации является одной из наиболее развитой в теории социологии. Данной проблемой занимались Вебер, Барсонс, Шилз и т.д.
Основные принципы теории стратификации:
1) Необходимо изучать все без исключения социальные слои общества независимо от того каковы они по размеру, по устойчивости, а также независимости от их роли;
2) Сопоставлять данные группы необходимо на основании общих критериев;
3) Количество данных критериев должно быть оптимальным для того, чтобы описать каждый из этих слоев.
Современная реальная структура общества всегда выступает как стратификационная структура, в которой существуют определенные группы людей, обладающих определенными ролями, позициями, системой ценностей, культурных взглядов и т.д.
Социальная стратификация отличается от простого расслоения:
1) Стратификация – это ранговое расслоение, когда наиболее высший слой находится в более привилегированном положении, чем низший;
2) Более высшие слои всегда малочисленнее, чем те, которые находятся ниже по иерархии.
Это классическая стратификационная система. В современном обществе она изменяется. Цель любого современного общества – увеличивать средний класс.
Социальная мобильность сводится к перемещению людей из класса в класс (вертикальная мобильность).
Горизонтальная мобильность – это перемещение людей внутри своей страты.
Сорокин – социальная стратификация может быть трех видов:
1) Экономическая – когда людей разделяют по признаку богатства;
2) Политическая – основание для нее является доступ к власти и возможность управлять;
3) Профессиональная – делит людей в зависимости от их знаний, опыта, навыков, занимаемой должности.
Теория, согласно которой общество должно решать проблему мотивации индивидов к нахождения в определенной страте, для того, чтобы в обществе существовал определенный порядок.
Личность как социальный тип
Индивид – это представитель такого класса как человек.
Личность характеризуют особенности исторического и индивидуального развития индивида, т.е. человек – это индивид, имеющий свое лицо.
Каждый человек – это личность, потому что он выполняет определенные функции в обществе, реализует свои социально-значимые качества, но если человеком или индивидом мы рождаемся, то личностью становимся во время жизни, приобретая опыт, занимая какое-либо место в обществе. Человек становится личность, когда приобретает свое «Я». Чаще всего встречается такое мнение, что личностью ребенок становится, когда начинает говорить.
На формирование личность влияют следующие факторы:
1) Биологическая наследственность – свое рода материал, из которого формируется индивид и личность. Только из биологической наследственности не может быть личности, потому что определенный социальный опыт невозможно передать с генами, но наследственность определяет ограничения для социальной общности. В то же время наследственность определяет некоторые черты характера.
2) Физическое окружение человека: климат, географические условия, ресурсное обеспечение и т.д. Данные особенности влияют чаще всего на культурные особенности определенной группы, проживающей в данных условиях.
3) Культурный опыт всего человечества или большой группы людей, который задает определенные образцы поведения.
4) Субъективный, уникальный опыт конкретного человека.
Обычно социологи изучают процесс формирования личности, ее взаимосвязь с обществом и социальное поведение. В социологии имеется ряд теорий личности.
Ролевая теория личности. Эта теория описывает личность с точки зрения 2 понятий: социальный статус и социальная роль.
Социальный статус – это позиция человека в определенной социальной системе, которая предполагает права и обязанности человека. Человек может иметь несколько статусов, причем один из них определяет человека в обществе (чаще всего это должность). Статусы бывают предписанные. Это статусы, которые навязываются человеку и не зависят от его желаний, его заслуг. Они определяется его местом, временем рождения, национальностью, положением родителей и т.д. Приобретенный статус появляется в течение жизни и фиксирует социально-экономическое, профессиональное положение человека.
Марксистская теория личности. Она прежде всего анализирует взаимодействия общества и личности. При этом личность рассматривается как: 1) целостность социальный качеств человека; 2) ка продукт исторического развития и результат активного взаимодействия человека с социальной системой; 3) как субъект социальный отношений, свойство которого формируется в процессе деятельности, характеризуется автономностью, определенной независимостью от общества и способностью активно изменять мир вокруг себя.
Всякая теория стремиться определить взаимоотношения человека и общества. Все теории можно разделить на 2 группы:
1) Ставят индивида выше общества. Говорит о способности человека влиять на общество
2) Общество выше индивида.
Также можно разделить теории на 2 вида:
1) Общество – это совокупность определенных индивидов
2) Общество – молекула, внутри которой находятся взаимосвязанные индивиды.
Общество и индивид взаимосвязаны. Невозможно существование общества без индивидов и невозможен индивид без общества.
В зависимость от влияния общества на личность может быть составлена определенная типология личностей, характеризующая ее особенности и образ жизни. Каждому обществу соответствует один или несколько базовых типов личности. Например, в условиях административно-командной системы общества личность формируется как результат воздействия на нее. В результате формируются такие качества личность как пассивность, боязнь выступать против господствующей точки зрения и т.д.
Для современного общества характерны такие качества личности как способность легко идти на контакт, способность к сотрудничеству, возможность отстаивать свою точку зрения и т.д.
Социология семьи
Семья в социологии – это, прежде всего, группа, связанных отношениями брак и родства людей. Она обеспечивает воспитание детей, удовлетворяет другие личные и общественно значимые потребности. Основа семьи – это брак, исторически меняющаяся форма отношений, которая устанавливает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.
Семья – это более широкое понятие чем брак, т.к. включает в себя и других родственников. С точки зрения социологии семья – это не просто группа, а социальный институт, т.е. система связей взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства рода. Эти функции регулируются определенными ценностями и нормами, позитивными и негативными санкциями. Институт семьи включает в себя:
1) Общественные ценности, например, любовь, забота и т.д.
2) Общественные процедуры, т.е. забота о детях, соблюдение семейных правил и обязанностей.
3) Переплетение ролей и статусов, например, мужа и жены, брата, тети, бабушки и т.д.
Семья как социальный институт в своем развитии проходит несколько этапов:
1) Вступление в брак, т.е. образование семьи;
2) Начало рождения детей;
3) Окончание рождения детей;
4) Начинается с момента выхода из семьи детей
5) Конец существования семьи.
На каждом этапе семья имеет свои социальные и экономические характеристики.
История развития семьи по продолжительности такая же как и история развития общества. На протяжении этого периода меняются нормы, ценности, взгляда, отношений и т.д.
Первоначально взаимоотношения между членами семьи регламентировались племенными и иродовыми обычаями, основывались они на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства данные отношения приобрели правовой характер. Юридическое оформление данных отношений стало накладывать обязанности не только на супругов, но и на государство. Т.о., контроль стало осуществлять не только общественное мнение, но и государство. В обществе семья играет определенную роль. Для отдельного человека – это продолжение рода, воспроизводство собственной жизни, потребности в общении и т.д. Для государства роль семьи также в воспроизводстве населения, воспроизводстве в системе ценностей, поддержании системы ценностей и сохранении существующей общественной жизни.
Каждому этапу развития общества соответствует свой тип семьи. В настоящее время семья является нулиарной, т.е. семья, в которой есть одна супружеская пара и дети.
Различают такие типы семей как матрилокальная (супружества пара живет в семье родителей жены), патрилокальная, неолокальная (супруги живут отдельно), гомогенная (супруги имеют одинаковый социальный статус) и гетерогенная, малодетная, среднедетная и многодетная, полная и неполная, семьи, основанные на демократических началах или на власти одного из супругов и т.д.
Функции семьи:
1) Репродуктивная;
2) Хозяйственно-бытовая;
3) Экономическая;
4) Функция первичного социального контроля;
5) Функция духовного общения
6) Эмоциональная.
Проблемы современной семьи:
1) Проблема разводов. В обществе существуют определенные регуляторы, определяющие ситуации с неудавшимися браками. По мере того как расширяются возможности по выбору брачных партнеров, так расширяются возможности и расторжения брака. Выделяют следующие факторы разводимости:
1. Семейно-брачное законодательство.
2. Возраст супругов. Вероятность разводов велика у людей, вступивших в брак в слишком молодом или преклонном возрасте.
3. Продолжительность брака. Вероятность развода появляется с момента вступления в брак и достигает максимума у 5-10 летних пар.
4. Порядковый номер брака. У повторных браков вероятность развода выше.
5. Количество детей в семье.
6. Влияние добрачного сожительства. Чаще разводятся пары, которые имели такое сожительство. Связано это с тем, что вступают в брак такие люди под влиянием внешнего воздействия.
Факторы риска разводов:
1. Связаны с самими личностями людей, которые вступают в брак.
2. Связаны с совместимостью людей, вступающих в брак.
3. Выявляются в момент существования семьи. Связаны с особенностями жилищных условий, особенностями характера, которые проявляются в это время.
2) Одиночество. Причины: 1) распад семьи в результате развода; 2) смерть одного из супругов (чаще всего такой проблемой страдают женщины, потому что продолжительность жизни мужчин меньше); 3) уход из семьи детей. Считается, что одинокие составляют около 15-20% населения развитых стран.
3) Наличие семей, главой которых являются женщинами. Связано это с разводами и наличием внебрачных детей. Это неполные семьи.
4) Повторные браки.
5) Незарегистрированные браки. Категории людей, которые вступают в такие браки: 1. Ожидают вступления в брак, 2. Рассматривают как постоянную альтернативу официальному браку.
Социология семьи объясняет некоторые социальные проблемы в обществе:
1) Высокий уровень разводов ведет к повышению доли «осколочных семей» с детьми.
2) Некоторые семьи откладывают рождение детей или остаются бездетными.
3) Растет число нетрадиционных семей.
4) Недостаточный воспитательный потенциал семьи.
5) Двойная нагрузка женщин.
Содержание и принципы семейной политики
«крепкая семья – крепкая держава» - уровень социальной защищенности граждан зависит от благополучия семей. Существует много проблем в семейном и брачном законодательстве, потому что семья – это определенный социальный институт со своей жизнедеятельностью, потребностями, ориентациями, установками и является объектом социальной защиты как в отдельном городе, так и в регионе, стране.
Семейная политика в качестве отдельного понятия стала выделяться в 1880 годы и рассматривалась как политика по адресному удовлетворению потребностей населения с учетом особенностей полный и неполных семей, многодетных, бездетный, благополучных, неблагополучных и т.д. такая политика является следствием желания государства эффективно вкладывать средства в социальную сферу. Определенные кризисные явления последних лет определяют желание государства развертывать свою деятельность в данном направлении. Отношение государства к семейным отношениям в СССР и России было неоднозначным. Дезорганизующими факторами данного института являются:
1) Массовое вовлечение женщин в общественное производство и как следствие двойной рабочий день;
2) Низкая оплата труда мужа и жены, что не дает одному из супругов содержать семью;
3) Многолетнее отношение к семье как к второстепенному образованию по отношению к производству и, следовательно, не очень большая государственная поддержка;
4) Неразвитость сферы общественны бытовых условий
5) Неразвитость и дороговизна дошкольного и внешкольного образования;
6) Разрушение церкви как одного из хранителей морали.
Кризисная ситуация в семейных отношениях проявляется:
1) В родительском отношении – жестокое обращение с детьми, отказ от детей;
2) В супружеских отношениях – снижение числа браков, увеличение разводов, увеличение числа внебрачных детей и т.д.
3) В родственных отношениях – снижение тесноты связей между родственниками.
Современные принципы семейной политики:
1) Суверенитет семьи, т.е. минимизация чьего-либо вторжения в семейную жизнь;
2) Суверенитет личности, т.е. минимизация вторжений в личную жизнь;
3) Расширение свободы выбора как брачных партнеров, так и количества детей, образа жизни и т.д.;
4) Опора семьи на собственные силы, на собственный труд в обеспечении своего благополучия;
5) Социальная защищенность семьи, т.е. обеспечение минимального объема социальных гарантий;
6) Социальное партнерство, т.е. опора на семейные, женские ассоциации, органы власти и т.д.
7) Дифференцированная политика, рассчитанная не на все население, а на отдельные социальные группы.
Тема: социология права
Социология права – это наука о социальных условиях существования, действия , развития права в обществе.
Социология права появилась в конце 19 - начале 20 века с книги «Основы социологии права» 1913 г. Евгения Эрлиха. В 1956 г. в Парижском университете начали преподавать курс юридической социологии. В 1962 г. международная социологическая ассоциация учредила комитет по исследованиям в области права.
Несмотря на то, что наука существует более 100 лет вопрос о предмете, объекте, методе исследования остается дискуссионным. На этот счет существуют 3 точки зрения:
1) Данная наука является вспомогательной в рамках общей теории права;
2) Социология права находится в рамках общей теории социологии;
3) Социология права – это самостоятельная наука.
Отечественная современная социология права существует в нескольких формах:
1) Юридическая социология как вспомогательная в рамках юриспруденции. Это мнение преимущественно юристов.
2) Социология права как отрасль социологии. Это мнением преимущественно социологов.
3) Социология права как межпредметная отрасль исследования, возникшая на стыке юриспруденции и социологии.
Социология права рассматривает право как социальное образование. Она имеет дело с социальным конструированием правовой реальности. Она изучает те способы, при помощи которых право становится реальностью.
Социологию права интересует то, что мы называем правом в нашей повседневной жизни. Ее интересует все то, что возникает в правоотношениях, в правосознании под действием общества, т.е. она изучает живое право, без которого не может существовать не одно общество и которое в каждом обществе и даже в каждой социальной группе бывает свое, например, право мусульманского общества, право христианского общества.
Существуют такие понятия как «юридическое социальное» и «неюридическое социальное». Юридическое социальное сводится к правовым явлениям. Неюридическое к традициям, обычаям. За нарушение или несоблюдение и того и другого следуют определенные санкции, но в случае юридического социального санкции исполняются государственным органом, имеющим полномочие на насилие. В случае неюридического социального это могут быть неформальные санкции, т.е. насмешки, порицания и т.д.
В структуре социологии права можно выделить 2 уровня:
1) Микросоциология права – изучает непосредственные правоотношения в рамках определенных классов, групп людей. Например, правоотношения конкретного начальника и конкретного подчиненного.
2) Макросоциология права – изучает функционирование права, развитие права в масштабах общества на протяжении длительного периода времени. Например, советское право.
Социология права представляет собой совокупность нескольких узко специализированных отраслей познания и включает социологию конституционного права, социологию ГП, УП. Методы, которые использует социология права можно сгруппировать в 3 группы:
1) Общенаучные методы
2) Методы смежных наук
3) Методы социологии права
Социология права, являясь одной из наук о праве, тесно взаимосвязана с правоведческими дисциплинами, а именно общей теории права, философией права, социологической юриспруденцией, но существуют и определенные различия между социологией и правовыми дисциплинами. Юрист находится внутри системы права, активно действует, изменяет данную систему. Социолог находится вне этой системы, не может непосредственно изменять что-либо, он в большей степени наблюдает, формулирует предложения. Социолог стремится понять как действуют социальные и правовые нормы в обществе, каковы последствия внедрения данных норм.
Право и общество
Общества являются наиболее сложными системами в современном мире.
Общество –это объединение людей, имеющих совместную закрепленную территорию, общие культурные ценности, общий язык, общие правовые нормы, характеризующиеся самопричастностью членов этой группы к данной группе. В силу такой общности все члены общества говорят на одном языке и имеют общие ценности. В настоящее время достаточно часто употребляются как синонимы понятия «национальное государство» и «общество». Однако они не являются синонимами, т.к. национальное государство может состоять из нескольких обществ.
Право является неотъемлемой частью человеческого общества, потому что право в широком смысле – это регулятор социальных отношений, поэтому имеет смысл признать, что право существовало в различные исторические эпохи независимо от уровня развития того или иного общества.
Типология социальных систем:
1. Элементарная социальная структура. Главным регулятором отношений здесь являются родственные узы. Взаимоотношения внутри группы регулируются правом, а вне группы – силой. Социальное распределение крайне неравномерно. Социальный статус личности определяется степенью близости к вождю или шаману.
2. Полуэлементарная структура.
3. Полусложная социальная структура. В такой социальной структуре политическая и родственная власть строго разделены. Существуют одновременно 3 источника права: миф, обычай и закон. Отсюда вытекает тройственность судебной системы, а именно, семейное правосудие, общественное правосудие и правосудие политической власти.
4. Сложная социальная структура. Такая структура может существовать в традиционных хозяйствах, но классическим примером являются западные государства, начиная с городов-государств. Основной источник права – закон. Монополию на осуществление правосудия имеет государство. Появляется публичное и частное право. Основной формой решения споров становится судебное разбирательство. Источники права: миф, обычай, государство и закон. Государство монополизирует закон.
Социология правосознания
В своем развитии сознание прошло несколько этапов:
1) Психика, но пока не сознание животных
2) Стадное сознание
3) Сознание разумного человека
4) Сознание человека родового общества
5) Самосознание
Различают несколько форм сознания:
1) Индивидуальное
2) Групповое. Проявляется в общественном настроении, панике и т.д.
3) Общественное правосознание. Оно проявляется в таких формах сознания ка религиозное, нравственное, правовое, политическое и т.д.
Правовое сознание как форма общественного сознания не изолировано от других форм. Существует в единстве и взаимодействии с ними.
Правосознание – это совокупность представлений о праве различных социальных групп, а также отдельных индивидов, которые по-своему понимают сущность права, свои и чужие права и обязанности.
Правосознание – это объективно существующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву в целом, а также отдельным законам и отдельным характеристикам правовой системы.
Т.о., правосознание –это совокупность знаний, представлений и оценок индивидов и групп по поводу права, его применения и выражения.
Правосознание формируется под влиянием исторического опыта общества, а также собственного опыта отдельных индивидов и групп.
Правосознание имеет структуру, состоящую из 2 уровней:
1) Обыденное правосознание. Присуще большинству людей. Зачастую это неверное представление, отягощенное предрассудками.
2) Теоретическое правосознание. Представляет собой научное знание о праве, о его сущности, о законности, правопорядке, юридической ответственности и правовом государстве. На этом уровне правосознание представляет собой целостную систему знаний. Такое правосознание присуще специалистам в данной области.
Больше всего в вопросах права осведомлены представители т.н. «высших слоев общества» - чиновники, предприниматели. Они обладают достаточными знаниями в силу того, что достаточно часто сталкиваются с правовыми вопросами в своей профессиональной деятельности и обладают высоким уровнем образования.
Правосознание существует в следующих формах:
1) Индивидуальное правосознание. Это совокупность индивидуальных знаний, оценок, чувств, эмоций, которые присущи отдельному индивиду. Оно уникально и неповторимо.
2) Общественное правосознание. Это совокупность правовых представлений, взглядов, теорий, принципов, которые разделяются либо обществом в целом, либо отдельными социальными слоями. Общественное правосознание складывается из различных индивидуальных правосознаний.
3) Правосознание в границах всего общества, которое касается вопросов интересующих всех членов общества.
Правосознание тесно связано с политическим сознанием, которое оказывает влияние на борьбу за власть. Политическое сознание формируется как часть сознания, когда возникает политика как сфера общественной жизни.
Политическое сознание отражает политические отношения в обществе. Профессиональное правосознание или правосознание юриста включает те же структурные элементы, что и правосознание любых индивидов, хотя в то же время специфика решаемых ими профессиональных задач, соответствующие права и обязанности накладывают на профессиональное правосознание свой отпечаток. Особенности такого правосознания закладываются в период обучения, когда происходит первичная подготовка.
Содержание профессионального правосознания должно включать следующие элементы:
1) Система теоретических правовых взглядов, выраженных в юридических принципах, нормах, категориях
2) Убежденность социальной полезности права, его ценности как меры свободы и справедливости
3) Умение и навыки правильного применения права.
4) Убежденность в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.
Для формирования правовой культуры юриста важное значение имеет правовое мышление, т.е. процесс отражения и последующей оценки социальной действительности с позиции действующего или желаемого права, связанный с реализацией правовых норм, правотворчеством и правоприменением.
Общественное мнение
Общественное мнение – это способ формирования и проявления массового сознания, выражающий отношение людей к общественно значимым событиям и фактам, к деятельности общественных организаций, а также групп и отдельных людей.
Общественное мнение в демократическом обществе является одним из элементов принятия решений на всех уровнях управления, а также выражением политической воли народа.
Общественное мнение – это совокупность отношений определенной группы людей к событиям и явлениям общественной жизни. Считается, что общественное мнение появилось еще в античные времена.
Общественное мнение существует также и в тоталитарных государствах. Однако оно имеет некоторую специфику, потому что является в корне несвободным, потому что подвергается систематическому воздействию со стороны идеологизированных органов власти, а также общественных организаций. Поэтому в тоталитарных государствах общественное мнение – это своего рода послушное орудие власти.
Общественное мнение как единое целое существует благодаря такому явлению как СМИ. Благодаря им каждый человек может сформировать свое собственное мнение по поводу отдельных явлений и процессов общественной жизни, а также найти себя единомышленников, с которыми он будет чувствовать себя солидарным.
Особенностью общественного мнения является то, что оно держится на внутреннем убеждении людей. Оно существует без принуждения и поэтому является приемлемым для каждого отдельного человека. Ведущим элементом общественного мнения являются оценки, которые опираются на чувства и эмоции.
Чем больше в обществе людей, которые обладают собственными взглядами и активной жизненной позицией, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.
Измерить общественное мнение можно следующими параметрами:
1) Направленность общественного мнения – это преобладающая оценка того или иного социального явления.
2) Интенсивность , т.е. показатель твердости, неуклонности и определенности выражения общественного мнения
3) Степень интеграции, т.е. показатель единства общественного мнения.
Функции общественного мнения:
1) Оценочная функция, т.е. общественное мнение выражает отношение к тем или иным явлениям общественной жизни.
2) Познавательная. Благодаря данной функции общественное мнение выступает как способ познания
3) Адаптационная. Данная функция связана с социализацией, с осознанием определенных правил и норм.
4) Функция культуронаследия. Через общественное мнение осуществляется передача определенных культурных норм и ценностей.
5) Целеполагающая. Сводится к тому, что посредством общественного мнения могут ставиться определенные цели и задачи государственного управления
6) Консультативная. Органы власти консультируются с общественным мнением о принятии каких-либо реш