Осн. теории социологии 20 в.
Семья как соц.институт.
Одним из старейших институтов явл-ся семья. Это основан. на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейню. отношений составляет брак – исторически меняющаяся соц. форма отношений между м. и ж., упорядочивающая половую жизнь. Общ-во через брак санкционирует ее и устанавливает права супругов, их детей и родственников, т.е. семья - система связей и взаимосвязей людей, осущест-щих воспроизводство чел-ва на основе опр-ных ценностей и норм, подверженных обширному соц. контролю.
Семья сочетает свойства соц. организации, соц. структуры, соц. института и малой группы.
Семья прошла несколько этапов: 1. Промискуитет- нерегулируемые брачные связи; 2.Кровнородственная семья- брачные связи осущ-ся внутри племен или рода между людьми одного поколения; 3.Пуналуальная семья- сначала запрещается связь между близкими родственниками по женск. линии, позже- между всеми родственниками одного поколения; 4.Парная семья- переходный тип, когда одна жен. живет с одним муж., но серьезных обязательств между ними нет, браки легко прекращаются, дети остаются с матерью; 5.Моногамная семья- брачные связи между одним муж. и одной жен., обеспечивающие бесспорность отцовства, появление права семейн. наследства.
Полигамия – брак одного супруга (М. или Ж.) с несколькими супругами (М. или Ж)в истории чело-ва он встречается часто. Браки также могли быть экзогамными – супружество возможно лишь вне данной семейно-родственной группы, и эндогамными – заключающиеся внутри данной группы, т.е. фратрии.
Моногамные семьи также, как и весь институт семьи в своей истории прошли несколько типов. Патриархальный – зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Экономич.ресурсы и власть сосредоточены в руках у мужа. Детоцентристский- возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности, выравнивание супружеских прав и обязанностей, малодетность. Супружеский- акцент на более полную реализацию личностного взаимодействия, регулируемого моральными принципами и ценностями. Равенство общ- в. Интересов и интересов детей.
Семья выполняет ряд важных обще-в. Ф-ций, имеющих одновременно индивидуальную значимость для членов семьи.
Экономич. И хоз.-бытов.- получение матер. Средстводними членами семьи для др., экономич. Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общ-ва, поддержание физич. Здоровья, уход.
Репродуктивно-воспитательная- биологич. Воспроиз-во населения общ-ва и социализация молодого поколения, удовлетворение потребностей в детях и родителях.
Первичный соц. контроль- моральная регламентация поведения членов семьи, ответств-ть и обязательства родителей перед детьми и детей перед родит.
Духовно-досуговая – развитие личности, духовное взаимообогащение членов семьи, организация рационал. досуга, формирование и удовлетворение интересов.
Социально-статусная – воспроиз-во соц. структуры общ-ва и формирование статусных потребностей.
Эмоциональн. – обеспечение эмоциональн. и психологич. стабильности членов семьи. Защита и поддержка друг др. удовлетворение потребности в личном счастье. Сексуальный контроль и удовлетворение сексуальных потребностей.
Важной частью жизнедеятельности семьи явл-ся ролевые отношения ее членов, т.е. участие в исполнении ф-ций семьи по отношению др к др.
В процессе норм. Жизни общ-ва важную роль играет соц. Институт образования. Именно в нем накопленный поколениями опыт, материал. И духовные ценности передаются последующим поколениям.
Вопрос 2
Соц. институты.
Соц. институт — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфич. набор ф-ций, к-рые другие общ-ные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общ-ва и его развития.
Социальный институт—постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (пр.: институт брака, институт семьи, институты гос-ного администрирования), устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность к-рых направлена на выполнение конкретных общ-ных ф-ций; строится эта деятельность на основе опр-ных норм, правил. Пр.: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.
Различают 4 сферы жизнедеятельности общ-ва, в каждую из к-рых входят различные общ-ные институты и возникают различные общ-ные отношения.
Общ-ные отношения — многообразные связи между гр., классами, нациями в процессе соц., экономич., политич. и духовн. деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.
Сферы жизнедеятельности общ-ва:
Экономич. — отношения в процессе материальн. произ-ва (произ-тво, распределение, потребление материальных благ). Заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.
Соц. — отношения между различными соц. и возрастными группами; деятельность по обеспечению соц. гарантии. Коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система соц. обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
Политич. — отношения между гражданским общ-вом и гос-вом, между гос-вом и политич. партиями. Гос-во, парламент, правительство, судебн. система, политич. партии, СМИ.
Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовн. ценностей, их сохранения, расспрос-ния, потребления. Учреждения системы образования, науки, театры, музеи.
Функции coц. института:
Совокупность соц. ф-ций складывается в общие соц. ф-ции соц.институтов как опр-ных видов соц. системы. Эти ф-ции очень многообразны.
*Воспроиз-во членов общ-ва. Главный институт, выполняющим эту ф-цию - семья, но к ней причастны и др. соц. институты, такие, как гос-во.
*Социализация — передача индивидам установленных в данном общ-ве образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
*Произ-во и распределение. Обеспечиваются экономич.-соц. институтами управления и контроля — органы власти.
*Ф-ции упр-ния и контроля осущ-яются через систему соц. норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Соц. институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Институционализация - процесс упорядочения, формализации и стандартизации.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
*Одним из необходимых условий появления соц. институтов служит соответствующая соц. потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных соц. потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроиз-ве чел-кого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями. Институт высшего образования обеспеч. подготовку рабочей силы, даёт возможность чел. развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспеч. своё существование и т. д. Возникновение опр-ных общ-ных потребностей, а также условия для их удовлетворения явл-ся первыми необходимыми моментами институционализации.
*Соц. институт образуется на основе соц. связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, соц. групп и иных общностей. Но он, как и др. соц. системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Соц. институты носят надындивидуальный хар-тер, обладают своим собственным системным качеством. =>соц. институт представляет собой самостоятельное общ-ное образование, к-рое имеет свою логику развития.
* Организационное оформление соц. института. Внешне соц.институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных опр-ными материальными средствами и выполняющими опр-ную соц. ф-цию. Институт высшего образования состоит из опр-ной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, к-рые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе, к-рые для своей деятельности располагают опр-ными материальными ценностями (зданиями, финансами).
Вопрос 3 соц. Стратификация
Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.
Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.
Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.
Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.
В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.
Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Бедные версты населения зачастую уровнем власти довольно сильно ограничены, вплоть до полного отсутствия права управлять. Так же они имеют низкий уровень образования и незначительные доходы.
Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.
Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.
Итак: социальная стратификация, пожалуй, одна из основных тем социологии, что дает понять методы и способы разделения общества на классы, определить их основные характеристики и провести полный анализ такого раздела.
Вопрос 4
В рамках классич. социологии (XIX век) формируются осн. методологич. традиции социологического знания: позитивизм, «понимающая социология» и «конфликтная социология». По Конту социология (соц. физика) устанавливает законы общ-ного развития. Он делит социологию на:
- соц. статика — раздел позитивной науки об общ-ве — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также осн. общ-ные институты — семью, религию, гос-во; осн. закон соц. статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономич., политич., культурной).
- соц. динамика — теория историч. Соц. развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития чел-ва и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общ-ва — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
Конт пытался превратить теоретич. социологию в «практич.науку» преобразования общ-ва. При этом чел. рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Челов-ва как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей.
Второй выдающейся фигурой в истории социологии обычно называют англичанина Герберта Спенсера.На социологию Г. Спенсера сильнейший отпечаток наложил тот факт, что его взгляды формировались под сильнейшим влиянием естествознания. С точки зрения идеологич. ориентаций Г. Спенсер - либерал. Еще в своей первой книге «Соц. статика» он сформулировал - закон равной свободы, согласно к-рому «каждый чел. свободен делать все, что хочет, если он не нарушает равной свободы др. чел.»Если у Конта социальное целое предшествует индивиду и последний даже не явл-ся самостоятельным элементом общ-ва, то у Спенсера, напротив, общество - лишь агрегат индивидов. Под влиянием естествознания Г. Спенсер в качестве обобщенной модели соц. целого избирает организм. Обосновывая своё представление об общ-ве как особом организме, «сверхорганизме», Спенсер указывает на ряд сходств между биологич. организмом и общ-вом.
Большой вклад в развитие социально-политич. мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818 - 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К. Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально – экономич. анализ современного К. Марксу капиталистич. строя. Маркс стремится по-новому осмыслить почти все современные ему соц. науки – экономич., историч., правовые, политич. и др. Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общ-ва лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общ-ва – экономич. отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общес-ной системы. Производ-ные отношения, в к-рые вступают люди, соответствуют опр-ной ступени общ-ного развития и не зависят от воли людей. Бытие чел. опр-ет его сознание.
Социология Э.Дюргейма. Его вклад в историю мировой социологии опр-ся не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции к-рой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французс. социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.
Концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к др.разновидностям реальности (напр., физич., психич.). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, к-рые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологич.требований Дюркгейма – соц.надо объяснять соц., исходя из соц. Предметом социологии, по мнению Дюркгейма, явл-ся соц. факты, соц. реальность, существующая объективно вне индивидуального сознания. Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования соц. фактов.
Соц.реальность в представлении Дюркгейма складывается из соц.фактов двух родов - морфологических, к к-рым французский социолог относит демографич., технологич. и экологич. факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общ-ва. Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общ-ва.
В наиболее ярком виде эти представления об обществе проявились в теории соц.солидарности Дюркгейма. Проблема соц. порядка и беспорядка, обществен. нормы и соц. патологии была одной из осн. для многих 1ых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, соц. солидарности, методологии структурно-функциональн. анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств.
Социология М. Вебера. Теория соц. действия М.Вебера Социологич. понятие действия Вебер вводит через понятие смысла. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием опр-ный смысл, т.е. социология призвана изучать рациональн. поведение, при к-ром индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. Вебер выделял 4 типа поведения:
1)Целе-рациональное поведение предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы. 2)Ценностно-рациональное поведение базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на 2ой план. Чел. может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, напр., спасении души или чувстве долга. С ними он соизмеряет свои поступки. 3)Традиционное поведение. Его даже нельзя назвать сознательным, ибо в основе лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из околения в поколение. Таков, напр., обычай гостеприимства, существующий у всех народов. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе. 4) Аффективное, или реактивное поведение.Аффект –душевное волнение, к-рое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием чел. поступает бессознательною. Будучи кратковременным эмоциональн. состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение др. или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения. Два последних вида действия не являются, по Веберу, соц. действиями в строгом смысле слова, поскольку здесь мы имеем дело с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Вебер отмечает, что описанные 4е типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеч. поведения, однако их можно считать самыми характерными.
Описанные Вебером типы соц. действия – не просто методологич.прием, удобный для объяснения. Вебер убежден, что рационализация рационального действия – тенденция самого историч. процесса. Рационализация –результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональн. начало, а именно: античная наука, рациональн. римское право.
Политич. социология М.Вебера Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «соц.действия», к-рая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся осн.политич. социологии Вебера. Госп-во предполагает взаимное ожидание: того
кто приказывает, что его приказу будут повиноваться, и тех кто повинуется, что приказ будет иметь хар-тер, ожидаемый ими, то есть признанный. В соответствии со своей методологией Вебер дает анализ
легитимных типов господства. Он различает 3 чистых типа господства.
1 тип господства - легальным. Относятся современные ему европейские государства: Англия, Франция и США. В таких госуд-вах подчиняются не личности, а четко установленным законам, к-рым подчиняются и управляемые и управляющие. Аппарат управления («штаб управления») состоит из специально образованных чиновников, к-рым вменяется в обязанность действовать невзирая на лица, т.е. по строго формализованным регламентам и рациональным правилам. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию.
2 тип легитимного - обозначает как традиционный, обусловлен нравами, привычкой к опр-ному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства явл-ся, по Веберу, патриархальное гос-во. Это общ-во, к-рое предшествовало современному буржуазному общ-ву. Тип традицион. господства по своей структуре сходен со структурой семьи.
3 тип господства - харизматическое господство. Понятие харизмы играет в веберовской политич. социологии важную роль. Харизма, в соответствии с этимологич. значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, некоторое качество индивида, выделяющее его среди остальных. Это качество не столько приобретенное, сколько дарованное человеку от природы богом, судьбой. К харизматич. качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, полководцы, маги, пророки и провидцы, выдающиеся политики, основатели мировых религий и другие типы (например, Будда, Христос, Магомет, Цезарь).
Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Основной базой харизматич. господства явл-ся аффективный тип социального действия.
Соц. роли личности.
Соц. роль — модель поведения чел., объективно заданная соц.позицией личности в системе соц. , общ-ных и личных отношений. Др. словами, соц. роль — «поведение, к-рое ожидается от чел., занимающего опр-ный статус». Современ. общ-во требует от индивида постоян.смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современ. общ-ве широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновремен. выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
Виды соц. ролей опр-ся разнообразием соц. групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность. В зав-ти от общ-ных отношений выделяют соц. и межличностные соц. роли.
Соц. роли связаны с соц. статусом, профессией или видом деятельности (учитель, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографич. роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина —тоже соц.роли, биологически предопределенные и предполагающие специфич. способы поведения, закрепленные общ-ными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, к-рые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый чел. выступает в какой-то доминирующей соц. роли, своеобразном соц. амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого чел., так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие соц. роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Осн. хар-ки соц.роли:
*По масштабу (зависит от диапазона межличностн. отношений). Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
*По способу получения (зависит от того, насколько неизбежной явл-ся данная роль для чел.). Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
*По степени формализации (опр-ся спецификой межличностн.отношений носителя данной роли). Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
*По видам мотивации (зависит от потребностей и мотивов чел.). В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общ-ное благо и т. д.
Соц.статусы личности.
Соц. статус — положение индивида в соц. структуре группы или общ-ва, связанное с опр-ными правами и обязанностями. Один чел. обладает множеством соц. статусов, т.к. включен в различные соц. группы и категории.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным чел. в опр-ный момент времени.
В социологии выделяют различные виды соц. статуса. Например, в статусном наборе существует - главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с к-рым он сам себя идентифицирует или с к-рым его идентифицируют др. люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современ. общ-ва главн. статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.
Предписанный статус — статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему общ-вом или гр. независимо от его способностей или усилий.
Достигаемый статус —статус индивида, к-рый закрепляется через индивид. выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения. Для современного индустриальн. общ-ва хар-но преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: соц. структур в соответствии с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что опр-ет эффективное функции-ание индивида в рамках занимаемого статуса.
Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы
Осн. социоологич.парадигмы.
Парадигма – совокупность осн. положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих спец. категориальным аппаратом и признающихся группой ученных; – общий угол зрения на изучаемые феномены. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот америк. философ и историк науки Т. Кун. В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют 5 осн. парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на к-рые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают соц. реальность.
Парадигма соц. фактов сводит соц. реальность к двум группам соц. фактов – соц. структурам и соц. институтам, к-рые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются 2 противоположных теоретич. направления – структурно-функцион. анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма соц. дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Соц. реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми соц. фактов. Согласно этой парадигме, соц. поведение людей строится в соответствии с пониманием ими соц. реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретич. направления: символич. интеракционизм, феноменологич. социология и этнометодология. Наиболее видными представителями - А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
Парадигма соц. поведения опирается на психологич. ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории соц. обмена. Наиболее известным представителем 1ой явл-ся психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения чел. как соответствующей ре-ции на опр-ные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного соц.поведения.
Парадигма психологич. детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Соц. реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общ-ва. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели опр-ные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
Парадигма социально-историч. детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме соц. реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – соц. структуры, к-рые, взаимодействуя друг с другом, порождают соц. процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального чел., приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономич. факторам дают основание опр-ить эту парадигму более точно как экономич.детерминизм.
Хар-ки соц. мобильности.
Под скоростью м. понимается "Вертикальная соц. дистанция или число страт экономич., профессион. или политич., к-рые проходит индивид в его движении вверх или вниз за опр-ный промежуток времени".
Под интенсивностью м. понимается число индивидов, меняющих соц. позиции в вертик. или горизонт. направлении за опр-ный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо соц. обычности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общ. численности данной соц. общности показывает относительную мобильность.
Взаимосвязи скорости м. и интенсивности. В этом случае использ. совокупный индекс мобильности для данной соц. общности. Таким путем можно, сравнить одно общ-во с др. с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше.
Сущность соц. м.Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех соц. слоях и соц. классах. Если не существует барьеров для соц. достижения, можно ожидать больш. соц. мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, др. же опускаются на более низкие. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что соц. классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в к-рой они социализированы.
Все соц.перемещения личности или соц. группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под соц.м-тью понимается любой переход индивида, или соц. объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной соц. позиции к др.».
Вопрос 11
Квазигруппы- появляющиеся непреднамеренно соц.группы, в к-рых отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние.
Отличительные черты: спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, отсутствие разнообразия во взаимодействиях, кратковременность совместных действий. К. чаще всего сущ-ют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые соц.группы. Виды: а)аудитория – соц. общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором-индивидом или группой, владеющей информацией и доводящей ее до этой общности. Аудитория - сложное и неоднородное соц. образование, что связано прежде всего с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информ. в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. б) толпа - временное собрание людей, объединенных в замкнутом физич. пространстве общностью интересов. Соц. структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. в) соц. круги – соц. общности, созданные с целью обмена информацией между их членами; среди К. наиболее близки к устойчивым соц. группам.
Существует несколько разновидностей соц. кругов:
контактные круги – соц. общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или в очередях.
профессиональные круги, или круги коллег - соц. общности, члены к-рых собираются для обмена информ. исключительно по профессион.признаку. Профессион. круги явл-ся более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые соц. группы.
Соц.статусы личности.
Соц. статус — положение индивида в соц. структуре группы или общ-ва, связанное с опр-ными правами и обязанностями. Один чел. обладает множеством соц. статусов, т.к. включен в различные соц. группы и категории.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным чел. в опр-ный момент времени.
В социологии выделяют различные виды соц. статуса. Например, в статусном наборе существует - главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с к-рым он сам себя идентифицирует или с к-рым его идентифицируют др. люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современ. общ-ва главн. статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.
Предписанный статус — статус, унаследованный индивидом от рождения или приписыв