Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы.

Основоположником социологии, как самостоятельной науки, принято считать французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857гг).

Он был энциклопедически образованным человеком, сторонником идеалов французской буржуазной революции. По политическим взглядам – центрист: выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Главные труды Конта – шеститомный «Курс позитивной философии», четырехтомная «Система позитивной политики или Социологический трактат» и др.

Основные заслуги Конта в выделении социологии в самостоятельную науку.

1. Дал название новой отрасли научного знания. В четвертом томе «Курса позитивной философии», вышедшем в 1839 г., впервые употребил термин «социология», составленный из слов, взятых из двух разных языков – латинского и греческого. (Хотя вначале для ее обозначения использовал самые различные термины: социальная философия, социальная наука, социальная физика, социальная физиология).

2. Выдвинул задачу изучения общества на научной основе, что и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию социологии. С ее помощью, считал Конт, можно решать все социальные проблемы, вылечить «больное» (буржуазное) общество. Для этого социологию надо изучать в школах, вузах, чтобы «просветить людей тому, как следует правильно строить свои взаимоотношения с обществом». Предмет социологии самый важный и сложный и потому часто ее называл «царицей наук».

3. Необходимость появления новой науки Конт обосновал на основе сформулированного им «закона трех стадий» интеллектуального развития человека. В своем умственном развитии и стремлении познать окружающий мир человеческое общество проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную:

а) на первой, теологической – все явления человек объясняет на основе религиозных представлений, сверхъестественных сил. Эта стадия включает фетишизм, политеизм, монотеизм. Начинается в первобытном обществе и завершается эпохой Средневековья;

б) метафизическая (букв. «после физики») стадия (с XIV по XVIII вв.) характеризуется ниспровержением роли сверхъестественных сил в объяснении природы и познании мира. Их место занимает философия и др. абстрактные науки. Это приводит к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов, религии и эмансипации личности низших слоев. Задача этой стадии, по Конту, разрушительная, она подготавливает следующую;

в) третья – позитивная или научная стадия (XIX в.), на которой возникает истинная наука об обществе – социология. Идет процесс накопления конкретных, положительных знаний, получаемых не только с помощью разума, но и наблюдения за обществом, как это имеет место в биологии, химии, физике.

4. Конт разработал новое направление в философии – позитивизм (от лат. положительный). Он давал пять значений слова «позитивное»:

– реальное (как противовес химерическому);

– полезное (как антипод бесполезного, негодного);

– достоверное (противоположность сомнительному);

– созидательное, организующее (антипод разрушительному);

– положительное (как противоположность отрицательному).

Конт ставил задачу отказаться от умозрительной, традиционной философии (т.н. метафизики) и развить философию нового типа – позитивную. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов – таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Он отверг философские суждения об обществе.

Позитивизм – направление в философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания – конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

5. Он определил объект социологии. Одним из первых мыслителей открыл специфическую социальную реальность, не изучаемую никакими другими науками и внес важный вклад в ее понимание. Для ее обозначения Конт использовал различные термины: «общество» (не разделяя его с понятием «человечество»), «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и т.п. Он постоянно подчеркивал примат общества над индивидом, социальность которого формируется воспитанием.

6. Сформулировал т.н. «Энциклопедический закон», в котором дал классификацию наук и используемые ими научные методы.

Социология призвана открывать универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы, т.е. опираться на эмпирические факты, как это присуще естественным наукам. И свои открытия она должна совершать с помощью научных методов, используемых в естествознании:

– наблюдение;

– эксперимент;

– сравнение;

– исторический метод – более всего соответствует природе социальных явлений.

Английский философ Герберт Спенсер (1820–1903 гг.) продолжил формирование социологии как самостоятельной науки во второй половине XIX века. Диапазон его научных интересов достаточно широк, но наиболее значительный вклад он внес в социологию. Главные его произведения «Социальная статистика», «Синтетическая философия», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» и др.

Основные направления социологической теории Спенсера.

1. Сформулировал новую идею развития – учение о всеобщей эволюции. Его считают автором биологического, натуралистического направления в социологии. Он много внимания уделял изучению взаимосвязи общества и природы. Эволюцию, как форму природного бытия, Спенсер распространил на все явления и процессы, происходящие как в природе, так и в обществе: космические, химические, биологические и социальные. Общество рассматривал как высшее проявление эволюции. Всеобщая эволюция проходит определенные периоды (фазы) развития:

– неорганическая эволюция: возникновение и развитие космических систем;

– органическая стадия – возникновение и развитие растительного и животного миров;

– сверхорганическая эволюция – появление и развитие человека и общества.

Эволюцию Спенсер понимал как универсальный процесс перехода от состояния относительной неопределенности, несвязности, однородности – к состоянию относительной определенности, связности, многогранности.

В теории эволюции он выделял два процесса: интеграцию и дифференциацию:

а)интеграция предполагает переход от простого к сложному; объединение индивидов в группы (органы – по аналогии с биологическим объектом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом их численности или постепенным слиянием малых владений в большие, из которых вырастают племенные объединения, княжества, империи;

б) дифференциацияпредполагает движение от однородного к разнородному, от бессвязного к связанному, к усложнению строения. Так, первобытное общество было примитивным, простым и однородным. Все одновременно были и охотниками, и строителями жилища, и изготовителями инструментов, позже – и воинами, т.е. каждая составная часть выполняла для себя все задачи. Но по мере появления разделения труда, новых социальных функций – происходит дальнейшее разнообразие структуры, что приводит к возникновению более сложных обществ.

Эволюцию Спенсер рассматривал как единство этих двух процессов. В результате постепенного преобразования однородного в неоднородное эволюция обусловила появление Солнечной системы, в т.ч. Земли, и, наконец, человека и общества.

2. Спенсер является основоположником т.н. органической теории общества, возникновение и развитие которого происходит по аналогии с любыми живыми организмами по естественным законам. Такой подход обосновал с помощью следующих выводов:

а) как все живые организмы, так и любые общества, в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе и объеме;

б) как в любом организме, так и в обществе, увеличение размеров означает дальнейший рост их сложности и дифференциации. Здесь имеют место три взаимосвязанные тенденции развития биологического и социального мира: социальной интеграции, усложнения и дифференциации;

в) как в биологическом организме, так и в обществе, усложнение структуры сопровождается разделением функций («физиологическое разделение труда» в биологии и социальное разделение труда и функций в обществе при переходе от низших к высшим этапам его развития). Их части приходят во все большую зависимость друг от друга;

г) как в живом организме, так и в обществе части целого взаимосвязаны, и изменения в одной части влекут за собой изменения в других. Отдельные части организма (красные кровяные тельца) ведут самостоятельную жизнь, как и отдельные люди в обществе;

д) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают (люди в обществе и клетки в живом организме). В умершем организме и распавшемся обществе отдельные части некоторое время еще продолжают жить (у покойника растут ногти, волосы, а в обществе человек живет после распада его государства, и государство существует после смерти гражданина);

е) идея социальной эволюции, основанная на существующих в обществе противоречиях и конфликтах, адекватна борьбе за выживание и существование видов в биологической среде. Выживать могут и должны наиболее предприимчивые. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ;

ж) в анализе социальных явлений Спенсер использовал понятия, взятые из биологии:

– промышленность и сельское хозяйство в обществе выполняют функцию питания;

– торговля – кровообращение;

– транспорт – сосудистая система;

– армия – кожный покров;

– связь (телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнедеятельности общества) – нервная система;

– деньги сравнивал с кровяными тельцами;

– правительство (власть) в государстве – уподоблял мозгу человека и других живых организмов. Как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, так и правительство руководит жизнедеятельностью общества и государства.

Таким образом, Спенсер считал, что общество состоит из трех главных систем и социальных слоев:

– питающая система, производящая средства для жизни – промышленность и сельское хозяйство, состоящие из промышленных и сельскохозяйственных групп;

– распределительная система, состоящая из торговых работников;

– регулирующая система - состоит из политической и религиозной деятельности (управленцы, священники). Она включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми поддерживается государством, считал Спенсер, – а страх перед мертвыми – церковью». Он предполагал наличие в обществе законов и правопорядка - в сочетании с моралью, нравственностью, боязнью Бога. Главной функцией государства он считал защиту интересов и прав граждан и коллективную защиту от внешних противников.

После описания сходства между биологическими и социальными организмами Спенсер показал и их различия. Называя общество «над организмом», он утверждал, что оно имеет значительные отличия, свои специфические законы, которые нельзя сводить к законам низших фаз эволюции.

1. В человеческом обществе имеют место явления, факты и процессы, не встречающиеся в неорганическом и органическом мире. Социальные факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Установить их можно лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты – это явления, в которых проявляются эволюционные процессы общества – переход от низших его ступеней к высшим, дифференциация социальной структуры и т.п.

2. Размышляя о специфике социологии, Спенсер создал теорию социальных институтов, с помощью которых человек превращается в социальное существо, способное к совместным, коллективным действиям. Они возникают в ходе эволюции не только в результате сознательной деятельности людей или «общественных договоров», но и как реакция на рост численности человеческих популяций. Социальные институты – органы самоорганизации и управления. А поскольку свойством любого организма является взаимодействие его частей, то главная задача социологии – изучение этого взаимодействия всех социальных институтов.

Спенсер выделяет несколько типов социальных институтов:

а) «домашние» институты – семья, брак, проблемы воспитания. Этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязи между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящих под влиянием социального прогресса;

б)«обрядовые» или церемониальные социальные институты. Это обычаи, традиции, обряды, нормы поведения и т.п. Они призваны регулировать повседневное поведение людей. Возникают раньше других институтов и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент его организации;

в) политические институты. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами. Он был убежден, что конфликты и войны сыграли решающую роль в разделении общества на классы и становлении политической организации. Войны разделили первобытное общество на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовали росту имущественного неравенства и потребовали создания политических институтов (центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п.);

г) церковные институты – обеспечивают интеграцию общества. Функции духовенства берут свое начало от действий шаманов, колдунов. Именно войны способствовали появлению касты жрецов, которая постепенно создавала организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, верования, обычаи.

Все социальные институты составляют единое целое: функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности.

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути усложнения и совершенствования деятельности всех социальных институтов, прежде всего политических. Суть содержания этой эволюции - социализация личности.

3. Спенсер подчеркивает автономию индивида в обществе. Хотя он и является частью целого и обладает многими его признаками, тем не менее, это не обычная часть, а самостоятельная единица, обладающая определенной независимостью и свободой в рамках целого. В отличие от клетки в биологии, элементы общества «рассеяны» в пространстве. Эта пространственная рассеянность элементов (индивидов) делает необходимым общение, символическую коммуникацию.

4. В обществе нет единого органа, который концентрировал бы способность чувствовать и мыслить. В биологическом организме, считал Спенсер, сознание сосредоточено в небольшой части совокупности. В социальном организме оно рассредоточено по этому совокупному целому: все единицы обладают такой способностью.

5. Если в биологическом организме части служат для целого, то в обществе – наоборот. Общество существует для блага своих членов, а не последние для блага общества. Спенсер пытался сохранить автономию индивида, отрицал поглощение его системой.

6. В развитии общества Спенсер выделял два его основных типа – военное и промышленное:

а) военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание либо агрессию против других. Древнюю Спарту считал классическим примером такого общества. Основные характеристики военного общества:

– приоритет коллективных целей и интересов над индивидуальными;

– жесткая организация и система принуждения, высокий уровень сплоченности и дисциплины;

– господство военной касты, ее влияние распространяется на все сферы общественной жизни, наследование власти;

– воспитание патриотизма, готовности к самопожертвованию, лояльности к власти, конформизма;

– религиозность сознания и т.п.

Такие общества создают эффективно функционирующую систему, но не способную к социальным изменениям. Они консервативны, и в этом главная причина гибели многих могущественных милитаристских государств и империй (Римская, Австро-Венгерская, Российская и др.);

б) промышленное общество Спенсер характеризует противоположными признаками. Такое общество начинает формироваться в Англии и других странах:

– его управление децентрализовано, строится на принципах самоуправления и самоорганизации;

– появление различных политических партий и организаций, неформальных объединений;

– вместо подчинения индивида государству – охрана его прав и свобод;

– плюрализм идеологий вместо навязывания единой;

– вознаграждение человека за труд, а не за занимаемую должность;

– открытость общества для международного сотрудничества, восприимчивость к инновациям;

– замена сословного права гражданским и т.п.

Человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью каких-то радикальных изменений в политической сфере без учета уровня развития общества и его членов могут обернуться непредсказуемыми последствиями и катаклизмами. «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал Спенсер, - то никто не может предсказать конечных результатов». И если это справедливо в отношении природы, то еще более справедливо в отношении общества.

По этой причине Спенсер был противником социализма, который представлял собой «поощрение худших за счет лучших», увеличение бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением. Революцию считал «болезнью» общественного организма. Спенсер критиковал социализм Маркса за его вмешательство в естественный ход социальной эволюции. ( А марксисты – ленинцы на практике показали несостоятельность искусственного вмешательства в развитие природы и общества – осушение Полесья, переброски рек, политика военного коммунизма и т. д).

Новую и важную главу в развитии истории социологии конца ХIХ – начала ХХ веков представляет известный французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.). Он является одним из общепризнанных создателей социологии как науки, как предмета преподавания и профессии. Влияние его идей имеет место в самых различных отраслях социологического знания – от общей социологической теории до чисто эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории ХХ в. так или иначе соотносились с теорией Дюркгейма. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием его идей.

На формирование научных взглядов Дюркгейма большое влияние оказали работы его выдающихся соотечественников Р. Декарта, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Из непосредственных предшественников Дюркгейма следует назвать А.Сен-Симона и, прежде всего, О.Конта, которого он считал «отцом» социологии и подчеркивал преемственную связь своих и Контовских идей. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социальной науки, которую сформулировал Конт. Образцом построения социальных наук также считал естественные науки. Однако, многие выводы Конта подвергал критике, в частности его закон трех стадий и др. Главное его отличие состояло в стремлении Дюркгейма понять причины социальных явлений, сочетая теоретический анализ с эмпирическими знаниями.

Определенное влияние на Дюркгейма оказало и биоорганическое направление в социологии: многие концепции он разрабатывал в полемике с выводами Г. Спенсера.

Не могли пройти мимо внимания Дюркгейма идеи К. Маркса, достаточно популярные на рубеже ХIХ-ХХ вв. Поэтому все социальные мыслители, так или иначе, обращались к ним: либо становясь их приверженцами, либо полемизируя с ними. Свое отрицательное отношение к теории марксизма Дюркгейм высказал в рецензии на книгу итальянского марксиста А. Лабриолы «Очерки материалистического понимания истории».

Однако, в формирование и развитие социологии Дюркгейм войдет как великий ученый, с собственной теорией и подходами в определении и развитии науки об обществе. Его основные произведения – «О разделении общественного труда» (докторская диссертация), «Правила социологического метода», «Лекции по социологии. Физика нравов и права», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни» и др.

В 1896 г. Дюркгейм возглавил кафедру «социальной науки» в Бордоском университете, по существу, первую во Франции кафедру социологии. А с 1902 г. он возглавлял кафедру «науки о воспитании и социологии» в ведущем вузе Франции – Сорбонне. Многие его научные работы родились из лекционных курсов, читаемых студентам. Одновременно на протяжении 15 лет (с 1898 по 1913 гг.) он руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», сотрудники которого, приверженцы дюркгеймовских идей, создали научную школу под названием «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее положение во французской социологии вплоть до конца 30-х годов ХХ века. Первая мировая война нанесла значительный удар по этой школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Да и многие видные сотрудники ее погибли на фронтах войны, в т. ч. и сын основателя школы Андре, блестящий молодой социолог и лингвист, в котором Э. Дюркгейм видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца: умер он в ноябре 1917 г. в возрасте 59 лет, не успев закончить многое из задуманного.

Основополагающие принципы социологии Э. Дюркгейма (часто обозначаемые общим понятием «социологизм», хотя оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия его теории).

1. Дал убедительное онтологическое обоснование необходимости и возможности существования социологии как науки и предмета ее исследования.

2. Определил понятие «социальности» как особого объекта социологического знания. Общество он понимал как социальную реальность,включенную в универсальный природный порядок. Социальная реальность столь же устойчива и «реальна, как и другие виды реальности». Однако, общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

3. Дюркгейм всемерно подчеркивал автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной (биопсихической) реальности, воплощенной в индивидах. Общество - не простая сумма индивидов, а система, созданная их ассоциацией, и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

Идея разделения (дихотомии) индивида и общества проходит через все творчество Дюркгейма, часто выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей: «социальные факты – индивидуальные факты», «коллективное сознание – индивидуальное сознание», «коллективные представления – индивидуальные представления» и т.п. В этих дихотомических парах у Дюркгейма примат отдается коллективному, общему над индивидуальным. В то же время эти дихотомии тесно связаны с общей теорией человека, которая всегда присутствует в любых теориях общества, в т. ч. и у Дюркгейма. Человек у него – двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

4. Предметом исследования социологии Дюркгейма являются социальные факты, которые и образуют социальную реальность (общество). Это – законы, обычаи, традиции, правила поведения, обряды, коллективные привычки, денежная система и т.п. Социальные факты, хотя и создаются людьми, но существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. Они доступны объективному изучению (как и природные, физические – гравитация, магнетизм и т.п.).

5. Дюркгейм разработал конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся наблюдения и изучения социальных явлений, социальных фактов. Он настаивал на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Он изложил основные правила, требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науке:

– первое правило исходит из того, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешне для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между социальными фактами отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества;

– второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает: а) что социология, прежде всего, должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов;

– третье правило заключается в признании приоритета целого над составляющими его частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

6. Дюркгейм изложил свое представление об основных разделах и отраслях социологии в соответствии с его взглядами на основные сферы общественной жизни. В структуре социологии он выделил 3 основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

6.1. Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует основы общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение:

– географической основы жизни народов в связи с социальной организацией;

– народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории, наличия путей сообщения и т.п.

6.2. Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:

– социологию морали;

– экономическую социологию;

– юридическую социологию;

– лингвистическую социологию;

– социологию религии;

– эстетическую социологию.

6.3. Общая социология, подобна общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.

7. Главная тема социологии Дюркгейма – это тема социальной солидарности. Солидарность для него – синоним общественного состояния, социальной сплоченности. Солидарность основывается на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы, традиции. Общественное разделение труда обеспечивает социальную солидарность. Он различал два типа социальной солидарности: механическую и органическую:

а) механическая солидарность преобладает в менее развитых, архаичных обществах, основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании». В таком обществе слабая взаимозависимость, относительно слабые социальные связи, малый объем населения, относительно низкая материальная и моральная плотность;

б) органическая солидарность – преобладает в современных обществах. Основана на автономии индивида, разделении труда, функциональной взаимозависимости и взаимообмене, большом объеме населения. Причем и здесь «коллективное сознание» не исчезает, а становится более общим и неопределенным, действует в более ограниченной сфере.

Разделение труда, понимаемое Дюркгеймом не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление – является фактором, который обуславливает переход от первого типа общества ко второму. В то же время, отмечает Дюркгейм, что сохранение элементов «механической» солидарности возможно и при господстве «органической».

8. На основе анализа статистических данных Дюркгейм убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера взаимоотношений индивида и социальной группы, от уровня сплоченности и социальной солидарности общества.

Он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Он писал: «Состав индивидов, образующих известное общество, из года в год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество».

Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и несостоятельность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рассматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности: семейными, религиозными, национальными и т.д. Свою типологию самоубийств он выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Он выделял три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое:

– эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то происходит это потому, что ослабла связь с обществом. А факты частной жизни, кажущиеся решающей причиной самоубийства, считает Дюркгейм, могут быть признаны только случайными. Ибо если человек так легко склоняется под ударами жизненных обстоятельств, то это происходит потому, что состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него добычу, уже готовую для самоубийства; крайний индивидуализм приводит к самоубийству;

– альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается недостаточно развитой индивидуальностью, полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего ее смысл вне ее самой. В этом случае, поясняет Дюркгейм, человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был сделать так. Если он уклоняется от исполнения долга, то его ожидает бесчестие и чаще всего религиозная кара. Всем понятно, что если общество может принуждать к самоубийству, то это означает, что в данной среде отдельная личность ценится очень низко. Ясно и другое, считает Дюркгейм, что в этой среде, где имеет место альтруистическое самоубийство, человек всегда готов пожертвовать своей жизнью, – он также мало дорожит и жизнью других людей;

– аномическое самоубийство (от греческого аномия – социальная дезорганизация общества, отсутствие законов) происходит тогда, когда люди теряют привычный образ жизни, любимую работу и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Это характерно для периодов кризисов и социальных потрясений, когда рушится привычная система ценностей (период 90-х годов в России, переход к рыночным отношениям, отсутствие поддержки со стороны общества). Первый и третий типы схожи, но, наоборот: в первом случае индивид отторгает себя от общества, то в третьем – общество отторгает человека.

Используя множество статистических данных, Дюркгейм доказал, что процент самоубийств выше у протестантов, чем у католиков; у горожан – чем у сельчан; у мужчин – чем у женщин; у одиноких, вдовых и разведенных – чем у семейных; у женатых и бездетных – чем имеющих детей. Объяснял это уровнем социальной сплоченности, интеграции социальной группы, т.е. одни социальные факты (самоубийства) выводил при помощи других социальных фактов (социальной солидарности), не прибегая к психологическим или физическим причинам.

9. Социальная структура общества, по Дюркгейму, это внутренняя социальная среда, состоящая из совокупности социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости. Социальная структура состоит из двух основных элементов:

а) включает все материальные и духовные ценности, прежде всего мораль, право, нравы, искусство и другие, которые не представляют собой «двигательной силы» истории, а лишь изменяют темпы и направления социальной эволюции;

б) второй элемент – люди, как коллективная сила, человеческая среда. И основная задача социологии состоит в том, чтобы объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы.

10. Дюркгейм внес значительный вклад в становление и развитие профессиональной социологической этики. В своих произведениях он подчеркивал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этики в сфере социальной науки. Исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того, чтобы эта ориентация могла осуществиться, чтобы социология приносила пользу обществу, Дюркгейм считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности – от любых других.

Несмотря на то, что в его учении было немало наивного и утопичного, научные исследования Дюркгейма сыграли огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.

Необычайно велик вклад Дюркгейма в социологию в институционально-организационном плане. Благодаря ему социология во Франции стала университетской дисциплиной. Одним из первых в мире стал читать лекционные курсы по социологии, создал первые в стране социологические кафедры.

Совершенно противоположные взгляды провозглашали известные немецкие мыслители К. Маркс (1818 – 1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820 – 1895 гг.), предлагая радикальный, революционный путь переустройства буржуазного общества. Они внесли значительный вклад в развитие всего обществоведения, в том числе и в социологию. Ее предметом является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также социальных общностей и институтов.

Основные направления нового учения об обществе Маркс и Энгельс изложили в ряде совместных работ «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», трудах Маркса «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Капитал», «Критика Готской программы» и некоторых других.

1. Они создали материалистическое учение о развитии общества, обосновали концепцию материального понимания истории, которое исходит из следующих принципов:

а) признание закономерного развития общества по своим особым, только ему присущим законам. Выступая на похоронах Маркса в 1895 году, среди главных его достижений Энгельс отмечал: «подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории». Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями;

б) определяющая роль способа производства материальных благ в развитии общества, состоящего из производительных сил и производственных отношений (принцип детерминизма в общественном развитии). В основу развития общества Маркс положил экономику, способ производства материальных благ. Поэтому его считают основоположником экономического направления в социологии. Производство материальных средств к жизни, писал Маркс, образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления людей, а не наоборот, как это делалось до сих пор. Маркс признавал первичность материального производства;

в)утверждение о поступательном, прогрессивном общественном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни, их смене от низших к высшим.

Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями.

Совокупность производительных сил и производственных отношений образует основу общества, его эк

Наши рекомендации