Теоретико-методологические подходы к социологии личности

В социологии и психологии существует несколько подходов к изучению личности. Социологические теории личности направлены на изучение нераз-рывной связи процесса формирования личности с функционированием и разви-тием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общест-ва, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории лич-ности.

Теория «зеркального «Я» (Ч.Кули,Дж.Мид,А.Халлер).Сторонники этойтеории понимают личность как совокупность отражений реакций других лю-дей.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули в результате многочисленных исследований определил, что развитие концепции собствен-ного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного про-цесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без соци-ального окружения. Это человеческое «Я» открывающееся через реакции дру-гих, получило название «зеркальное Я». В соответствии с учением Ч.Кули, личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь изби-рательной ролью.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность про-цесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщен-ного другого»,дополняющая и развивающая теорию«зеркального Я».В соот-ветствии с концепцией Дж. Мида, «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые форми-руют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе об-щения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой лично-стью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляе-мыми оценками его «обобщенного другого». Стержнем личности является са-мосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - это та

личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особен-но важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и не-способным.

Психоаналитические теории (Зигмунд Фрейд)направлены на раскрытиепротиворечивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя три уровня:

Теоретико-методологические подходы к социологии личности - student2.ru

уровень «Оно», т.е. бессознательное (природные инстинкты); уровень «Я» т.е. сознание индивида, включающее в себя представле-ния о себе и окружении, мотивацию поступков, оценки и самооценку;

Теоретико-методологические подходы к социологии личности - student2.ru уровень «Сверх-Я», т.е. усвоенное индивидом коллективное сознание, включающее в себя обычаи, традиции, верования, законы, язык и т.п.

Такая трѐхслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требо-ваниями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

Ролевая теория личности (Р.Мертон,Р.Минтон,Т.Парсонс)описывает еесоциальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию ин-дивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязан-ности. Человек может иметь несколько статусов Теоретико-методологические подходы к социологии личности - student2.ru предписанный, естествен-ный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью по-нимают ожидаемое обществом поведение, совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной сис-теме. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Личность формирует свой «Я-образ» на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было ус-пешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смот-рит на свое поведение и свой внутренний мир.

Более подробно ролевая теория личности изложена ниже, при рассмотре-нии вопроса «Социальные статусы и роли личности».

Марксистская теория личности рассматривает личность как продуктисторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуа-лизации.

Социализация личности

Социализация - процесс интеграции(включения)человека в общество,усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных зна-ний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. В процессе социализации формиру-ются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в процессе жизни в обществе, активной социальной деятельности.

Этапы и фазы социализации

Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапа-ми возрастного развития индивида.

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением обще-культурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и харак-тере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации являет-ся подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают пред-писанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация осуществляется в различные периоды социаль-ного функционирования индивида:

– период профессиональной социализации, которая связана с овладени-ем специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты инди-вида, расширяется диапазон социальных ролей;

– период включения индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкуль-туре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость соци-альных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, допол-нительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров пове-дения);

– период пенсионного возраста или утери трудоспособности. Для этого этапа судьбы человека характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию.

Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включѐнности в систему общественного производства, трудовой деятельности выделяют также

дотрудовой, трудовой и послетрудовой этапы.В основу другой периодизацииположены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социали-зации.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организа-циям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние струк-туры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутренне-го мира человека.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентовсоциализации,т.е.людей и учреждений,влияющих на процесс социализацииличности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализа-ции являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информа-ции, литература и искусство, социальная среда и др.

Наши рекомендации