Метод социологии её место среди социогуманитарных наук.
Метод социологической науки.
Гегель говорил: “Вся философия резюмируется в методе”.
Так и в социологии -- специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.
Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.
Социологическое исследование -- один из основных методов в социологии. Он включает в себя:
1) Теоретическую часть
-- разработка программы исследования;
-- обоснование цели и задач;
-- определение гипотез и этапов исследования.
2) Инструментальную часть (процедурная часть)
-- набор инструментов сбора информации;
-- выбор метода сбора информации;
-- определение результативной выборки
-- возможность обработки информации
-- получение характеристик состояния исследуемой реальности)
Методолгия и методы социологических исследований.
Социологическое исследование –система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели. Получить точные и объективные данные об изученном социологическом объекте, явлении и процессе.
Социологические методы- правила и способы с помощью которых устанавливают связь между факторами теориями и гипотезами. Методы: абстрагирование, сравнительный метод, типологический, системный, математико-статический, методы сбора социологической информации.
Огюст Конт как основатель социологии.
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов. Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
1. При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с 60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).
2. Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность,
Его сравнивают с гением - отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.
Эволюционизм и органицизм Г.Спенсера
Эволюционная теория Герберта Спенсера
Первая позиция относится к увеличению размера общества. Это означает, то, что общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп. Увеличение размера общества вызывает появление более крупный и разнообразных социальных структур, а также рост дифференциации функций, которые эти структуры выполняют.
Вторая позиция относится к теории эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние – воинственные общества характеризуются тем, что их структура определялась поступательными и оборонительными надобностями войны. Будучи критически настроенным в отношении войны, Г. Спенсер считал, что на раннем этапе ее функцией (войны) было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) и создание более крупных человеческих общностей, необходимых для развития индустриального общества.
Однако, с появлением индустриального общества, война теряет свой функциональный характер и служит препятствием для дальнейшей эволюции. Индустриальное общество, как считал Спенсер, основано на дружбе, альтруизме, узкой специализации, поощрении достижений и добровольной кооперации высокодисциплинированных индивидов, а не на врожденных качествах членов этого общества. Такое общество объединяется добровольными отношениями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества, как считает Спенсер, носят менее воинственный характер, чем ранние общества.
Хотя Спенсер видит общую эволюцию в сторону индустриальных обществ, в то же время он признает возможность периодических возвратов к войне, то есть возврата к более воинственным обществам.
В своих произведениях по этике и политике Спенсер изложил другие взгляды на эволюцию общества:
- С одной стороны, “ прогресс общества направлен в сторону идеала” (совершенного нравственного состояния).
- С другой стороны, “выживают сильнейшие общества, а слабейшим суждено умереть