Материалы диагностического контроля

Какое суждение соответствует определению социологии как науки?

а) наука о происхождении и эволюции человека

б) наука о мировых процессах

в) теория государства

*г) наука о социальных системах.

д) методика сбора и анализа данных о развитии общества.

Кого принято считать основателем научной социологии?

*а) О. Конта

б) Аристотеля

в) М. Вебера

г) Э. Дюркгейма

д) К. Маркса.

Какой важнейший методологический инструмент был разработан и введен в научный оборот М. Вебером?

а) понятие социальной мобильности

*б) теорию идеальных типов

в) теорию классов

г) теорию исторического материализма

д) парадигму социальных дефиниций

Какая формулировка более всего соответствует современному социологическому пониманию общества?

а) совокупность населения, проживающего на одной территории

б) совокупность людей как граждан одного государства

*в) система жизнедеятельности и отношений людей на основе общих ценностей

культуры, социальных институтов и норм и характеризующихся историко-культурной идентичностью

г) социальная система взаимодействия людей

д) все, проживающие на территории данной страны и считающие себя гражданами данного государства.

Что такое социальная стратификация?

а) общественное разделение труда по полу и возрасту

б) рост благосостояния людей по мере прогресса экономики

в) интеграция социальных слоев и групп в единую систему отношений

*г) расслоение общества на слои и группы, занимающие неравные позиции в иерархии социальных статусов

д) разделение общества по социально-этническому принципу.

Какие типы стратификации относят к закрытым обществам?

а) классы

б) классы и сословия

в) рабство, касты, сословия

г) рабство и касты

д) никакие из перечисленных.

Какие исторические типы социальной стратификации выделяют в социологии?

а) рабство, касты

б) сословия, классы

в) аграрное общество, индустриальное общество, общество среднего класса

г) рабство, касты, сословия, классы

д) первая волна, вторая волна, третья волна

Какая формулировка соответствует социологическому понятию личности?

а) индивид как единица в человеческом сообществе

*б) устойчивая система социально-значимых черт индивида, включенного в социальные отношения

в) самосознание человека

г) неповторимая единичность человеческого бытия

д) отдельный представитель человеческого рода.

Изменение социального положения человека, которое не приводит к повышению или понижению его социального статуса – это:

*а) горизонтальная мобильность

б) вертикальная мобильность

в) диагональная мобильность

г) функциональная мобильность

д) интеграционная мобильность.

Что появилось раньше в истории человечества формальные или неформальные организации?

а) формальные

*б) неформальные

в) появились одновременно

г) эти понятия не связаны с процессом развития человеческого общества

д) социология не дает однозначного ответа на этот вопрос.

Какие группы основываются на инструментальных связях?

а) вторичная группа

б) первичная группа

в) внешняя группа

г) референтная группа

д) большая социальная группа.

Какой из перечисленных периодов жизненного цикла не является этапом социализации:

а) старость

б) детство

в) юность

г) зрелость

*д) рождение.

Самым активным этапом социализации является:

а) старость

*б) детство

в) юность

г) молодость

д) зрелость.

На каком уровне в структуре личности по К.К. Платонову в соотношение биологического и социального превалирует социальное?

а) в подструктуре направленности

б) в подструктуре опыта

в) в подструктуре форм отражения

г) в подструктуре биологических свойств

д) в подструктуре впечатлений.

Что является причиной девиантного поведения?

а) наследственные факторы

б) состояние аномии в обществе

в) ритуализм, ретризм, бунт как типы адаптации к аномии

г) негативная роль социальных агентов в процессе социализации

*д) верно все вышеперечисленное.

Какое определение наиболее полно выражает понятие “социальная революция”

а) целенаправленное преобразование, осуществляемое под управлением и контролем властных структур

б) переворот в управляющей элите

в) стихийный бунт широких социальных слоев, недовольных условиями своего существования

*г) коренное изменение всей системы общественных отношений и переход к новой системе на основе выступлений и действий массовых слоев народа

д) насильственное уничтожение социальных групп в обществе.

Непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным получил название:

*а) культурная эволюция

б) культурная революция

в) культурный релятивизм

г) культурная интеграция

д) культурная универсалия.

Неудовлетворенность и разрыв между тем, что мы имеем и тем, что мы хотели бы иметь – это проявление

а) социального манкирования

б) группового мышления

в) относительной депривации

г) социальной дилеммы

*д) социальной мобильности.

В рамках, какой из перечисленных парадигм социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности?

а) парадигма социально-исторического детерминизма

б) парадигма психологического детерминизма

*в) парадигма социального поведения

г) парадигма социального факта

д) парадигма социальных дефиниций.

Устойчивый комплекс норм, правил, символов, который организует человеческое взаимодействие в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности, называется:

а) социальная организация

*б) социальный институт

в) социальный статус

г) социальная роль

д) социальная структура.

Процесс образования социального института называется

*а) институционализацией

б) правообразованием

в) систематизацией

г) структурализацией

д) самоорганизацией

За выполнением и соблюдением социальных правил и норм в обществе следит

*а) социальный контроль

б) социальный институт

в) социальные группы

г) социальные организации

д) социальные связи.

При каких обстоятельствах появляется ощущение относительной депривации?

а) когда происходит разрыв между тем, что мы имеем, и что сопутствует нашей принадлежности к определенной группе и тем, что мы хотели бы иметь, принадлежа к референтной группе

б) когда происходит разрыв в потоке социального взаимодействия

в) когда происходит несовпадение статусов

г) когда перед человеком стоит социальная дилемма

д) когда превалирует групповое мышление.

Что из ниже перечисленного не является методом социологического исследования?

а) анкетирование

б) интервьюирование

*в) моделирование

г) наблюдение

д) эксперимент

Какое из направлений не входит в структуру современного социологического знания?

а) конфликтология

б) функционализм

*в) патернализм

г) символический интеракционизм

д) функционализм

Социальная позиция человека в рамках группы или общества, определяемая совокупностью прав и обязанностей – это:

*а) социальный статус

б) социальная роль

в) социальная доминанта

г) ролевая позиция

д) социальный институт

Приложение 1

Характеристика интерактивных форм работы (8 часов) по курсу Социологии

Направление подготовки

_081100.62 Государственное и муниципальное управление_

Профиль подготовки

_ Муниципальное управление_

В рамках данного курса предполагается использование интерактивных форм работы в рамках семинарских занятий. Формой интерактива по курсу является создание презентаций в формате Power Point, их представление студентами на семинарском занятии и обсуждение. Для проведения семинарского занятия такого вида, предполагается работа в группах, в результате которой студенты раскрывают отдельный вопрос семинарского занятия. Требования к созданию презентации:

1. Формат - Power Point

2. Количество – 15-25 слайдов

3. Структура презентации:

- раскрытие основных терминов и понятий семинара

- информация о научной концепции или подходе, на основании которого студенты представляют социальные феномены

- информация о выборке респондентов

- анализ полученных результатов

Тематика семинарских занятий в интерактивной форме:

  1. Социальная структура современного общества (2 часа)

1. Социальная неоднородность общества.

2. Типология социальных групп. Понятие общественного класса.

3. Маргинальные слои в обществе.

4. Социальная мобильность, ее типы. Трансформация социальной структуры современного российского общества.

  1. Семья и брак (2 часа)

1. Понятие брака. Формы брачных отношений.

2. Разводы, их причины и социальные последствия.

3. Одиночество, как социальное явление.

  1. Классическая количественная и качественная социология: специфика, методологические основания и методы (2 часа)

1. Классическая количественная социология.

2. Опросные методы. Наблюдение. Эксперимент. Сравнительно-сопоставительный анализ.

3. Качественная социология и ее методы.

  1. Социология массовой и элитарной культуры. Субкультура и контркультура (2 часа).

1. Понятие культуры. Материальная, духовная и художественная культура. Массовая, элитарная и народная культура.

2. Социологические исследования типов культуры.

3. Субкультуры в современном российском обществе.

Требования к написанию письменной (контрольной) работы

Средний объем Письменной работы по курсу Социологии – 12-15 печатных страниц (А 4, одинарный интервал, шрифт 14). Работа должна иметь план, список литературы и обязательно в тексте должны быть сноски на использованную литературу. Указанные после каждой темы материалы обязательно должны быть использованы для написания работы (точные цитаты и сноски). Учебники могут привлекаться в качестве справочного пособия, но ни в коем случае они не используются в тексте контрольной работы. Главная задача автора контрольной работы – прочитать и проанализировать указанные материалы и ответить на вопрос, поставленный в названии контрольной работы. Текст работы, таким образом, должен представлять собой логическое изложение материала, осмысленного автором контрольной работы. Многие материалы, связанные с современными проблемами содержаться в Интернете и периодике.

Структура работы составляется студентом после подбора источниковой базы и литературы, иначе вы не сможете логично выстроить содержание работы. Работа состоит из Введения, глав, заключения, списка литературы и приложений (если они необходимы).

Введение.Введение раскрывает общую логику работы и демонстрирует степень изученности студентом выбранной темы. Введение пишется в форме эссе, т.е. каждая его часть не имеет определенного названия, а отделяется абзацем. Смысловые части введения следующие и отделяются в тексте абзацами:

1. Постановка проблемы исследования. Введение начинается с введения читателя в курс и контекст темы. И здесь обязательно показать не только как вы видите вашу тему, как будете развивать ее логику, но и указать какую роль играет изучение выбранного вами аспекта для характеристики эпохи в целом.

2. Анализ источниковой базы. Вы должны дать характеристику всем источникам, привлеченным вами для раскрытия темы работы. Но вы не должны описывать их, или пересказывать их краткое содержание. Вам следует разделить их на группы и виды в зависимости от того, для решения какой проблемы вашего исследования вы их будете использовать.

3. Степень разработанности темы в литературе. В этой части введения вы даете характеристику всем книгам, статьям и монографиям, которые вы используете для написания работы. И здесь тоже вы не должны описывать их, или пересказывать их краткое содержание. Вам следует разделить их на группы и виды в зависимости от того, для решения какой проблемы вашего исследования (какой части) вы их будете использовать. В этой части вы должны характеризовать не все существующие книги по вашей теме, а только те, которые вы будете использовать в сносках!

4. Объект и предмет исследования. Далее вы должны определить Объект и предмет исследования. Объект исследования – это область, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, вдов деятельности, в рамках которой зарождается проблема. Предмет исследования – более узок и конкретен, он непосредственным образом отражается в теме. Из общей темы выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

5. Цель и задачи работы. Цель всегда одна (не может быть главной цели или второстепенной) и носит аналитический характер. Т.е., при формулировке цели не стоит использовать слова «изучить, рассмотреть, показать» - они подчеркивают описательный характер. Лучше употреблять слова «выявить, сопоставить, определить». Задачи, это средства достижения цели, и они уже могут носить описательный характер. По смыслу задачи соотносятся со структурой работы, т.е. с названиями параграфов.

Основная часть. Сама работа состоит из глав и параграфов. Традиционной считается структура: 2 главы по 3 параграфа, или 3 главы по 2 параграфа. (но можно и отступать от этой схемы по согласованию с научным руководителем). Они должны быть связаны между собой единой логикой изложения. Каждая глава должна заканчиваться выводом, который не только подводит итоги рассмотренной в этой главе проблеме, но и связывает изложение с проблематикой следующей главы.

Заключение. Должно носить самостоятельный характер. Не стоит копировать выводы по главам и вставлять их в заключение, т.к. научный руководитель читает всю работу и обязательно заметит одинаковые куски текста. В Заключении делается сначала вывод на поставленную в начале введения проблему, затем выводы по каждой главе. Заключение должно представлять связный текст. Объем заключения составляет 1 страницу на каждые 10 страниц текста основной части.

Пример тестовых заданий по курсу «Социология» для студентов

Направление подготовки

_081100.62 Государственное и муниципальное управление_

Профиль подготовки

_ Муниципальное управление_

1. Как называется интервью, проводимое по строго установленному перечню вопросов?

а) девиантное в) нуклеарное

б) стандартизированное г) допрос

2. Что такое «полигиния»?

а) однополый брак в) многоженство

б) многомужество г) многобрачие

3. При каком семейном укладе права и обязанности супругов распределены равномерно?

а) патриархальный в) эгалитарный

б) матриархальный г) филантропический

4. Что такое «деликт»?

а) антиобщественный поступок в) этап ресоциализации

б) преступник г) пилотное исследование

5. Что такое «вертикальная социальная мобильность»?

а) использование мобильной связи в) одновременное пребывание в двух стратах

б) перемещение в рамках одной страты г) переход из одной страты в другую

6. Являются ли перечисленные статусы совместимыми («да» или «нет»)?

Сват, брат, кум, шурин, отец, сын, сноха, невестка, теща, свекровь, племянница.

7. Верны ли следующие суждения («да» или «нет»)?

а) Социальный статус включает в себя набор социальных ролей.

б) Статус «тридцатилетний» является достигаемым.

в) Статус «садовник» является приписываемым.

г) «Дискреционной властью» называют право распределения ресурсов.

8. В чем состоит теория стигмации?

9. Что такое «канал коммуникации» в системе неформальных связей?

10. Проанализируйте таблицу (установите единицы измерения, зависимые и независимые переменные, найдите статистическую взаимосвязь между ними, сделайте вывод).

Отношение респондентов к гражданскому браку (в % от числа анкет)

Группы опрошенных Варианты ответов
Положительное, скорее положительное Отрицательное, скорее отрицательное Затруднились с ответом
"Дети"   "Родители"   "Прародители" Муж. 81,2 13,0 5,8
Жен. 76,9 18,5 4,6
Муж. 57,4 35,1 7,5
Жен. 75,4 24,5 0,1
Муж. 42,1 42,1 15,8
Жен. 45,2 45,2 9,6

Наши рекомендации