Структура и основные теории социальн.действия.

Соц. действия —опр-ная система поступков, средств и методов, используя к-рые, индивид или соц. группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение др. индивидов или групп. Основой соц. действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать опр-ные ре-ции индивида или группы, изменить их поведение. Итак, соц. действия —такие действия, цель к-рых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер подчеркивал, что не все действия людей представляют собой соц. действия, т.к. достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на др. людей. По М.Веберу, соц. действие представляет собой синтез 2х необходимых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем) др.

Любое соц. действие представляет из себя систему, в к-рой можно выделить следующие элементы:
- субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;
- объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;
- средства (орудия действия) и методы действия, с помощью к-рых осуществляется необходимое изменение;
- результат действия — ответная ре-ция индивида или общности, на к-рых было направлено действие.

Следует различать 2 понятия: «поведение» и «действие». Если поведение —ответная ре-ция организма на внутрен. или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие — только некоторые виды поведения. Соц. действия — всегда преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение определенной цели — изменение поведения, установок или мнений др. индивидов или групп. При этом соц.действия направлены на такое изменение чужого поведения и установок, к-рое удовлетворяло бы опр-ные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Соц. действие, по мнению М.Вебера, занимает центральное место в содержании социологии как науки. Он пишет: «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, к-рый здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять соц. действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». М.Вебер, в зависимости от степени участия сознательных, рациональных элементов в соц. действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие. Для целерационального действия характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные ре-ции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочетание личной цели и соц. Наиболее массовыми в реальной жизни явл-ся ценностно- рациональные действия. В отличие от целерациональных действий, в основе к-рых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональн. действиях. Бездействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (напр., долг перед родителями, перед Отечеством и т.д).

Традицион. действие —традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления. Данное действие осуществ-ся на основе глубоко усвоенных индивидами соц. образцов поведения и норм, к-рые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. Аффективное действие — действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратковременного, но интенсивно бурного эмоциональн. состояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (напр., во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэтому, по мнению М.Вебера, они не явл-ся соц. в строгом смысле слова. Изучение соц.действий — очень важная задача, стоящая перед социологами, т.к. благодаря им осущес-ся функционирование индивидов и групп и функционирование соц. связи. Большой вклад в исследование проблем соц. действия внесли такие крупные социологи, как Э.Дюркгейм, Т.Парсонс («Структура соц.действия», «К общей теории действия»). Соц. действие необходимо отличать от соц. взаимодействия. При этом следует также помнить, что не все соц.действия в конечном итоге приводят к соц. взаимодействию.

Девиантное поведение.

Девиантное поведение— совершение поступков, к-рые противоречат нормам соц. поведения в том или ином виде. Т.е., все действия противоречащие традиционно принятым в том или ином общ-ве правилам поведения. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией явл-ся одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Девиант – любой чел., сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Факторов влияния:

*соц. неравенство – находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в 1ую очередь молодежи; в расслоении общ-ва на богатых и бедных; безработицы, инфляция, коррупция.

*морально-этический – выражается в низком морально-нравствен. уровне общ-ва, без духовности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общ-ва с рыночн. экономикой напоминает базар, на к-ром все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом явл-ся рядовым событием.

*окр. среда - к-рая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в больш-ве своем выходцы из неблагополучных семей.
Виды соц. отклонений:

  • Культурные и психич. отклонения. Психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими.
  • Индивидуальные и групповые отклонения.

- индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

- групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной гр. по отношению к ее субкультуре (пр., подростки из трудных семей, проводящие больш. часть своей жизни в подвалах).

  • Первичное и вторичное отклонения. Первичным отклонение - отклоняющееся поведение личности, к-рое в целом соответствует культурным нормам, принятым в общ-ве. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичное - отклонение от существующих в гр. норм, к-рое социально опр-ся как девиантное.
  • Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, к-рые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

- сверхинтеллектуальность – рассм. как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа соц. статусов.

- особые склонности - позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

- сверхмотивация - часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности.

- личностные качества - личностные черты и св-ва хар-ра, к-рые помогают достичь возвышения личности.

- счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в опр-ном месте и в опр-ное время.

  • Культурно осуждаемые отклонения. Бол-во общ-в поддерживает и вознаграждает соц. отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

· 15. Общ-во как система. Типология общ-ва в истории социологич.мысли.

· Общ-во — 1) в широком понимании слова - совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, к-рые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип соц. системы, опр-ная форма соц. отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическ. нормами. 4) объединение людей, в результате к-рого, т.к. единение, всё всестороннее возможное простр-во общ-ва становиться общ-ной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общ-во.

· Общ-во как система наиболее основательно рассмат-ся в структурном функционализме. Исходное понятие концепции – соц. система – подразумевает: 1) регулярно повторяющиеся явления и взаимоотношения между индивидуальными деятелями и коллективами, воспроизводимые во времени и в прост-ве, 2) целостный соц. организм, состоящий из элементов, объединенных специфич. связями и выполняющих хар-ные для них ф-ции.

· По мнению Т. Парсонса, общ-во –"тип соц. системы среди любого универсума соц. систем, к-рый достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению". Общ-во включает подсистемы: экономич., политич., соц., культурн. и др. При этом целостность общ-ва обеспечивается тем, что все подсистемы органично связаны друг с другом и выполняют ф-ции: 1) адаптации – приспособления к изменению окр. среды и возрастающим материальным потребностям людей; 2)способности к постановке общезначимых целей и их достижению; 3) интеграции – включению в систему новых поколений; 4) поддержания устойчивости – способности к воспроиз-ву структуры и снятию напряженности в системе (разрешение конфликтных, кризисных ситуаций).

· Взгляд на общ-во как систему изложен в теории соц. систем. Осн.понятие теории – комплексность. По мнению Лумана, множество элементов явл-ся комплексными, если вследствие ограниченной возможности сочетаний каждый элемент не может быть больше соединен с любым др. Соц.мир (общ-во) явл-ся комплексным, если его нельзя больше рационально реконструировать. Важный элемент соц. системы – коммуникация, к-рая состоит из информации, сообщения и понимания как единого целого. Их триединство составляет смысл.

· 16 Социализация личности.

· Социализация - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения соц. норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному общ-ву.

· Социализация выполняет в общ-ве:

· 1)интегрирует индивида в общ-во, а также в различные типы соц.общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

· 2)способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими соц. ролей;

· 3)сохраняет общ-во, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

· Личность проходит следующие стадии социализации:

· 1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

· 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

· 3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

· Первичн. (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым ф-циям и соц. нормам, складывающимся в различн. соц.институтах общ-ва на различных уровнях жизнедеятельности человека. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы.

· Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения соц. ролей во внутрен. мир чел. В результате складывается система внутрен. регуляторов поведения личности, что обеспеч-ет соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общ-ной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

· Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

· Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия соц.стратификации: статус, роль, престиж, должность.

· На межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации – национал. особенности; хар-тер деловых и личностн. взаимоотношений между членами гр.; сплоченность членов гр. на основе общих интересов.

· На личностном уровне проявляются хар-ки члена гр. как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск соц. конфликтов в общ-ве - личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

· 17 Соц.группа. Лидерство в группе.

· Соц. группа — объединение людей, имеющих общий значимый соц.признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, к-рые регулируются формальными или неформальными соц. институтами.

· Признаки соц. группы: наличие внутрен. организации; общая (групп.) цель деятельности; групп. формы соц. контроля; образцы (модели) групп. деятельности; интенсивные групп. взаимодействия;соц.положение.

· Условные гр. - группа, к-рая отделена от др. сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия). Члены групп. могут не пребывать в непосредственном общении один с другим.

· Реальные гр. - объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная гр. создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Реальную группу - сообщество людей, к-рые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами.

· Лабораторно-природные (натуральные) - групп., к-рые спец. создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, к-рые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.

· Формально - возник-ние 1ых из них всегда обусловлено общ-ной необходимостью достижения конкретных соц. целей, что задает группе собственную структуру и опр-ет координацию действий, способ руководства.

· Неформальные - возникают самостоятельно. Главн. стимулом их деятельности явл-ся общие желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.

· Первичная групп. - состоит из небольш. числа людей, между к-рыми устанав-ся взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоцианальн. вовлеченности членов в дела группы.

· Вторичная группа - образуется из людей, между к-рыми почти отсутствуют эмоциональн. отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению опр-ных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять опр-ные ф-ции.

· Группы членства-референтные - нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.

· Диффузные гр. - межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (люди, застрявшие в лифте, очередь).

· Группа – ассоциация – члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого чел. содержанием совместной деятельности (школьный класс, спортивная команда).

· Лидерство в группе – процесс столь многоликий, что могут быть выделены виды лидерства, весьма близкие по своим задачам к социометрической "звезде".

· Лидерство явл-ся одним из наиболее важных факторов групп.интеграции, способствующей достижению групп. целей с наибольшим эффектом.

· Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

· Способы достижения лидерск. статуса: содействие официальн.руководителю в решении поставленных задач; открытая конфронтация (борьба за лидерство) по отношению к институциональному руководителю, к-рый до этого занимал руководящее положение в общности.

· Типологии лидерства:рациональный тип (чел., к-ому люди добровольно подчиняются);традиционный - подчиняются потому. Что так исстари повелось;харизматическ. тип – подчиняются под влиянием его необычайных способностей к внушению.

· Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от гос-ва и даже группы гос-в до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общ-ных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет соц. и психологич., эмоционю опору в общ-ве или в коллективах людей, к-рые за ним следуют.

Соц.организации.

Соц. организация — система соц. групп и отношений между ними. Различают произв-ные, трудовые, общественно-политич. и другие соц. организации.

Соц. организация, как элемент соц. структуры – искусственное объединение институционального хар-ра, занимающее опр-ное место в общ-ве и предназначенное для выполнения четко очерченных ф-ций.

К признакам соц. организации относятся:

· Наличие целей;

· Конкретное воплощение отношений общ-ной власти;

· Совокупность ф-нальных положений (статусов) и соц. ролей;

· Правила, регулирующие отношения между ролями;

· Формализация значительной части целей, задач и отношений.

Важнейшими ф-циями соц.организации в общ-ве явл-ся:

*интеграция и социализация индивидов в систему общ-ных отношений;

*упорядочивание и соц. контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

Структура соц. организации: 1) информацию и систему ее передачи; 2) готовность персонала (к реализации задач организации); 3) социально-психологич. атмосферу; 4) коммерческие идеи и стратегию деятельности; 5) ресурсы (техническ. и духовные); 6) метод упр-ния и роль руководителя.

Ф-ции организаций: удовлетворение чел-ких потребностей через произ-во (средств произ-ва, предметов потребления, среды обитания чел.); рекреацию (отдых и лечение); социализацию (предоставление информации, образование и воспитание) ;общ-ная интеграция путем обеспечения соц. контроля и соц. управления.

Типология организаций.Сущ-ет больш. множество разного рода типологий организаций. Типология организаций по отраслевому признаку: произв-ные, образовательные, лечебные, культурные, транспортные.

Наиболее хар-ные классификации организаций,разработанные социологами:

1) добровольные, члены к-рых объединяются на добровольной основе: политич. партии, церкви, клубы, университеты;

2) принудительные, членами к-рых становятся принудительным путем: начальная школа, армия, психбольницы, концентрационные лагеря;

3) утилитарные, члены к-рых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: предприятия, заводы, фирмы.

Вопрос 19

Социология как наука

С.—наука об общ-ве, системах, составляющих его, законом-тях его функц-вания и развития, соц. институтах, отношениях и общностях.

С., должна возвышаться над этим фундаментом как некое новое качество. Как наука она не проще, чем матем., физика или иная наука, название к-рой обыденное сознание вспоминает, когда ему необходимо оценить чью-либо реальную или мнимую интеллектуальную мощь. И социология — не гуманитарная наука.

С. — наука — наиболее общая из наук чел-ва (шире только этика), т.к. все частные науки должны сливаться воедино в процессе жизнеречения. Она имеет одну особенность, отличающую её от всех частных наук. Социолог — часть общества; дитя, выросшее в нем, несущее печать семьи, «малой и большой» Родины, социальной группы и т.п.

С.—наука о родовых св-вах и основных закономерностях общ-ных явлений. С. не просто выбирает эмпирическ.опыт, т.е. чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общ-ных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением с. открылись и новые возможности проникновения во внутрен. мир личности, понимания ее жизнен. целей, интересов, потребностей. Однако с. изучает не чел. вообще, а его конкретный мир — соц. среду, общности, в к-рые он включен, образ жизни, соц. связи, соц. действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общ-во -знания, все же с. уникальна способностью видеть мир как целостную систему. Осн. проблемы современ. С.— выживание чел-ва и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. С. — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретич. и эмпирич. знания.

Вопрос 20 Соц.организации.

Соц. организация — система соц. групп и отношений между ними. Различают произв-ные, трудовые, общественно-политич. и другие соц. организации.

Соц. организация, как элемент соц. структуры – искусственное объединение институционального хар-ра, занимающее опр-ное место в общ-ве и предназначенное для выполнения четко очерченных ф-ций.

К признакам соц. организации относятся:

· Наличие целей;

· Конкретное воплощение отношений общ-ной власти;

· Совокупность ф-нальных положений (статусов) и соц. ролей;

· Правила, регулирующие отношения между ролями;

· Формализация значительной части целей, задач и отношений.

Важнейшими ф-циями соц.организации в общ-ве явл-ся:

*интеграция и социализация индивидов в систему общ-ных отношений;

*упорядочивание и соц. контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

Структура соц. организации: 1) информацию и систему ее передачи; 2) готовность персонала (к реализации задач организации); 3) социально-психологич. атмосферу; 4) коммерческие идеи и стратегию деятельности; 5) ресурсы (техническ. и духовные); 6) метод упр-ния и роль руководителя.

Ф-ции организаций: удовлетворение чел-ких потребностей через произ-во (средств произ-ва, предметов потребления, среды обитания чел.); рекреацию (отдых и лечение); социализацию (предоставление информации, образование и воспитание) ;общ-ная интеграция путем обеспечения соц. контроля и соц. управления.

Типология организаций.Сущ-ет больш. множество разного рода типологий организаций. Типология организаций по отраслевому признаку: произв-ные, образовательные, лечебные, культурные, транспортные.

Наиболее хар-ные классификации организаций,разработанные социологами:

1) добровольные, члены к-рых объединяются на добровольной основе: политич. партии, церкви, клубы, университеты;

2) принудительные, членами к-рых становятся принудительным путем: начальная школа, армия, психбольницы, концентрационные лагеря;

3) утилитарные, члены к-рых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: предприятия, заводы, фирмы.

Наши рекомендации