Основные школы и течения современной западной социологии.

Уже в начале XX в. начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенно­стями их формирования. Так, во Франции социология от­почковывается от историко-философской традиции, в Германии — от философско-экономической, в Италии со­циология «вызрела» в лоне политических наук, в Велико­британии — управленческих. Американский этап (30-е — начало 50-х гг.) в развитии социологии определяется пере­мещением «географического» центра социологических ис­следований из Европы в США. Содержательно этот период характеризуется интенсивным развитием и совершен­ствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

Современный этап (50-е гг. — настоящее время)знамену­ется созданием академической социологии,ориентирован­ной прежде всего на решение познавательных и практичес­ких проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит оконча­тельное утверждение и общественное признание социоло­гии. Она превращается в равноправную университетскую дисциплину наряду с философией, экономикой и истори­ей. Социологические факультеты в 60-х гг.становятся од­ними из самых популярных среди факультетов социально-гуманитарного профиля. Начинается массовая подготовка дипломированных социологов. Социологи приглашаются в качестве советников-консультантов при разработке прави­тельственных проектов и крупных социальных программ -национального и международного уровня. Однако с 70-х гг. наблюдается некоторое снижение «социологического бума».

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход исходит из примата общества по отноше­нию к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внима­ние на изучении закономерностей «высокого» порядка, остав­ляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивида­ми и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Ло­гика рассуждений при обосновании такой позиции пример­но такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продол­жает существовать. Эта традиция берет свое начало в социо­логической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа(Т. Парсонс) и теория конфликта(Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внима­ния в сторону личности, утверждая, что без изучения внут­реннего мира человека, его побудительных мотивов и смыс­лов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социо­лога М. Вебера. Среди современных теорий, соответству­ющих данному подходу, можно назвать: символический ин-теракционизм(Г. Блюмер), феноменологию(А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодвлогию(Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «срединную» позицию между двумя первы­ми подходами. Одним из основателей этой традиции счи­тается ранний П. Сорокин, а одной из современных социо­логических концепций — теория действия,или теория обмена(Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход — марксистский.По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подхо­дом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вме­шательство социологии в преобразование и изменение окру­жающего мира, тогда как три первые традиции рассматри­вают роль социологии>скорее как рекомендательную.


Наши рекомендации