Общая теория конфликта К. Боулдинга

Среди концепций, претендующих на универсальное применение, важное место занимает «общая теория конфликта» американского социолога Боулдин-га, изложенная в его книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание «общей теории конфликта» позволяет общественным силам контролировать любой специфический конфликт, управлять им, прогнозиро-вать его последствия.

Вот основные положения этой концепции. Конфликт неотделим от обще-ственной жизни. В самой природе человека лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную ин-тересам другой.

В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодей-ствия, когда стороны осознают как своѐ противостояние, так и своѐ отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но всѐ это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодо-левать, или, по крайней мере, существенно ограничивать.

Он рассматривает два аспекта социального конфликта – статический и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны, участвую-щие в конфликте, и отношения между ними. Поскольку в качестве противобор-ствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы

(этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые.

В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динами-ку конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противо-борствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются «реактивными процессами». Например, механизм зарождения и на-растания любви совершенно аналогичен такому явлению, как гонка вооруже-ния, которая, как и война, является реактивным процессом.

Таким образом, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. Он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом мани-пулируя раздражителями путѐм изменения реакций, ценностей и влечений ин-дивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.

Конфликтология развивалась в основном на Западе. Зарубежные учѐные далеко продвинулись в разработке теории социального конфликта. Такие ас-пекты, как возникновение и причины, логика развития, методы разрешения и последствия представлены в виде чѐтких моделей. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального конфликта в странах Запа-да обусловлены тем, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей, их непосредственные нужды. Конфликтология, например, в США стала одной из авторитетных общественных наук, превратилась в теорию регуляции конфликтов, владения конфликтной ситуацией. Еѐ практическая на-правленность состоит в формировании общественного сознания с целью регу-лирования, трансформации конфликтов.

Позитивной стороной конфликтологической парадигмы является призна-ние социального конфликта нормальным состоянием общества. Более того, в рамках такого подхода социальный конфликт выполняет важные функции раз-вития и стабилизации социальной системы. Иногда конфликты вызываются и поддерживаются искусственно. К таким преднамеренно вызванным, перма-нентно конфликтным состояниям можно отнести конкуренцию, которая весьма полезна во всех сферах, начиная с экономики и кончая наукой. Во время семи-нарского занятия по этой теме студенты могут сами привести немало примеров полезных социальных конфликтов.

Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Сущность и специфика социального управления в экономической сфере

2. Мотивация работника Мотивационная типология работника

3. «Социальная инженерия» Ф.Тейлора и Г. Форда

4. Концепция «человеческих отношений» Э.Мэйо

5. Современные методы социального управления: модель группового (бригад-ного) самоуправления, модель «ответственного автономного поведения», гибкий график рабочего дня и др.


Наши рекомендации