Развитие социологии в эпоху нового времени.

Джон Локк Он является автором договорной теории происхождения государства и общеста. По его мнению все люди агрессивны и эгоистичны, стремясь к удовлетворению собственных интересов, они не думают о других людях. «В результате в обществе происходит война всех против всех» Чтобы не допустить самоуничтожение, люди отказались от части своих свобод во имя порядка и мира.Английский мыслитель занимается так же проблемами гражданского общества,разграничиваяпонятиесоционатуралист от гражданского общества.

Огюст Конт основоположник социологии, как самой науки. Необходимость создания этой науки, он обосновал в 1840 г. в книге «Курс позитивной философии». Он разработал основные методы социологии – наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и исторический метод. О. Конт является основоположником позитивного направления философии, считая, что данные всех наук должны использоваться для изучения общества. Он является автором закона 3-х стадий: теологическая, метафизическая и позитивная.

Представителем позитивного направления был Герберт Спенсор. Как и Конт он переносил законы природы на общество. Для Спенсора общество представляло собой собой социальный организм и считал, что оно развивается как и природа – от низших форм к низшим. Источником развития общества является борьбы за существование. Но в отличии от Конта, который верил в то что семья, церковь, гос-во должны оказывать помощь другим людям, в результате чего достигается согласие, Спенсор считал, что общество не должно заботиться о слабых.

Эмиль Дюркгейм-является автором теории Аномии , которая свидетельствует: 1. Общество перестало быть регулированной силой – люди не знают что в нем добро, а что зло. 2. Нарушается равновесие между потребностями и степенью их удовлетворения.

Он ввел понятие соц факты: коллективные традиции, привычки, правила поведения. Считал, что соц факты объективны, они ведут к объединению общества. Самореализация достигается за счет моральных и правовых норм, в нормальном обществе человек их не чувствует. Он изучил влияние общества на самоубийство. В обществе, где отсутствует соц солидарность-больше суицидов. В позитивной школе было много направлений: 1. Рассово-антропологическая(Артур де Габино) Считал причиной развития общества расовое разл. Соц жизнь и культуре– это следствие действия расово-антропологических различий. Рассы делил на высшие и низшие – выступал за частоту рас, считал что смещение рас приводит к деградации общества. 2. Географическая(Томас Бокаль) Считал, общее развитие зависит от географических факторов, климата, почвы. 3. Социального Дарвинизма (Людвиг фон Гумплович) считали, что общество это совокупность людей которые ведут борьбу за выживание.

Макс Вебер- в отличии от предшественников, считал что для понимания общества необходимо изучать не деятельность групп, классов, коллективов, а деятельность отдельных индивидуумов он пришел к выводу о том , что разные люди в подобных ситуациях ведут себя одинаково. В поведении индивидуума, он изучал 4 вида соц действия: 1. Традиционное- основано на обычаях. 2. Аффрикативное- это поведение обусловленно состоянием души. 3. Целерациональное- оно основано на принципах, которые обеспечивают достижение цели. 4. Ценностно–рациональное.

Маркс–является основоположником изучений об общественно-экономических формаций. В основе каждой формации лежит определенный базис и надстройка.

Бизнес- это совокупность производительных сил и производственных отношений.

Надстройка- идеи , теории, концепции, формы правления- все то что возвышается над экономикой.

Маркс выявил 4 закона: 1. Закон соответствия бизнеса и надстройки. 2. Закон первичности бизнеса и вторичности надстройки. 3. Закон классовой борьбы и соц революции. 4. Закон естественного исторического развития человечества.

Теория Марксизма подвергалась критике философов 20-го ст. : Поппер Карл-он критиковал Маркса за то что в его теории не было конструктивного начала; за то что нельзя смешивать прогнозы в природе с прогнозами в обществе. Теория Маркса привела к созданию обществ закрытого типа. Раймонд Арон- он говорил, что не всегда уровень развития произв сил соответствует характеру произв отношений. В СССР и Америке были похожие производительные силы. Он считал, что по мере развития капитализма классовая борьба будет не нарастать, а ослабевать. Петерим Сорокин- он считал что классовая борьба будит ослабевать, так как средний класс не исчезнет, а будит расти.

Современные соц концепции

В конце 19 в начале 20-го ст. в социологии были представлены различные течения: структурный функционализм, социология конфликта, символический интернационализм, феноменология. Основной для их развития стал социологический психологизм–это течение выступало с критикой позитивизма-очень распространенного течения, представленного учениями Конта, Спенсера и представителями позитивистских школ. Если позитивисты объясняли развитие общества в результате влияния на него природы, то представители данного течения объясняли общества с точки зрения влияния психических факторов.

Основными школами социологического психологизма явл:

1. Социетальная- основатель ЛестерУольт, он считал что возникновение и развитие общества обусловлено процессом социогенеза, космо и биогенеза. В результате их синтеза образуется сознательное начало, которое и вызывает возникновение общество уже порождает психику индивидов и др. соц групп.

2. Групповая школа- Гюстав Легон –основатель учения о толпе. Он считал, что в результате индустриализации на смену эры «элит» приходит период «толпы», которая ведет к упадку цивилизации. В центре внимания Либона лежал вывод о том, что поведение человека в одиночестве отличается от его поведения в группе людей. Толпа- это группа людей охваченных общими настроением, стремлениями. Основные черты толпы: заражденность общей идеи; чувство собственной силы и всемогущества; утрата чувства ответственности, нетерпимость и догматизм; готовность к импульсивным действиям. Типы толпы:1. Гетерогенная(разнородная)-люди собираются стихийно и случайно. 2. Гомогенная(однородная)- секты классы.

Индивид в толпе превращается в иррациональное существо, оно утрачивает индивидуальность. Критиковал социализм при котором его власть переходит к толпе, считал социализм колективной трагедией, которую считал разрушением.

3. Индивидуалистическая школа- Уильям Мак Дуглас, который считал, что основной движущей силой индивида явл инстинкты. Он разработал Гормическую теорию. Все социальные явления и поведение человека, объясняются инстинктами. Война- это проявл истинной агрессии, религиозность-самосохранения, заинтересованность, самоунижение, т.е. сведение социального к психологическому.

Структурные парадигмы рассматривают функционирование и развитие общества на макро уровне. Интерпретативные парадигмы акцентируют внимание на исследование поведение человека на микро уровне:

1.Структурный функционализм, представлен учениями ТолкоттаПарсона и Роберта Мертона.

Парсонсчитал, что общество- это некая структура, которая состоит из отдельных единиц взаимодействующих друг с другом. Это взаимодействие обеспечивает функционирование системы . Для Пуасонасоц система- это комплекс мотивированного поведения.

Роберт Мертон основное внимание уделял дисфункции общества дивиантному поведению и считал , что общество чаще находиться в состоянии конфликта чем стабильности. Дивиантное поведение-это отклонение от норм.

2.Символический-интернационализм.Основателем явл. Джордж Мид. Интеракция- это взаимодействие между отдельными индивидами внутри какой то группы. Интернационализм нужно изучать на микро уровне. Индивид объединяется с обществом благодаря взаимодействиями с другими людьми. Взаимодействие осуществляется с помощью символов(речь, язык, жесты). Свобода человека это возможность избежать соц роли.

Герберт Блумер, он делит воздействие на символическое и не символическое. Его учение сдержало много феноменологии. Он говорил, что люди взаимодействуют на основе символов, которыми они наделяют вещи.

3. Феноменологическое течение- изучает представления, мотивы, цели индивидов. Ее основатель Альфред Щюдс. Социальный мир- это окружающая нас действительность, которая переживается и объясняется человеком, как мир смыслов. Смыслы- это типические представления людей об этом мире.

Соц. институты.

Соц. институт – комплекс норм, правил, ограничений, регулирующий одну из сторон человеч. деят-ти.

Соблюдение этих норм обеспечивается механизмом

принуждения, поощрения.

Виды соц. институтов:

1)Коммуникативные: семья, друзья.

2)Регулятивные: гос-во, правоохранит. органы.

3)Культурные: религия, идеология, искусство.

4)Интегративные: семья, производство.

Функции соц. институтов:

1)Явные - те, ради которых существует данный институт.

2) Латентные – ф-ции, которые институт выполняет кроме явных.

Кроме названных функций существ.другая классификация функций:

1)Регуляторная – регулирует действия членов общ-ва в рамках общественных отношений.

2)Интегративная – обеспечивает интеграцию стремление действий и интересов индивида.

3)Соц. контроля.

4)Стабильности – обеспечивает устойчивость общественной жизни.

Также существует и дисфункция. Она проявляется не только в выполнении ф-ций, но и в падении доверия к этим институтам, в отсутствии рычагов давления.

Соц. стратификация.

Любое общ-во структурировано. В основе структурирования лежит

соц. дифференциация – многообразие общ-ва, его расслоение.

Она возникает ещё в первобытнообщинном строе. Позднее возникает

имущественное расслоение. Соц. дифференциация явл. источником

соц. стратификации – неоднородность общ-ва. Это такая организация

общ-ва, при которой индивиды имеют неравное отношение к доходам,

образованию, власти. Этот термин позаимствован из геологии и

означает слои. Располагается вертикально.

Выделяют 4 историч. типа стратификации:

1)Рабство .закрытые

2)Касты.

3)Слои.

4)Классы. открытые

Рабство возникает с появлением гос-ва. Причины рабства: долговая зависимость;

в результате военных походов. Рабство возникает в аграрных общ-вах.

Наряду с классическим существ-ло домашнее или патриархальное рабство.

Классич. рабство делало рабов бесправными, им запрещалось иметь семью,

собственность. Они занимали низкий статус в общ-ве. В домаш. рабстве рабы

использовались для выполнения домашних работ.

Касты исключали мобильность; это закрытые общ-ва. Существовало 4 касты:

брахманы(жрецы), кшатрии(воины), вайшьи(свободные), шудры(рабы).

Слои появились с развитием европейского феодального общ-ва.

Слои делились на: высшие(аристократия, вельможи); духовенство;

низшие слои(крестьяне, купцы, ремесленники).

С развитием буржуазных отношений появляются классы.

3 основных класса: высший, средний, низший. Каждый из которых

делился на высший и низший.

Моргинализация.

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи.

Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном)

варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго.

Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

14.Соц. мобильность.

В обществе постоянно происходит перемещение, в результате которых индивид получает новый статус – соц. мобильность.

Согласно учению Петерима существует два вида мобильности:

- Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное.

- Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Наши рекомендации