Основные методы исследования в социологии: наблюдение.
События происходят непосредственно в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и лабораторное.
Плюсы метода:
1.Оперативность получаемой информации
2.Относительная дешевизна.
3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях.
Минусы метода:
1.Невозможность повторного исследования
2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены.
3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации, заражением состоянием изучаемого объекта.
Функции социологической науки
Функции соц-ии: 1)теоретико-познавательная(соц-ия накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц-ых отношений и процессов); 2)критическая(с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, развить; с другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований); 3)описательная(систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг); 4)прогностическая(выдача сц-ых прогнозов – кроткосрочных и долгосрочных);
5)практически-преобразовательная(выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния соц-го субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений); 6)идеологическая(использование действительно корректных выверенных количественных данных, фактов);7)организаторская, управленчиская(нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем);
Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.
Понятие социальной роли.
Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.). Поведение человека в группе людей, занятых какой-то совместной деятельностью, связано с положением его в этой группе. Каждый человек за годы своей жизни выполняет множество ролей: школьника, студента, брата, мужа, мастера и т.д. Социальная роль — это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения. Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится. Например, роль мастера может исполнять Иванов, Петров, Сидоров...Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли - дело сугубо индивидуальное. Поэтому можно говорить, что роли безличны, но ответственность за качество их выполнения всегда персональна, так как каждая роль имеет своего исполнителя. Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права. Поступая на работу, человек тем самым добровольно подчиняет себя, свое поведение функционально-ролевым предписаниям, которые вытекают из целей и структуры организации, а также из ситуации, в которой организация находится. Необходимость кем-то быть, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума. Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей. Понять личность можно лишь через раскрытие ее социальных ролей. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук…Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).