Предмет,структура и функции социологии.
Предмет,структура и функции социологии.
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
- фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
- прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
- социальная инженерия- уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Функции
Тесная связь социологии с жизнью определяется темифункциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняеттеоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.
Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.
Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.
Особое значение имеетпреобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.
Метод социологии её место среди социогуманитарных наук.
Эволюционизм и органицизм Г.Спенсера
Эволюционная теория Герберта Спенсера
Первая позиция относится к увеличению размера общества. Это означает, то, что общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп. Увеличение размера общества вызывает появление более крупный и разнообразных социальных структур, а также рост дифференциации функций, которые эти структуры выполняют.
Вторая позиция относится к теории эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние – воинственные общества характеризуются тем, что их структура определялась поступательными и оборонительными надобностями войны. Будучи критически настроенным в отношении войны, Г. Спенсер считал, что на раннем этапе ее функцией (войны) было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) и создание более крупных человеческих общностей, необходимых для развития индустриального общества.
Однако, с появлением индустриального общества, война теряет свой функциональный характер и служит препятствием для дальнейшей эволюции. Индустриальное общество, как считал Спенсер, основано на дружбе, альтруизме, узкой специализации, поощрении достижений и добровольной кооперации высокодисциплинированных индивидов, а не на врожденных качествах членов этого общества. Такое общество объединяется добровольными отношениями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества, как считает Спенсер, носят менее воинственный характер, чем ранние общества.
Хотя Спенсер видит общую эволюцию в сторону индустриальных обществ, в то же время он признает возможность периодических возвратов к войне, то есть возврата к более воинственным обществам.
В своих произведениях по этике и политике Спенсер изложил другие взгляды на эволюцию общества:
- С одной стороны, “ прогресс общества направлен в сторону идеала” (совершенного нравственного состояния).
- С другой стороны, “выживают сильнейшие общества, а слабейшим суждено умереть
Анализ религии
Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком.[2].
В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность[2].
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем
Харизматическое правление
Харизматическое правление мы встречаем прежде всего во времена катастроф и бедствий любого толка. Тогда появляются прирожденные вожди и в силу особой ситуации и особых качеств, с основанием или без оснований приписываемых такому лицу, его правление принимается поддаными.
По прошествии некоторого времени харизматическое правление может превратиться в традиционное, если повседневная практика сделает его обыденным явлением.
В истории Нового времени наиболее заметным харизматически лидером, наверное, можно считать Наполеона Бонапарта, прошедшего путь от военачальника революционной Франции до французского императора.
Рациональное правление
При рациональном правлении исходным моментом служит то обстоятельство, что само общество и властные взаимоотношения в нем основываются на договоре (договоренностях). Если одна из сторон не придерживается договоренностей, эти властные отношения могут быть пересмотрены. Такие договоренности в ходе европейской истории обычно запечатлевались в конституциях.
Из данной типологии явствует, что эта форма правления более уместна в индустриальном обществе и государстве всеобщего благосостояния, нежели в аграрном обществе.
Итак, рациональное правление покоится на законе. Исходя из идеи общественного договора, юристы полагают, что государственная власть должна быть отделена от личности властителя. На практике эта форма правления осуществляется чиновниками; они выступают от имени закона. Таким образом, в ситуации с так называемой легально-рациональной властью образ правления является следствием безличного закона, а не качеством харизматического руководителя или освященной традиции.
Теория Д. Хоуманса
Кратко суть теории Джорджа Хоуманса можно охарактеризовать представлением о взаимодействии как обмене. Общение между двумя может быть очень сложным. Часто люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга, но во многих случаях людям приходится прилагать усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
Концепция П. Сорокина
По мнению П.А. Сорокина, «конечной и главной задачей в социологии является понимание поведения и деятельности людей. Но так как люди живут не уединенно, так как поведение и судьба любого человека зависит от поведения других людей, то для решения этой задачи нужно изучить совместную жизнь многих людей, нужно понять общество, общественные отношения и общественную жизнь: нужно рассматривать человека не как одинокое существо, а как «общественника», живущего в среде себе подобных».
Теории развития личности.
Основные теории личности: 1.В нашей отечественной социологии личность рассматривается в концепции Марксизма, т. е. объект воздействия социума, как носитель определенных социальных отношений. Общество рассматривает человека как носителя социальных отношений. Марксисты считают, что личность является не только объектом, но и субъектом. Человек способен преобразовать мир. 2. «Статусная - ролевая концепция личности». Сформирована в рамках американской структуры социализма. Представители Парсонс, Мертон. Они рассматривают человека как носитель социальных статусов. Одни предписаны, другие достигаются. Статусы реализуются через роли. Общество продолжает регулировать поведение личности через систему ролевого ожидания. Статусное ролевое поведение личности способствует социализации личности. 3. «Диспозиционная теория саморегуляции поведения личности». Представители Знанецкий и Томас. Диспозиция – установочный механизм предрасположенности личности к определенному поведению. 4. Концепция «Зеркального Я» Ч. Кули. Личность в своем формировании определяется тем как на ее поведение реагируют др. люди. Была дополнена Дж. Мидом. 5. Концепция Фрейда. Главным источником поведения личности рассматривает подсознание. Начало формы Конец формы |
16.Статусно-ролевая концепция личности. |
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций . Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так , что главный статус обусловлен его должностью (например , директор , профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде , жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках , ценностях, ориентациях).
Различают предписанные и приобретенные статусы.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы.
Социальный статус - показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.
Социальная роль - поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Это понятие было введено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга.
Нормы санкции их виды.
Социальные санкции - меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения.
§ Формальные позитивные - публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (награды, премии, продвижение по службе и т.д.)
§ Позитивные неформальные - публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т.е. со стороны родственников, друзей, коллег и т.д. (похвала, комплименты, положительный отзыв и т.д.)
§ Формальные негативные - наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест и т.д.)
§ Неформальные негативные - наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение недовольства и т.д.)
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
- Групповые привычки — нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).
- Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель. В этом отношении они отличают действия человека от животных, подчиняющихся инстинкту.
Социальные взаимодействия
Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Эти реакции являются следствиями предыдущих социальных действий. Все социальные отношения основаны на социальных взаимодействиях. Социальные взаимодействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении достижения целей. Каждый индивид может продолжать или прекращать взаимодействия, если позволяет ситуация. Одним из основных видов социальных взаимодействий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодействий.
Социальные отношения
Высшим видом по своему значению и сложности являются социальные отношения. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания.
Предмет,структура и функции социологии.
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
- фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
- прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
- социальная инженерия- уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Функции
Тесная связь социологии с жизнью определяется темифункциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняеттеоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.
Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.
Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.
Особое значение имеетпреобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.