Функции общественного мнения. роль общественного мнения в деятельности правоохранительных органов
Рассматривая функции общественного мнения, дадим базовое понятие данного феномена. Функция (от латинского Гипс^оп — исполнение, совершение) в социологическом контексте может пониматься в трех значениях. Во-первых, это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого. Во-вторых, это зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных. В третьих, это социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами.
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов, социальных групп или отдельных лиц, в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы.
Для общественного мнения характерны следующие функции:
1. Оценочная — это ведущая гносеологическая функция общественного мнения. В ее компетенцию входит выражение заинтересованно ценностного отношения массового социального субъекта к актуальной проблеме социальной действительности. Посредством реализации оценочной функции субъект выражает свое одобрение или неодобрение, доверие или неудовлетворенность и т. д. Воплощается функция через высказывание оценок, имеющих в самом простом случае форму «да — нет».
2. Познавательная — ее смысл состоит в том, что общественное мнениеспособно выступать в качестве источника, средства и способа социального познания. Отражая реальность, оценивая и обдумывая ее, субъект способен и на обыденном уровне, с привлечением определенных элементов теоретического знания, обобщать свои оценки, интегрировать их в категории. Сводя воедино повседневные оценки разнокачественных объектов, осмысливая их, общественное мнение способно находить новые решения как житейских, так и более широких вопросов.
3. Адаптирующая. В эту группу входят социальные роли, выполняемые общественным мнением под воздействием индивидуальных и групповых субъектов, по формированию их социальных качеств, привитию им норм и правил существования в обществе. Человек не рождается общественным существом. Он им становится в течение своей жизни, постепенно формируя соответствующее представление об обществе и общественных отношениях.
4. Культуронаследования — заключается в способности общественного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Моральные ценности, фольклорные образования, то, что называется «народной мудростью», и даже предрассудки, входящие в ткань народной культуры, хранятся в общественном сознании и в нужный момент становятся основой для социальных оценок, переходят в содержание общественного мнения.
5. Целеполагающая — общественное мнение участвует в формировании содержательной стороны политики и управления. Данная функция отражаетего рольв постановке целей развития общества. Целеполагающую функцию нельзя отождествлять с информационной, поскольку формулирование целей управления и его информационное обеспечение — это два разных вида деятельности. Нельзя отождествлять ее с директивной или консультативной функциями, т. к. не тождественны организационный и содержательный аспекты политики.
6. Консультативная — общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если институты власти заинтересованы в таких советах. Анализируя эти советы, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены 'корректировать решения, методы управления.
7. Управленческая — состоит из регулятивной и номенклатурной функций. Содержание этой функции заключается в осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты. Общественное мнение в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию определенных (выработанных самостоятельно либо привнесенных извне) норм общественных отношений.
Таким образом, за каждой из названных функций стоит реальная практика функционирования общественного мнения, его многопрофильные способности, отточенные временем.
Из года в год изучению общественного мнения в практике правоохранительных органов уделяетсявсебольшее внимание. В приказах, регламентирующих деятельность этих органов, подчеркивается важность и необходимость работы по систематическому изучению общественного мнения как населения, так и самих сотрудников о различных сторонах деятельности структурных подразделений.
Социологическая информация все в большем объеме ложится в основу практики управления правоохранительными органами, информационно-аналитической, кадрово-воспитательной, в целом всей служебной деятельности. Анализ деятельности правоохранительных органов, как на уровне всей системы, так и на уровне их подразделений и отдельной личности сотрудника, должен осуществляться сквозь призму целей, содержания и результатов этой деятельности.
В качестве средств изучения общественного мнения об органах внутренних дел можно назвать анализ информации, содержащейся в письмах, заявлениях, предложениях граждан, поступающих в различные подразделения и службы; анализ информации, полученной в ходе личного контакта сотрудников с гражданамивовремя приема, на встречах по месту жительства, в трудовых коллективах; обобщение материалов средств массовой информации; получение информации от встреч с представителями политических движений, общественных организаций, с журналистами на брифингах, пресс-конференциях, во время работы пресс-клубов и др. Значительный объем информации может дать анализ выступлений представителей различных социальных слоев и общественно-политических движений на митингах, манифестациях и др.
Указанные средства изучения общественного мнения применяются с учетом конкретных целей и задач, положенных в основу этой работы, и особенностей носителей этого мнения. Это требование относится к социологическим исследованиям, так как в силу их особенностей они выступают важным, но не единственным источником социальной информации. Кроме того, социологическая информация существенно обогащается за счет данных, получаемых от других источников, иными средствами и методами (изучение общественного мнения путем анализа информации, содержащейся в письмах, заявлениях граждан, предложениях, высказываниях при встречах в трудовых коллективахи по месту жительства, проводится значительно чаще, чем с помощью опросов населения). Также социологическая информация дополняется, конкретизируется и корректируется другимиеевидами.
Главное требование, которое можно сформулировать относительно работы правоохранительных органов по изучению общественного мнения, заключается в систематическом получении информации при максимальном использовании всех средств и методов ее получения.
Для проведения работы по изучению общественного мнения в практике правоохранительных органов в министерствах, управлениях, на базе учебных заведений МВД, прокуратуры и др. правоохранительных органов создаются социологические лаборатории и группы, на которые возлагаются задачи изучения общественного мнения.
Во исполнение приказа МВД РФ № 337-97 г. в марте-апреле 1999 г. Санкт-Петербургским университетом МВД России было организовано и проведено изучение общественного мнения населения о деятельности органов внутренних дел.
В опросе приняли участие 600 респондентов — жителей региона в возрасте от 16 лет (по 300 человек соответственно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области). Из 300 опрошенных в Ленинградской областиявлялись жителями городов 198 человек, сельской местности — 102 человека.
Изучение общественного мнения осуществлялось среди граждан, относящихся к следующим социально-профессиональным группам: работники производственной и непроизводственной сфер, аппарата управления, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, предприниматели, учащиеся вузов, неработающие пенсионеры, безработные.
В 1999 г. жители города дают больше удовлетворительных оценок деятельности ОВД, чем жители сельской местности. В сравнении с аналогичными данными за 1998 г. процент удовлетворительных оценок деятельности ОВД населением по городу и области составил соответственно 43% и 46%. Таким образом, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. по городу на 7% возросло количество удовлетворительных оценок, а по области — уменьшилось на 7%.
Заставляет серьезно задуматься тот факт, что число неудовлетворительных оценок деятельности ОВД как по городу, так и по области возросло на 5 и на 4% соответственно и составило в1999 г. 33 и 32% . Получается, что более трети всех респондентов города и области оценивают деятельность ОВД, в основном, неудовлетворительно.
Необходимо подчеркнуть, что возрастание процента удовлетворительных оценок идет не за счет уменьшения количества неудовлетворительных оценок, а за счет сокращения числа затруднившихся ответить.
Данные о том, на основе каких сведений у населения складывается мнение о деятельности ОВД, представлены в таблице 2.
Оказывается, в основном из личного опыта (34 и 39% по городу и области в 1999 гг.) и 44 и 33% по городу и области в 1998 г.).
Далее по значимости следуют ответы:
• на основе теле-, радиопередач — 32% и 24%;
• из бесед с друзьями и знакомыми — 25% и 26%, в и лишь на последнем месте — на основе публикаций в прессе (9% по городу и 11% по области).
То есть личный опыт (очевидец, свидетель, потерпевший) является основой для формирования мнения населения о деятельности ОВД.
Приведенные некоторые результаты изучения общественного мнения свидетельствуют об актуальности исследуемой проблемы, т.к. результативность управления в правоохранительной системе определяется качеством функционирующей в ней не только прямой, но и обратной информации, содержание которой составляют систематически проводимые социологические исследования. в том числе и общественного мнения.
Обобщая сказанное, сделаем вывод, чтообщественное мнение — это состояние массового сознания, включающее в себя скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам, действительности. Оно выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. В зависимости от содержания высказывания этот институт выражается в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях, в зависимости от знака высказывания — в позитивных или негативных суждениях. В поле зрения общественного мнения попадают лишь те проблемы и события, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и дискуссионностью. В качестве субъекта общественного мнения выступают классы, группы, слои населения. По своей структуре этот феномен может быть монистичным и плюралистичным. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным. Оно может содержать в себе верные и иллюзорные представления о действительности. В последние годы всё более набирает силу общественное мнение. Отсутствие учета общественного мнения, потеря общественной поддержки проводимого курса могут стать серьезным, а подчас и смертельным ударом не только по конкретным субъектам политического процесса, но и по самим основам социальной системы и государственности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какое содержание вкладываетсяв понятие «общественное мнение»?
2. Как соотносятся категории «общественное мнение» и «общественное сознание»?
3. Каковы формы существования общественного мнения?
4. Перечислите этапы формирования общественного мнения.
5. Каковы свойства общественного мнения?
6. Раскройте функции общественного мнения.
7. Назовите основные средства и пути изучения общественного мнения деятельности правоохранительных органов.
ЛИТЕРАТУРА
Варчук В. В. Личность сотрудника органов внутренних дел и общественное мнение. Уфа, 1994.
Вебер М. Избранные произведения: перевод с немецкого. М.,1990.Гаера Д. П. Общественное мнение как социологическая категория.
СПб., 1995.
Гегель Г. Ф. Философия права. М., 1990. Герасимов В. М. Исследования общественного мнения с позиций ак-
меологии и политической психологии. Универсум, 1994. Гормонов М. К. Общественное мнение. История и современность. М.,
1988. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М.,
1995. Луман Н. Понятие общества и проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.
Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос. М., 1991. Массовое сознание и массовое действие. М.,1997.
Методологические и организационно-методические проблемы изучения общественного мнения. Челябинск, 1990.
Ноэль-Норман Э. Общественное мнение: скрытые спирали молчания:
Пер. с нем. М., 1996.
Очерки по истории теоретической социологии 20-го столетия: от М. Ве-бера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Давыдов Ю. Н. и др. М., 1994.
Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.,1998.
Структура общества и массовое сознание. М., 1997.
Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко. М., 1997.
Формирование общественного мнения крупногогорода. СПб., 1997.
Филиппов А. Ф., Луман Н. Наблюдения современности // Социс.1994. № 1.
Ядов В. А. Россия в мировом пространстве // Социс. 1996. № 6.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности.
БАЗОВЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:
Гносеологический аспект анализа — характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в структуре общественного сознания.
Социологический аспект анализа — характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения.
Онтологический аспект анализа характеризует способы бытия общественного мнения.
СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:
• Рассматривается в структуре общественных отношений;
• Формируется активностью субъектов и обратно воздействует на них.
• Связано с оценкой людьми того или иного социального явления или процесса.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:
Зарождение
• Возникновение интереса к явлению, факту, процессу.
• Индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего интерес.
• Стремление субъекта к источникам информации.