Предмет структура и функции социологии

Формирование идеи метода.

В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам "учености" в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание "естественной" науки. "Естественное" при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Обосновал метод эксперимента. Эмпиризм. Декарт обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания.

Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: феноменализм, антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона - Декарта применительно к науке об обществе осуществлялась путем ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дисциплин. Это был прообраз будущей социологии.

Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.

4. Классическая социология конца XIX - начала XX века' (Э. Дюркгейм, М Вебер и др.). Э. Дюркгейм о социальной солидарности.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой “французской социологической школы“. С его именем связан переход социологии от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философов, создатель так называемой "французской социологической школы". С его именем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

"Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого".

Понимающая социология М. Вебера.

Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка.

Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным.

Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие

Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь.

Когда социальные связи регулярны - это нравы.

Когда эти нравы узаконены - это норма.

Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое).

Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например мусульманское общество) или языка (например франкоязычное общество). Существует классификация по способу добывания средств к существованию.

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю о развитии как смену трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий.

Поппер – немецкий социолог середины 20в выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).

9. Общество с позиций социального детерминизма, функционализма, индивидуализма.

На протяжении всей истории социологии важнейшей проблемой являлась проблема определения что же такое общество.

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

1. По Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.

2. С точки зрения Маркса общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

3. Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.

4. Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.

Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющие собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему.

Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:

1. Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

2. Кроме того, в обществе, как в системе, выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экономическая, политическая и социальная подсистемы. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации, социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

1. Они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);

2. Они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

3. Они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

Б) Виды социальных институтов.

Формальные (существующие в виде формально оговоренных правил). Неформальные (где нет формальной регламентации).

В) По типу потребностей соц. институты делятся:Экономические, которые занимаются производством и распределением благ и услуг. Политические, т.е. институты, связанные с борьбой за власть. Институты культуры и социализации.

Типы социальных институтов.

Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение.

Политические институты - основная функция - установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры.

Социокультурные и воспитательные институты - освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Нормативно-ориентирующие институты - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации нравственную ориентацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие институты - осуществляют регуляцию социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их официальном или неофициальном закреплении) - временные способы социальной регуляции.

Описательные исследования — более сложный вид исследований, его цель получить эмпирические сведения и описательные характеристики об исследуемом предмете. Оно проводится по полной программе на базе определенных методик.

Аналитическое исследование — самый сложный вид. Большая подготовка (программа и план). Цель— не только получить описательные характеристики объекта исследования, но и выяснить причинно-следственную связь элементов, характеристик объекта.

В зависимости от других критериев различают:

- сплошные и выборочные исследования в зависимости от величины выборки. В случае выборочного социального исследования изучается часть совокупности и результаты распространяются на всю совокупность;

- точечное (разовое) и повторное исследования. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь делятся на:

- панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени;

- кагортные когда изучаются более специфические совокупности в течение определенного времени (например, группа людей одного поколения или одного года рождения);

- трендовые, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через равные промежутки;

- лонгитюдные, когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-то совокупности через определенные промежутки в процессе развития (обычно молодежь в процессе развития).

предмет структура и функции социологии

Соц-гия - есть научное изучение общ-ва и соц. отношений. То есть: как общ-во устроено и как развивается? Что происходит с людьми, когда они взаимод-т друг с другом и почему они ведут себя так, а не иначе? Объект соц-гии – соц. реальность, общество, как целостность. Предметом соц-гииявл-ся научное изучение соц. отношений как совместных и сознательных форм жизнедеят-ти людей в их разнообразии и развитии. Предмет социологии – социальные отношения. Специфика соц-гии заключ-ся в ее пограничном положении между естеств.-научным и социогуманит. знанием. Она одновременно исп-т методы философских и соц.-историч.обобщений и специф.методы естеств. наук - эксперимент и наблюдение. Соц-гия имеет устойчивые связи с прикладной матем, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная соц-гия имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. Наиб. тесная связь у соц-гии с историей. Со всеми науками об общ-ве соц-гия связана соц. аспектом его жизни; отсюда – соц.-эконом., соц.-демограф. и др. исслед-я, на основе кот. рождаются новые «пограничные» науки: соц. психология, социобиология, соц. экология и пр. Соц-гия изучает соврем.общество. История - все общество на протяжении всего существ-я, после того как совершился. Там, где кончается история начинается социология. Соц-гия и фил-фия. Соц-гия вышла из фил-фии. Конт, Спенсер, Маркс - основатели соц-гии - были философами. У соц-гии и фил-фии есть общие категории: общ-во, личность, культура, соц. среда и др. Но социолог. категории более конкретны.Социолог. истины д.б. подтверждаемы наблюдением, экспериментом.Соц-гия и психология. Общее то, что эти науки изучают соц. роли, установки, нормы, взаимод-я личности и группы. Но психология изуч-т отд. чел-ка вне соц. контекста. Соц-гия - изучает поведение чел-ка именно в соц.контексте. Соц-гия и политология, и эк. науки.Политология концентрируется на изуч-и механизмов осущ-я власти и властных отношений. Экон. науки – изуч-т сферу матер. произв-ва и распред-я, рыночные механизмы. Соц-гия же рассм-т сферы властных и эконом. отн-й как некоторые подсистемы соц-го целого, как это целое влияет на подсистемы, как эти подсистемы влияют на целое и пр.

Структура социологии. Стр-ра социолог. знания – упорядоченная совок-сть инф-ции, представлений и научных понятий об общ-ве как динамично функционир. соц. сист. Стр-ру социолог.знания сост-т эл-ты: знание об общ-ве, как целостном соц. организме; взаимосвязь представлений о функц-и и развитии отд.сфер общ. жизни; знание о соц. составе населения страны и соц. стр-ре общ-ва; науч. предст-я, взгляды, теории, относящиеся к полит. соц-гии; научные преставления и выводы о деят-ти соц.институтов (гос-во, право, наука, культура, семья и др.); теории жизнедеят-ти подсистем и отд. эл-тов общ-ва. Знание об обществе как о целостном организме это знание о: сист. общ.отн-й, содержании общ. отн-й, механизме взаимод-я общ. отн-й. Взаимосвязь предст-й о функц-ии развитии отд. сфер общ. жизни (эконом.й, полит., дух. и др.) – исслед-ся возм-ть деят-ти и соц.самоутверждения отд. личности или соц. группы в каждой из сфер. Знание о соц. составе населения страны и соц. стр-ре общ-ва – изуч-ся: классы, большие и малые соц.группы, демограф.группы, профес., этнические группы. Исслед-ся их место и взаимод-е в сист. эк., соц., полит. отн-й. Науч. предст-я, взгляды, теории, относ.к полит. соц-гии: положение соц. групп в сист. полит. отн-й, прежде всего в сист.власти; пути и способы осущ-я соц.-полит. прав и свобод субъектами общ-ва; функц-е полит. системы общ-ва. Научные представления и выводы о деят-ти соц. институтов (гос-во, право, наука, культура, семья и др.): взаимодействуя, соц. институты обеспеч-т функц-е общ-ва. Теории жизнедеят-ти подсистем и отд. эл-тов общ-ва: производственных коллективов, неформал. групп и орг-аций, малых групп межличностного общения, отд. личностей. Уровни социолог. Знания. По целям и задачам различают: теоретич.соц-гию (для развития теории, посредством соц.-философ. осмысления функц-я и развития общ-ва и места в нем чел-ка) и прикладную (для реш-я актуальных проблем и задач, посредством сбора конкретных данных об отд. соц. фактах, обобщения, формир-е выводов, выработки рекомендаций, разработки соц. технологий и пр.) По уровню объекта изучения различают: макросоц-гию (изуч-е общества как целого и его подсистем в статике и динамике), теории среднего уровня (изуч-е отд. подсистем общ-ва: соц-гия семьи, города, труда, власти и пр.), микросоц-гия (изучение межличностного взаимод-я, орг-аций, факторов, опред-щих поведение людей и пр.).

Функции социологии. 1)Познавательная(что есть?, что происходит?, почему? и т.д.): заключ-ся в исслед-и соц. явлений; в получении науч.представлений о сущности и содержании соц. явлений; в исслед-и связей с др. явлениями; в изучении хар-ра и закономер-тей развития соц. явлений. На основе анализа соц. процессов выраб-ся науч. прогнозы их развития во всех сферах жизни общ-ва (материальной, полит., духовной). Такие прогнозы м.иметь долговременный или текущий хар-р. 2)Прогностическая (что будет, если ...?).3)Организац.-технолог. или практич.(что и как нужно сделать, чтобы соц. процессы развивались в желаемом направлении. Резу-т: рекомендации, социальные проекты, социальные технологии). На основе эмпирич. и теорет. анализа соц. явлений разрабатываются практические рекомендации. Эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц.управления, повышение его эффективности на всех уровнях. Развитие эк-ки, соц. отношений, национ.отн-й, полит. системы общества совершается под воздействием соответств. управленческих стр-р. Деят-ть управленческих структур научно обеспечивается социологией. 4)Идеологическая: социология в той или иной форме выражает интересы соц. групп, классов, полит. партий и т.д. Социальный статус соц-га, его полит. взгляды неизбежно скажутся на сделанных ученым обобщениях и выводах. Задача социолога – не подменять науч. подход идеологическим, а проводить объективный анализ обществ. явлений и процессов. 5)Управленческая(социолог выполняет заказы управленцев; передает им рез-ты своей работы: выводы и предложения, соц. технологии, соц. проекты, наконец, социолог обучает управленцев). 6)Инструментальная (социолог сам разрабатывает инструментарий для своей работы: методики, методологию и пр.)

2,О. Конт и Г. Спенсер - основатели социологии.

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.***Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

· эволюционной теории,*органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),*учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид.. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1. рост, увеличение в объеме,

2. усложнение структуры,

3. дифференциация функций,

4. рост взаимодействия структуры и функций,

5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.

По Спенсер, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы—это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы — производящей средства для жизни, и распределительной системы — связь органов.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальные системы сохраняют стабильность потому, что содержат в себе элементы социального контроля. Это полит. управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

3,Исторические условия зарождения социологии как науки.

В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоритических изменений, которые и спосбоствовали появлению социологического знания.

Социально-пол предпосылки. 1. Процесс разделения общества на 2 антагонистических класса пролетариат и буржуазию. 2. Процесс полит. консолидации. Это вело к изменению социальной среды.

Социально-эконом. 1.Связаны с определенным уровнем развития капиталистического общества. Стало ясно, что феодальное общество находится в глубочайшем кризисе, что оно исторически изжило себя и препятствует дальнейшему общественному росту. 2. Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. 3. Появление мирового рынка.

С развитием экономики тесно связано становление науки Нового времени.

Научно-теоретические. Естествознание перестает быть собирательной наукой.

Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.

Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой - результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

Предыстория социологии - это прежде всего процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности.

Формирование идеи общества.Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них (Аристотель), общество - это естественное образование; человек - существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может. Государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека. Согласно другой традиции (преобладала в Древнем Риме и Древней Греции), общество - это искусственное образование; человек - существо по природе и изначально асоциальное и эгоистичное; естественное состояние человека - внеобщественное и дообщественное. Общество - своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми на благо индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным.

Античность: понятие общества - более узкое, но и более конкретное. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом общность, союз, совместная деятельность.

В средневековой Европе общество - конфессиональный характер. Общество - наднациональная и вненациональная сущность. Общественный договор - гипотетическое или подразумеваемое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из "естественного" состояния в "гражданское".

У мыслителей XVII - XVIII вв. Общество = государство. Общество - искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми и воли законодателей. Договор выступал как реальный или гипотетический акт создания общества (государства). Общество - сумма составляющих его индивидов, руководствующихся, прежде всего, стремлением к самосохранению и благополучию.

На рубеже XVIII - XIX вв. реакция против социального номинализма и индивидуализма; против господствовавшего ранее представления об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека. Начинает ощущаться и различие между обществом и государством: их уже противопоставляют друг другу. Общество рассматривается как сущность скрытая, но незримо присутствующая "за" государством, находящаяся в его основе. Усиливается внимание к социальным классам и группам.

С начала XIX в. идея общества и социальности проявляется в самых различных формах, а прилагательное "общественный" становиться очень популярным. Постепенно Общество стало мировоззренческой парадигмой. Из искусственного, произвольного образования, творения человеческих рук, оно превратилось в фундаментальную сферу реальности, определяющую самые разные стороны человеческого существования, политику, право, государственную жизнь. Социология родилась из соединения идеи общества с идеей науки об обществе.

Формирование идеи социального закона (закона прогресса).

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. Социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер. 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности. 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса. В середине XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В основе этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства. Кондорсе: возможности человеческого разума безграничны, природных границ нет. Для Сен-Симона прогресс - это универсальный закон природы: он управляет людьми даже независимо от их воли (от военного типа к промышленному). Идея социального закона имела исключительно важное значение для возникновения и становления социологии как науки. Ведь согласно этой идее, социальные явления не поддаются произвольному манипулированию; они достаточно прочны и устойчивы, поэтому управлять ими можно лишь в ограниченных пределах и только опираясь на них самих; им свойственны пространственная и временная упорядоченность, доступная рациональному постижению

Формирование идеи метода.

В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам "учености" в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание "естественной" науки. "Естественное" при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Обосновал метод эксперимента. Эмпиризм. Декарт обосновывал исключительное значение разума как источника и средства познания.

Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: феноменализм, антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона - Декарта применительно к науке об обществе осуществлялась путем ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дисциплин. Это был прообраз будущей социологии.

Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука.

4. Классическая социология конца XIX - начала XX века' (Э. Дюркгейм, М Вебер и др.). Э. Дюркгейм о социальной солидарности.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой “французской социологической школы“. С его именем связан переход социологии от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Наши рекомендации