Правовая социализация личности: сущность, пути и методы. Правовой нигилизм и идеализм.
Правовая социализация - это часть единого процесса социализации.
Она заключается:
в усвоении правой культуры данного общества,
в деятельностномосвоении правовой действительности,
в поэтапном формировании правового сознания индивида.
Можно выделить три метода правовой социализации:
Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.
Социализация на собственном и чужом опытепроисходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.
Символическая социализацияосновывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране,нации.
Пути: семья, школа, общественный контроль и контроль органов государтва.
Правовой нигилизм — это деформация правосознания, для которой характерно отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Носителем правового нигилизма могут выступать личность, социальная общность, общество в целом. Правовой нигилизм может выступать в двух формах — теоретической и практической. В первом случае имеет место концептуальное оправдание и обоснование правового нигилизма. Праву противопоставляются иные, высшие с точки зрения теоретиков правового нигилизма ценности — религиозный фундаментализм, мировая революция и т.д. Во втором случае про-исходит реализация указанных теоретических концепций.Нарядус правовым нигилизмом существует прямо противоположное явление — правовой идеализм (романтизм). Под ним понимают фетишизацию права, преувеличение реальных возможностей его влияния на судьбу личности и общества, наивное убеждение в том, что справедливые и разумные законы способны решить все проблемы человечества. Правовой инфантилизм отличается слабостью правовых знаний при твердой убежденности личности в достаточном их уровне. В отличие от правового нигилизма и правового идеализма он является менее опасной, сравнительно легко преодолимой разновидностью деформации правосознания. Правовой дилетантизм, который означает легкомысленное отношение к праву, вольное обращение с законом при наличии поверхностных, бессистемных правовых знаний (обо всем — понемногу).
Социология права: предмет и структура, соотношение с юридическими науками и философией права.
Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.
В структуре социологии права можно выделить макросоциологичеекий и микросоциологический уровень. Макросоциология права изучает развитие и функционирование права в масштабах того или иного общества на протяжении достаточно длительного времени. Предметом микросоциологии права являются непосредственные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными группами, классами, социальными слоями.
В зависимости от объектов познания социологии права различают:
1) законодательную социологию;
2) социологию функционирования правоохранительных и судебных органов;
3) социологию правосознания и правового поведения;
4) социологию преступности;
5) юридическую конфликтологию.
Философия права занимает особое место в системе наук. Она представляет собой общенаучный феномен, интегрирующий всю совокупность принципов, путей и методов познания, выработанных всеми науками, в том числе и юридическими, применяемыми в процессе научного познания особенностей правовой деятельности, ее развития и практического преобразования.
Назначение философии права -- вооружить не только общую теорию права, но и все отраслевые юридические науки надежным гносеологическим инструментарием.
Философия права является познавательной основой всей системы юридических наук. Она включает ряд компонентов: систему методов познания; учение о таких методах, как общенаучные, так и частнонаучные средства познания. Все эти компоненты органически связаны между собой и взаимно обогащают друг друга.