Социологическое моделирование.
Моделирование в социологии — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.
Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных выраженных в знаках элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.
Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие: модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии; в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования; модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования; она служит познанию объекта моделирования, средством получения новой информации об объекте; знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.
К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта (по каким-то причинам) невозможно или когда это нецелесообразно (напр., если связано со значительными трудностями). Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективной общности, которая основывается на диалектико-материалистическом принципе единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности (онтологическое условие моделирования).
Наиболее полно познавательные возможности соц. моделирования проявляются при рассмотрении его как метода системного исследования. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам соц. действительности, можно отразить в следующих принципах: единство гносеологических и аксиологических подходов при реализации моделей и интерпретации результатов; целостное, многоаспектное отображение соц. объектов в системе использующихся моделей; соответствие (адекватность) моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отражающим своеобразие предмета исследования.
Многофакторность соц. явлений и процессов, историчность, сильное взаимодействие между элементами соц. системы и сложный характер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность соц. систем, трудности квантификации — эти и другие особенности соц. явлений и процессов обусловливают существенное отличие соц. моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технических науках. Одновременно своеобразие моделей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социологического исследования. Модели, выступая средством изучения соц. системы, при этом часто используются и для решения управленческих задач, т. е. служат основой для преобразования системы в интересах человека. Наилучшим образом можно учесть отмеченную специфику, обращаясь к способу прямого описания, при котором соц. объект и отображающие его модели рассматриваются в виде систем с гомоморфными (изоморфными) структурами, т. е. к моделям, язык которых, по существу, совпадает с естественным языком описания моделируемого объекта, либо к моделям, в которых человек участвует в качестве их важнейшего элемента.
Многообразие соц. систем, различи, степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества соц. моделей. Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса: материальные модели, которые ввиду специфичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели); идеальные модели (неформализованные и формализованные); смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т. н. человеко-машинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям: по объему исследования различают модели соц. структуры общества и соц.-демографических процессов, модели образа жизни и соц.-политических процессов и т. д.; по уровню моделируемой системы — микро- и макромодели; по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала — субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели; по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, — детерминистические и стохастические модели; по ориентированности на изучение функционирования или развития системы — модели с постоянной и изменяющейся структурой; по месту в структуре научного познания — измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; по уровню формализации — концептуальные и формально-логические (математические) модели. По другим основаниям для классификации можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологических исследованиях: теоретические и эмпирические, игровые и неигровые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмические и оптимизационные, с управлением и без управления и т. д.
В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение соц. характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом — объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (напр., объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций (напр., целью модели семантического дифференциала является измерение установок респондента) или для одновременной реализации нескольких функций (напр., имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную).
При рассмотрении моделирования необходимо учитывать внутреннюю его логику, которая, как правило, находит отражение в последовательном и при необходимости итеративном проведении следующих этапов: формулировка проблемы исследования, определение целей и постановка задач моделирования, обоснование необходимости обращения к методу моделирования; теоретическая подготовка процесса моделирования (системный анализ объекта исследования, представление предмета исследования в виде системы); построение концептуальной модели (представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих модельных единиц, формулировка показателей); конструирование в той или иной мере формализованной модели (формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных единиц, сбор данных и идентификация модельных параметров и соотношений, верификация модели); исследование моделей и получение новой информации; переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования (деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение), включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследования.
Наибольшее распространение получили модели, предназначенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирических данны Заключительным этапом эмпирического социологического исследования является обработка, анализ и интерпретация данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Полученные в результате исследования первичные социологические данные сперва подвергаются тщательной проверке и оценке. Испорченные, негодные к использованию документы бракуются и изымаются, а оставшиеся аналитически обрабатываются. Обработка обычно расчленяется на три этапа, на каждом из которых происходят особые специфические манипуляции со своей методикой.
Первый этап характеризуется количественным подходом к анализу полученных данных. Для этого применяется статистический метод обработки, в ходе которого собранный социологический материал подготавливается к статистическим операциям. Прежде всего, осуществляется процесс упорядочения (классификации) многочисленной и разнообразной социологической информации на основе метода «группировки», т.е. распределение его на группы по признакам подобия или различия. В основу этого действия могут быть положены признаки по роду занятий, по национальности, вероисповеданию, возрасту, степени образованности и др.
Упорядоченный (сгруппированный) материал кодируется посредством присвоения каждой групповой единице определенного цифрового кода. В связи с тем, что в современных условиях статистическая обработка социологического материала производится на электронной технике, то и все дальнейшие операции сводятся в основном к переводу первичного социологического материала на язык компьютер и приспособлению его к специфике и возможностям работы этой машины.
Современные компьютер позволяют производить статистическую обработку большого объема данных сразу, за «один прием», что экономит время и, одновременно, исключает возможности многих ошибок, так как процесс происходит без вмешательства извне человека с его эмоциями и самочувствием.
При использовании компьютер имеется отличная возможность накапливать собранный материал и результаты их статистического анализа. При необходимости его можно извлекать в комплексе или по частям, согласно заданной тематике, и обрабатывать по новому, что значительно уточнит и обогатит социологическое исследование.
Первый этап аналитической обработки «первичной» информации заканчивается ее ранжированием. Ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания.
На втором этапе осуществляется качественный анализ социальной информации. В основе его лежит теоретическая обработка эмпирических данных, полученных в результате статистической обработки.
Для анализа полученных данных неоценимое значение имеет подготовка из них разного рода цифровых (таблиц) и графических (графиков, диаграмм) изображений. Это конкретизирует полученные данные, позволяет наглядно отразить закономерность развития процесса, пространственное распределение и взаимосвязь явлений.
Сущность теоретической обработки эмпирического материала заключается в осмыслении новой информации, в анализе ее новизны, в поиске и обосновании причин появления этой новизны. Это весьма сложный процесс и требует от социолога высокого профессионализма и прилежания. Он проходит несколько последовательных фаз с применением ряда специальных логических операций.
В первом ряду из наиболее важных операций качественного анализа является описание полученного материала, его интерпретация. Под интерпретацией понимается толкование и объяснение смыслового содержания полученного материала в абстрактных символах исследовательских манипуляций, а также перевод их на общепринятый язык. В процессе интерпретации производится выдвижение новых сведений, затем «включение» их в контекст социального исследования.
Включение новых сведений в социальные исследования невозможно без типологизации (от греч. «типос» – отпечаток, образец, форма). Типологизация представляет собой особый, углубленный способ проведения группировки, когда расчленение множества производится на части не по любому объединяющему или разделяющему их признаку, а только по специальному, соответствующему целям и задачам исследования, критерию. Например, если необходимо выяснить, в какой социальной группе населения кандидат в депутаты в регионе получит наибольшее количество голосов, производится типологизация избирателей и на ее основе делаются выводы о позиции и намерениях разных социальных типов электората.
Заключительной операцией второго этапа обработки социологического материала является проверка гипотез, сформулированных в программе исследования. Так как гипотезы являются формами научного предположения, то проверка происходит посредством сравнения их с полученными результатами эмпирического исследования. Проверка истинности или ложности гипотетических исходных данных должна непременно идти по каждому «каналу» из всех имеющихся в гипотезах альтернативных предположений. Неподтверждение некоторых альтернатив не является доказательством ложности всего комплекса гипотез.
Наиболее эффективным способом эмпирической проверки гипотез является социальный эксперимент, однако вследствие большой сложности и дороговизны он редко применяется. Чаще всего для оценки истинности предположений в гипотезах используются статистические методы. Среди них –вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др. Использование этих и других методов позволяет квалифицированному социологу получить убедительные оценки сформулированным в программе гипотезам, подтвердить их полностью, частично или опровергнуть.
Третий этапявляется завершающим. На немполученные в этом процессе социологические данные включаются в определенный социальный контекст и на основе проведения интерпретации, типологизации и сопоставления практических данных исследования с прогнозными вариантами строятся теоретические обобщения и выводы, формируются рекомендации. Они включаются в итоговый отчет(информационные и аналитические записки, отчеты)социологического исследования с последующим представлением его заказчику.
Структура итогового отчета зависит от типа проводимого социологического исследования. Если исследование носит преимущественно теоретическийхарактер, то в отчете основное внимание будет уделено научной постановке проблемы, формулировке исследовательских задач, теоретической интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени научной разработанности проблемы. Даются характеристики социальных процессов, их параметров и масштабов, сообщаются особенности отношений между существующими общностями, группами и индивидами. Здесь же сообщается о степени решения поставленных задач и о трудностях, тормозящих процессы их полного решения.
В отчете прикладногосоциологического исследования основной акцент будет сделан на практические рекомендации, на условия и реальные возможности их реализации. В структуре данного отчета должно быть описание объекта и предмета исследования, исследовательских задач, обоснование выборки и описание социологического инструментария.
Итоговый научный отчет, независимо от теоретической или прикладной направленности, должен быть исполнен с учетом следующих требований:
– изложен на понятном языке, доступном человеку без специальной социологической подготовки, в то же время без ущерба научности;
– отражать логическую последовательность выполняемых социологических процессов;
– рекомендации должны носить сугубо утвердительный характер;
– к отчету должно быть дано приложение в виде разработанных во время исследования графических изображений (таблицы, графики, диаграммы) и использованного инструментария (анкеты, бланки, интервью, тесты).
Анализ и обобщение результатов социологического исследования создают условия для научного предвидения, т.е. вероятного предсказания возможных вариантов путей совершенствования исследуемого объекта, явления или процесса. Основной формой его конкретизации является социальный прогноз.
Цель прогноза – представить многовариантную картинку возможного будущего изучаемого объекта. Прогнозы обычно подразделяются на оперативные (срок до 1 месяца); краткосрочные (с 1 месяца до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (5-15 лет); сверхдолгосрочные (более 15 лет). Они должны быть надежными, точными и обоснованными.
Основанный на результатах социологического исследования прогноз (рекомендации) может носить ориентирующий (указывать средства и пути совершенствования), предупредительный (указание возможных негативных последствий) или нормативный характер (принятие новых регламентирующих документов, формирование новых потребностей, ценностей и т.д.).
Таким образом, социологическое исследование предусматривает собой процесс, в котором в единстве представлены теоретический и эмпирический уровни познания социальной действительности. Они направлены не только на решение конкретных проблем, возникающих в обществе, но и широко используются в научно-исследовательской работе, социальном планировании и прогнозировании, в управлении.