Соц идеи эпохи Средневековья
Эпоха средневековья охватывает большой исторический период- в Западной Европе - с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России - с IX в. до реформы 1861 г. в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились в XX в.
Западная Европа. Западноевропейские государства раннего Средневековья возникли в результате распада родоплеменного строя и синтеза варварских и античных элементов. В письменном законодательстве (так называемых «варварских правдах») люди, как правило, разделялись на свободных и несвободных (рабов). Постепенно завоеватели и завоеванные слились друг с другом, образовав новые этносы.
С 9 - 11 вв. вЗападной Европы выделялись три группы-сословия:
1) дворянство («те, кто воюет»),
2) духовенство («те, кто молится»),
3) крестьянство («те, кто работает»).
В основу такой стратификации был положен профессиональный принцип (воины, священнослужители, земледельцы), но здесь отражался также разный социальный статус занятий.
В эпоху Средневековья в Западной Европе на основе территориального и профессионального принципов появились многочисленные социальные общности горизонтального характера. Активную деятельность развернули монашеские и рыцарские ордены. В городах сформировались купеческие гильдии, ремесленные цехи, университетские корпорации и коллегии.
Византия. Восточная Римская империя (Византия) дала другой, отличный от западноевропейского Средневековья, вариант социальной эволюции. Социальная структура византийского общества 4 - 7 вв. была пестрой: на высшей ступени находились аристократы-сенаторы, зачастую ведшие род от древних римских фамилий и владевшие крупной земельной собственностью. Вторым привилегированным сословием были средние городские земельные собственники-куриалы, власть и имущественное положение которых постоянно ухудшалось. Затем шел слой торгово-ремесленного населения, люди свободных профессий (врачи, юристы, преподаватели и т. п.) и духовенство. На нижних ступенях общественной структуры ранней Византии находились крестьяне-общинники и рабы.
Характерной особенностью византийского общества на протяжении всей его истории, являлась вертикальная мобильность, незамкнутость (и одновременно незащищенность) социальных групп. Простой крестьянин или воин, даже из варваров, благодаря ловкости и личным способностям мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором.
Русь. В Русской правде упоминаются как разные категории свободного населения (княжеские дружинники и должностные лица, купцы, ремесленники, изгои). Так и люди, находившиеся в зависимости (холопы, рабыни, челядь, смерды, рядовичи, закупы). Вопрос о социальном строе Древней Руси до сих пор остается спорным, есть сторонники точки зрения, что его можно охарактеризовать как рабовладельческий.
В России процесс законодательного оформления сословного строя шел медленно, неравномерно и затянулся до второй половины 17 - 18 вв., а само понятие «сословие» стало использоваться для обозначения социально-правового деления только с начала 19 в. Раньше остальных сословных групп на Руси выделилось духовенство: «митрополичи люди церковные».
Со второй половины XVI в. в России стала складываться чиновная структура феодального общества
На протяжении всей истории человечества создание неравноправных социальных категорий происходило по нескольким признакам: 1) происхождение (знатность рода); 2) профессия (занятие); 3) завоеватели / покоренные; 4) свободные / несвободные; 5) граждане / неграждане; 6) богатые / имущие / неимущие.
Классы и сословия не отражают полностью сложное и разветвленное социальное устройство древнего и средневекового общества. Наряду с вертикальной иерархией в нем существовали многочисленные горизонтальные социальные связи. Люди разного достатка и социального статуса являлись вместе с тем гражданами одного античного полиса, входили в один церковный приход, в один духовный орден, в одну профессиональную корпорацию, в состав вооруженных сил и сословно-представительных совещаний Средневековья, жили в одном квартале.
Источники экономической мысли средневековья:
В арабских странах: Коран (610 -632гг); учение Ибн-Халдуна (1332 -1406).
В Западной Европе: идеи Августина (354-430); идеи Фомы Аквинского (1225 -1274).
В России: "Русская правда" (12-13 вв.) - свод законов Киевского государства; Ив. Сем. Пересветов (конец 15 - нач.16 в).
Вопрос 8