Социальные функции и эффективность права

В начале уместно напомнить, что понимается под функцией:

1) зависимость при взаимодействии между двумя или более переменными факторами;

2) совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования (например, функциониро­вание органов МВД). С учетом сказанного, под функцией будем понимать важные, существен­ные процессы действия для данной системы, на­пример, правовой, обеспечивающие выполнение ею определенных задач в системе общественных взаимоотношений, образующих данную целост­ность.

Исходя из этих соображений, функции права сле­дует рассматривать как элементы не одной, а всей совокупности систем, образующих общество — поли­тической, экономической, социальной, духовной, в том числе и собственно правовой системы отношений. В юриспруденции по вопросу о функциях права суще­ствует устоявшееся представление, согласно которому выделяются две функции: регулятивная и охранитель­ная. Бесспорно, в такой классификации имеется раци­ональное зерно.

Она позволяет отразить специфику правовых норм как регуляторов общественных отношений. Однако ис­следования только механизма воздействия права на об­щественные процессы недостаточны для понимания со­циальной роли права в преобразовании общества. Важно знать и понимать, в какой мере реализованное право обеспечивает экономическое, социальное, политическое и духовное развитие общества.

Таким образом, классификация функций права на регулятивную и охранительную нацелена на исследова­ния преимущественно внутриправовых проблем, что со­ответствует концепции нормативной теории права. Вме­сте с тем, сегодня юридическая наука выходит за пределы нормативной теории и во все большей мере начинает акцентировать внимание на исследовании проблем со­циального действия права, его реального влияния на общественные отношения.

Рассматривая проблему функций права, следует об­ратить внимание на один, достаточно устоявшийся в оте­чественной науке подход к жесткой связи функций пра­ва с функциями государства.

Суть этого подхода сводится к тому, что без госап­парата право есть пустой звук. Эта позиция исходит из ленинского тезиса о том, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм пра­ва»'. На первый взгляд, это звучит убедительно, но только на первый взгляд. При таком подходе у права нет своих самостоятельных функций, оно является лишь оруди­ем, механизмом реализации функций государства. Дан­ный взгляд, по сути своей, является ограниченным, не отражающим всю сложность и многогранность реально­го бытия. Право присущими ему путями воздействует на поведение людей, на разные сферы общественной жизнедеятельности не только через деятельность госап­парата, но и через другие каналы влияния, например, правовую культуру граждан, воспитание правовой обя­занности, нормативной деятельности человека. Кроме того, право выполняет роль организующего фактора по отношению не только к гражданам, но и к самому госу­дарству, его органам и должностным лицам. В основе этого лежит ведущий принцип правового государства — взаимной ответственности государства и гражданина.

Исследуя проблему классификации функций права, следует учитывать следующие методологически значи­мые аспекты:

а) право есть надстроечное образование, и оно де­терминировано материальными условиями жиз­ни общества, его политической организацией, иде­ологическим компонентом общественной жизни, социальной и этнической дифференциацией. Из­менение содержания всех названных факторов ведет к изменению или даже отмене как конк­ретных норм права, так и его функций. Но изме­нение функций права зависит не только от этого, а от содержания самого права;

б) право — это продукт сознательной деятельнос­ти людей, направленной на реализацию интере­сов социальных групп, общества в целом в его развитии, поэтому правовое регулирование от­ношений связано с тем, какие задачи ставит об­щественная жизнь на данном этапе историчес­кого развития;

' См.: Ленин В, Я. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99.

в) право — это один из элементов социальной сис­темы, и поэтому, с одной стороны, его содержа­ние зависит от этой системы, а с другой — оно оказывает активное влияние на все составные части, элементы данной системы. Итак, право имеет самостоятельное значение в жиз­ни общества и выполняет свои функции методами и сред­ствами, соответствующими его свойствам и месту в струк­туре общественных отношений. Правовые нормы не относятся к числу одноразовых управленческих реше­ний, они рассчитаны на длительное время применения, оказывая значительное влияние на мотивацию челове­ческих поступков.

К основным функциям права относят следующие:

1. Интеграционная. Это одна из основных функций права. Она призвана обеспечить сплочение социальных образований (групп, классов, этносов, общества в целом). Правовая система выступает важным инструментом, объе­диняющим политическую систему общества в целостность, укрепляет связь между ее элементами. Посредством фун­кционирования правовой системы обеспечивается соци­альное и национальное согласие в обществе, стимулиру­ется деятельность людей в русле прогрессивных тенденций и пресекается деятельность, разрушающая социальную целостность. В конечном счете, можно утверждать, что все остальные функции права выступают в качестве вспо­могательных по отношению к интеграционной функции.

2. Регулятивная. Все субъекты правоотношений на­делены определенными правами и обязанностями по от­ношению друг к другу, к государству и его органам. В упорядочивании этих взаимоотношений значительную роль играет право, система правовых норм, действую­щих в данном обществе. Регулятивная роль права, с од­ной стороны, обеспечивает закрепление существующих общественных отношений, а с другой — их развитие, создание благоприятных условий для саморазвития об­щества. Иными словами, правовая система регулирует общественные процессы, установление обязанностей, дозволений, запретов посредством создания позитивных стимулов для самовыражения личности, развития пра­вовой активности граждан.

Сам процесс регулирования общественных отноше­ний посредством права осуществляется прежде всего пу­тем законодательной деятельности государства. Нормоустановительная деятельность создает правовую основу для регулирования. Но этого недостаточно. И поэтому, во-первых, существенная роль в данном процессе принад­лежит правосознанию граждан, их субъективному отно­шению к существующей норме права, желанию или не­желанию следовать этой норме, придерживаться ее в жизненных ситуациях либо игнорировать. Во-вторых, самим механизмом, обеспечивающим регулирование об­щественных процессов посредством права, является правоприменительная деятельность, функционирование институтов, осуществляющих правоприменение (суды, прокуратура, МВД и др.)

3. Охранительная. Данная функция весьма близка к регулятивной и также опирается на существующие нормы права. Но главная нацеленность этой функции состоит в предотвращении правонарушений. В рамках правоохрани­тельных отношений через эту функцию реализуются меры государственного принуждения. Охранительная функция обеспечивает защиту интересов граждан, социальных групп, общества в целом. Вместе с тем следует иметь в виду, что непосредственно охранительный аспект право­вых норм выражается в указании на варианты юриди­чески значимых действий, не выходящих за рамки су­ществующих норм и интересов общества. Вместе с тем эта функция обусловливает четкую формулировку в нор­мах права запрета на совершение определенных действий, наносящих ущерб конкретным гражданам и обществу. Охранительная функция права достаточно ясно выража­ется в формулировании состава правонарушений, уста­новлении санкций за противоправные действия или без­действия.

Следует иметь в виду, что охранная роль праванесводится лишь к вышесказанному, то есть к установле­нию санкций и запретов. Она обеспечивает также вос­становление нарушенного права, реабилитацию граж­дан. Правовосстановительные действия принуждают непосредственного причинителя ущерба к компенсации причиненного ущерба. Например, в сфере уголовно-процессуальных отношений охранительная функция пра­ва выражена в трех типах реализации ответственности: в виде мер правообеспечительных, правоохранительных и правовосстановительных, к которым, в частности, от­носятся отмена незаконного приговора, возмещение ма­териального и морального ущерба, восстановление спра­ведливости и т. п.

Согласно канонам римского права, его действенность заключалась в том, чтобы «повелевать, запрещать, раз­решать, карать»1. В современной юриспруденции нормы права делятся на три вида: обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Из этого видно, что карательное воздействие норм права существует как бы наряду с другими формами воздействия, но имеет все же произ­водное значение как альтернатива на случай неиспол­нения обязывающих и запрещающих норм, либо зло­употребления при использовании управомочивающих норм, например, превышение власти, издание актов, на­рушающих закон и т. п.

4. Коммуникативная. Человек — существо инфор­мативное. Все мы живем в разветвленной системе ин­формационных связей. Без понимания данного факта невозможно объективно понять суть общественных про­цессов, невозможно рациональное их регулирование. Вся жизнь непосредственно связана с получением, воспри­ятием, усвоением, хранением и использованием соци­альной информации. В этой системе информационной связи особое место принадлежит правовой информации, специфика которой состоит в том, что она носит пред­писывающий характер. Существующие юридические нормы доводят до сведения граждан позицию государ­ства о требуемом, информируют о средствах и способах достижения желаемого результата своей деятельности, о санкциях, которые могут наступить при нарушении правовых норм.

Эффективность действия права слагается, по мень­шей мере, из трех компонентов. Действенность право­вых норм зависит, во-первых, от содержания самих норм права, то есть от того, отражают ли данные нормы

' См.: Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 32.

реальные процессы, характер существующих отношений данного общества.

Если норма надуманная, не имеет непосредственной связи с объективными проблемами, актуальными в дан­ный период для этого общества, то она, естественно, не может быть эффективной, то есть оказывать позитивное влияние на те или иные процессы и отношения, регули­ровать их.Это мертворожденная норма.

Во-вторых, действие норм права во многом зависит от уровня правовой культуры граждан данного общества. В свою очередь, в основе правовой культуры лежит пра­восознание, знание норм права. Вопросы правосознания, правовой культуры являются весьма актуальными для любого общества, а тем более общества российского. Тра­диции, менталитет россиян в этом вопросе, по сравне­нию с европейской культурой, специфичен. Начиная еще с ХУП1-Х1Х веков на Руси в сознании народа укорени­лось, например, убеждение, что судить надо не по зако­ну, а по совести. Значительную лепту в становление по­добной правовой культуры внесли такие выдающиеся российские писатели, как Лесков, Толстой, Достоевский и др. Как на практике осуществить судопроизводство по совести, что такое совесть, каково ее содержание, гра­ницы, мера, может ли она быть едина у тех, кто судит!? Вопросы можно было бы и продолжить, но и так ясно — это тупиковый путь, он ведет к волюнтаризму, стихии в правоприменительной практике. Только норма, толь­ко закон является основой регуляции отношений, воз­никающих по тем или иным юридически значимым фактам.

Итак, социальная эффективность права, степень этой эффективности во многом зависит от того, насколько граждане знают право, каково их правосознание, стре­мятся и обращаются ли они к правовой норме для реше­ния тех или иных проблем.

В-третьих, социальная эффективность права суще­ственно, а по большому счету, и определяюще, зависит от деятельности правоохранительных, правоприменительных институтов. Суды, прокуратура, милиция, учреж­дения пенитенциарной системы во многом определяют то, как действуют правовые нормы. Именно от работы этих институтов зависят механизмы применения норм, обращение к норме граждан. Существенным здесь явля­ется вопрос доверия граждан к этим институтам. Если они их уважают, следовательно, и свои проблемы пыта­ются решать в рамках правового поля с помощью этих институтов. Если нет, то находят другие механизмы, пути отстаивания своих интересов, которые зачастую могут носить криминальный характер.

Таковы основные факторы, определяющие соци­альную эффективность права.

Важное значение для социологии права имеет вопрос о критериях, показателях эффективности права.

Думается, что степень эффективности права можно определить, используя такой показатель, как частота применения правовых норм.

Существует и другой подход, согласно которому эф­фективность права определяется отношением частоты проявлений правомерного поведения к поведению, от­клоняющемуся от нормы. Здесь важно выяснить, при каких обстоятельствах и под влиянием каких факторов люди подчиняются праву и при каких обстоятельствах и под влиянием каких факторов не подчиняются. Таким образом, условием эффективности правовой нормы яв­ляется причинная взаимосвязь нормы права с поведени­ем, требующем правовой регламентации.

Вместе с тем, не следует сводить проблему эффектив­ности права только к правомерному поведению. Важное значение по выявлению эффективности права имеет ра­бота, направленная на познание права, на выявление мнения о правовой норме и в целом о праве.

С двумя упомянутыми выше точками зрения на эф­фективность права связана и третья, согласно которой эффективность нормы права отождествляется с процес­сом ее реализации в деятельности правоприменительных органов. Не вызывает сомнения, что изучение правовой нормы в ходе правоприменения важно с точки зрения эффективности права, поскольку правоприменение яв­ляется значительным фактором в процессе реализации права. И все же было бы чрезмерным преувеличением определять эффективность нормы права только на осно­ве деятельности правоприменительных органов.

Итак, рассмотрение существующих проблем, относя­щихся к предмету социологии права, позволяет выяс­нить ее место в системе юридических дисциплин, исто­рию развития данной проблемы, позиции некоторых школ и конкретных представителей юридической и со­циальной наук о понимании сути социологии права.

Бесспорно, все сказанное охватывает обозначенную проблему не во всем ее объеме. За пределами рассмотре­ния осталось немало вопросов, требующих раскрытия. К ним, в частности, следует отнести проблемы правовой социализации личности, вопросы социального действия права, правового поведения личности, специфику и ме­тодику конкретных социологических исследований в праве и другие. Все это требует самостоятельной прора­ботки, в чем Вам поможет имеющаяся на этот счет лите­ратура.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем заключается социальная обусловленность права?

2. Сущность права и его социальные функции.

3. В чем заключается правовая социализация личности?

4. Роль правовой культуры в процессе правовой социализации,

5. Сущность юридического конфликта, его динамика и типо­логия.

ЛИТЕРАТУРА

Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология. М., 1995.

Васильев В. П. Юридическая психология. СПб., 1997. Гл.5: Право­вая социология личности.

Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб.,1996.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. Н. Современная социология права. М., 1995.

Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.

Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М. 1987.

Михайловская И. В., Спиридонов Л. И. Основы социологических зна­ний. М.,1988.

Общая теория права: Курс лекций / Под общей редакцией В. К. Баба­ева. Нижний Новгород, 1993.

Орехов В. В. Социология в науке уголовного права.Л., 1985.

Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с французско­го. М.,1972.

Разумовский И. П. Социология и право. М., 1987.

Сергевнин С. Л. Социология права. Л., 1980.

Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. М.,1986.

Щегорцев В. А. Социология правосознания. М.,1981.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

Предметом социологии права являются общественные отноше­ния, складывающиеся как при формировании правовых актов, так и при реализации правовых предписаний в практику социального пове­дения людей.

социальные функции и эффективность права - student2.ru

ДЛЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА ВАЖНО ВЫЯСНИТЬ:

• Как воспринимаются людьми юридические нормы?

• Как отражаются в сознании людей нормы права? Совпадают ли с тем содержанием, которое вложил в них законодатель? Будут ли эти нормы выполняться?

• В какой мере институты и структуры, созданные для реали­зации права, готовы к их выполнению?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

1. Анализ общих условий принятия законодательных актов.

2. Подготовка текста законодательного акта, выяснение меха­низмов подготовки акта и состава его участников.

3. Этап обсуждения проекта законодательного акта.

4. Этап внесения проекта на рассмотрение законодательного органа.

5. Этап обсуждения проекта в законодательном органе.

6. Этап вступления закона в силу.

социальные функции и эффективность права - student2.ru

Наши рекомендации