Социально-демографические группы в структуре населения России
К числу таких групп относятся те, которые дифференцированы по полу и возрасту и содержат в себе основания для социального неравенства.
Возраст является важнейшей демографической характеристикой. Возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека конвенциональны и менялись в ходе эволюции продолжительности жизни. То, что еще сто лет назад считалось старостью, сегодня воспринимается просто как пожилой или даже средний возраст. Старуха- процентщица из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в наши дни была бы женщиной, далекой от старости и только-только преодолевшей пенсионный рубеж.
Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Информация о возрастной структуре населения необходима для исследования многих социально-экономических и демографических процессов. Зная особенности возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, о воспроизводстве населения в целом. Зная эти особенности, можно также оценивать вероятность возникновения тех или иных проблем в экономической и социальной сферах, прогнозировать спрос на те или иные товары или услуги, результаты выборов в том или ином регионе.
Социология возраста – область социологии, изучающая возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную стратификацию общества и закономерности развития возрастных групп. Социологический подход предполагает анализ зависимости особенностей этапа жизни человека от социокультурных влияний и статуса данной возрастной группы в структуре общества. Такие биологические характеристики, как пол и возраст, социологию интересуют лишь в связи с какими-то содержательными характеристиками: типом социальной структуры, общественными функциями, разделением труда. На первый план при этом выходит понятие социально-демографической группы.
Начнем с детства. Оно изучено более других. Информация о детях и детстве, накопленная к настоящему времени, колоссальна, но она плохо поддается обобщению. Изучение детства является междисциплинарным, а это создает много трудностей, в том числе и терминологических. В словарях и энциклопедиях обычно дается только семейно-правовое обоснование понятия «детство» и «дети». Например, «Детство – это период жизни, предшествующий зрелости». Или другое: «Дети – лица, не достигшие совершеннолетия; младшее подрастающие поколение». Ретроспективный анализ положения детей в обществе связан со значительными трудностями – становление детства как общественного явления уходит в глубины времен, а исторических данных мало. Детство – не просто естественная, универсальная фаза человеческого развития, это понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, его социальные установки – одна из главных характеристик культуры в целом, а изменения в этих установках могут прояснить многие другие глубинные макросоциальные сдвиги (например, в структуре и функциях семьи).
Примем за аксиому: к детям относятся люди в возрасте до 15 лет, группа является маргинальной. В России около 21 млн. детей (по переписи 2010 г.).
В структуре наших социальных приоритетов личность ребенка постоянно оказывалась на одном из последних мест, хотя в советское время существовал лозунг: «Все лучшее – детям»! Возникало явление социальной депривации, под которой понимается лишение, ограничение, либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития человека. Классифицируя источники социальной депривации, выделяют 3 основные группы:
Первая – нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникновение новых противоречий на макросоциальном уровне. Следствием этого является нарушение сложившихся условий жизни детей, создание реальной опасности для их жизни. Возникла угроза неудовлетворения первичных потребностей определенных групп детей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о вторичных – доступности дошкольных учреждений, учреждений образования, культуры и досуга.
Второй тип депривирующих факторов – нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семья, школа, СМИ и т.д.). Как следствие, дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых для полноценного развития личности.
К третьей группе причин следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, состояние его здоровья или же специфические особенности его жизненного пути.
Попытаемся с помощью цифр, объективных фактов, взятых из периодической печати, подтвердить существование социальной депривации детей в современной России.
Ученые утверждают, что акселерация закончилась во всем мире: дети станут позднее взрослеть, хуже развиваться физически и меньше интересоваться сексом. По поводу причин это явления мнения расходятся, хотя снижение роста жителей Европы, Японии, СНГ отмечается всеми (см. рис. 1).
См 180 см 150 см 160 см 180 см
Неандерталец Кроманьонец Человек Средние века Новое время Человек
античности будущего
По прогнозам специалистов новорожденные уже в недалекой перспективе будут весить менее 3 кг, подростки станут худыми, тонкокостными и ростом не выше 170 см, а девочки - 160 см.
В России около 700 тыс. детей живут и воспитываются в детских домах и интернатах, причем только 5% – действительно сироты, у остальных родители есть. Среди воспитанников детских домов, по данным специалистов, отстают в физическом развитии 55% детей, психическом – 74%. Заменив семью в материальном обеспечении, дом ребенка не может ее заменить в эмоциональном отношении. Сиротство такого масштаба мы знали лишь в годы войны и голода. Общество вынуждено снова открывать приюты для детей – беспризорников. В детских домах не хватает самого необходимого: постельного белья, верхней одежды и обуви, игрушек, учебников, книг. Количество детей, которые живут в канализационных люках и прочих весьма неподходящих для ребенка местах и не посещают школу, весьма трудно определить: называют цифры от 1,5 до 4 млн. человек. Когда эти дети вырастут, вернее, те из них, кто сумеет это сделать, общество содрогнется от роста преступности и других асоциальных проявлений.
Дети- инвалиды, дети-беженцы, дети, проживающие в экологически опасных районах, рожденные вне брака, дети, проживающие в семьях, доходы которых ниже прожиточного уровня, имеющие отклонения в состоянии здоровья, – эти категории составляют, по оценкам специалистов, 54% российских детей, которые должны являться объектом социальной защиты со стороны государства.
Ребенок не обладает суверенитетом, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы, хотя такого рода потребности у него существуют. Как правило, важные решения, касающиеся жизни и развития ребенка, принимают взрослые. Помимо юридических норм, защищающих детей, необходим комплекс мер по изменению положения детей как особой социально-демографической, маргинальной группы, выполняющей важные социальные функции.
Количество детей, больных наркоманией, токсикоманией, венерическими болезнями, а теперь и СПИДом, ужасает. Есть статистические данные о количестве состоящих на учете по этим поводам. Но приводить их, очевидно, не имеет смысла, т.к. это вершина айсберга, точное число таких детей не знает никто. Цифры тревожные, они требуют дополнительного анализа, диагностики, что мы предлагаем сделать на семинарских занятиях. Ребенок зачастую становится жертвой насилия в семье (физическое, сексуальное, социальное насилие), в школе, на улице. Проведенная всеобщая диспансеризация детей показала, что показатели неблагополучия в состоянии здоровья детей увеличились: каждое последующее поколение рождается менее здоровым. Рекомендуем обсудить данные проблемы подробно, используя данные разных областей знания.
Специалисты подсчитали, что на жизнь детей влияют более 100 социальных, экономических, демографических, политических, медицинских, правовых факторов. Свыше 50 государственных и общественных организации в нашей стране занимаются проблемами детей и подростков, имеют собственные фонды. Однако результат плачевный, дети нуждаются в систематической защите общества.
Под социальной защитой ребенка понимаются гарантии его основных прав, зафиксированные в конвенции ООН по правам ребенка (ратифицирована в СССР в 1991г.). Нужны дополнительные правовые акты, защищающие ребенка.
Предлагаем вам дать социологический портрет другой социально-демографической группы молодежи самостоятельно, т.к. это не должно вызвать у вас затруднения, поскольку вы сами относитесь именно к этой группе. Обратитесь к социологическим и статистическим материалам.
Как это ни пародоксально, но наименее изученным остается период зрелости, который изучает наука акмеология, но у нас она находится в стадии зарождения.
Социальная геронтология или геронтосоциология (греч. Gerontos – старик и латинское logos– наука) – раздел социологии, изучающий социально -демографический слой пожилых людей в связи спеременами в их социальном статусе и престиже, в материальном и семейном положении. Социология престарелых возникла в начале XX века. Ее формированию способствовало постарение населения (в мире 31 демографически старая страна). Мир в целом вступит в полосу демографической старости не позже, чем в 2050 г. Особенно старыми окажутся более развитые регионы мира, в которых основным фактором будет старение населения «сверху». Выполненный специалистами ООН прогноз численности «старейших» (т.е. население в возрасте 80 лет и старше) показал резкое увеличение численности и доли этой возрастной группы. Так, число лиц в возрасте 80 лет и старше за предстоящее полустолетие вырастет в мире в 5,5 раз (с 69 млн. в 2000 г. до 379 млн. в 2050 г). Возможные последствия постарения населения мира изучены еще недостаточно. Понятие «демографическая старость» является статистическим и констатирует лишь численность стариков. В России их свыше 30 млн.
Социальные проблемы старения зависят от того, какую позицию общество занимает по отношению к старикам и старым людям, какие функции они в обществе выполняют. Старость – возрастной период, характеризирующий заключительную фазу человеческой жизни. Старение предшествуют старости. Старение– это развивающийся задолго да старости процесс сокращения приспособительных возможностей организма. Старение бывает естественное, соответствующее выработанным в эволюции нормам развития, и патологическое, ускоренное влиянием неблагоприятных факторов. Временные рамки старости, ее содержание существенно варьируется в разных человеческих обществах, у разных социальных групп. Демографическая старость по стандартам ООН –65 лет, у нас 55– 60 лет.
Процесс старения населения вызывает ряд социально-экономических проблем. Во-первых, рост в обществе непроизводительных групп приводит к возрастанию нагрузки на трудоспособное население, создает дополнительные трудности в их пенсионном обеспечении. Сейчас на 100 пенсионеров приходится 128 работающих, в 2012 г. их будет 112, а в 2030 г. на каждого пенсионера придется по одному трудящемуся. Он не прокормит стареющую нацию. Вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию поднимается все чаще.
Увеличивается число людей, требующих ухода, медицинской помощи. По прогнозам, профессия социального работника будет одной из самых востребованных в мире. Развитие нуклеарной семьи усиливает одиночество и депривацию пожилых и старых людей, их отчужденность от более молодых поколений, подрывает связи пожилых с обществом, сужает круг их интересов и социальных контактов. Проблема одиночества – это, в основном, проблема стариков. Наше общество негуманно к старикам (найдите примеры, подтверждающие такой вывод). В США, большинстве европейских стран у пенсионеров действительно спокойная и обеспеченная старость.
Другой срез социально-демографической структуры – стратификация по полу. Применительно к человеку пол рассматривается как комплекс телесных (генетических, морфологических и физиологических), репродуктивных, поведенческих, социальных, социально-психологических признаков, детерминирующих личностный биологический и социальный статус человека как мужчины и женщины. Социология подошла к осознанию того факта, что разделение общества на мужчин и женщин не тождественно разделению социального пространства на мужские и женские статусные позиции и роли. Не существует единой для всех обществ связи между социальными ролями и биологическим полом. Для отражения данных различий было введено понятие гендер (gender), обозначающее «социальный пол», которое концентрирует внимание на сконструированных социально-культурными факторами различиях между мужчинами и женщинами. Этот термин отражает не индивидуальную идентификацию и личностные характеристики мужчин и женщин, но культурные стереотипы, представления о мужском и женском, половое разделение труда в социальных институтах и организациях. Идеал женщины обычно связан с заботой о детях, доме. Но сейчас во многих рекламных объявлениях женщин стали изображать у компьютера, в конторах. Женщины служат в милиции, армии, пожарной охране, т.е. гендерные идеалы – представления о предназначении мужчин и женщин – подвержены существенным изменениям.
Сделаем попытку с точки зрения гендерного подхода рассмотреть проблему статуса женщин и влияния на него социокультурных факторов. Колоссальные людские потери, которые понесла Россия в ходе революций, гражданской, Отечественной и других войн, голода 30-х и 40-х г. прошлого столетия, репрессий и т.п., прежде всего были потерями мужского населения. Это и вызвало деформации полового состава населения России, которое не имеет аналогов в мире и от которых страна не избавилась до сих пор. Женщины составляют от общего числа жителей России 53,4%. По переписи 2010 г., на 1000 мужчин приходится 1159 женщин, правда, это соотношение различно в разных возрастах и наиболее неблагоприятно начиная с 45 лет. Женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Среди них люди с высшим образованием составляют 52%. Большинство женщин нашей страны заняты в общественном производстве, на их долю приходится две работы – семейная и профессиональная. Женщины бывшего Советского Союза воспитывались в духе дурно понятой эмансипации, как товарищи «по партии», «по работе», результатом чего стало положение, при котором прекрасный пол нуждается в защите своих социальных и политических прав. В школе, вузе девушки учатся лучше, численно преобладают как среди студентов высших учебных заведений, так и среди специалистов, но на производстве уступают мужчинам по таким статусным характеристикам, как уровень зарплаты, власть, престиж, перспективы роста.
В условиях изменения общественно-экономического уклада женщина страдает более всего. Она первой подлежит сокращению, испытывает дискриминацию при оплате за равный с мужчинами труд. Востребованность ее знаний меньше, хотя образованность выше. Женщины работают на вредных производствах, что запрещено законом, в ночную смену. Рост стоимости детских учреждений для многих женщин делает проблематичной вообще возможность работы. Состояние службы охраны материнства и детства, особенно в малых городах и на селе, вряд ли даже удовлетворительно.
С той поры, как ООН приняла декларацию о ликвидации дискриминации женщин, минуло более 25 лет – четверть человеческого века. Это временной отрезок, которым исследователи определяют такую закономерность: каждые 25 лет происходит смена экономических, социальных, политических отношений в обществе. Во многих странах сегодня наблюдается всплеск общественной активности женщин, она выходят на уровень управления. Даже в мусульманских странах женщины становятся премьерами, министрами. У нас же - почти наоборот. В шынешнем составе Государственной Думы из 450 депутатов всего 45 женщин, т.е. 10 %. Во многом – это показатель социальных отношений, экономического положения семей, уровня политического мышления.
Женщина в условиях дуальности своего статуса должна иметь возможность выбора: работать или оставаться дома, заниматься бизнесом и политикой или оставаться «слабой», делать карьеру или быть скромным клерком. Речь идет не о «равных с мужчинами правах», а о необходимости конституционного признания социальной роли женщины в современном обществе, осознании простой конституционной идеи: «Прямая и косвенная дискриминация по признаку пола не допускается».
Мужчины как социально-демографическая группа также имеют свою специфику и свои проблемы, но, к сожалению, наука изучением данной группы только начинает заниматься в рамках гендерной социологии.
Проблемы качества населения
Качество в данном случае – интегральная характеристика, выражающаяся в оценке социального качества условий бытия и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших личных и общественных потребностей. Существует сводный индикатор, так называемый индекс человеческого развития, дающий обобщающую характеристику общего уровня социально-экономического развития страны. При расчете индекса человеческого развития используется 10 показателей: среди которых средняя ожидаемая продолжительности предстоящей жизни новорожденного, физическое здоровье человека, уровень развития грамотности взрослого населения, среднедушевой объем валового внутреннего продукта (в долларах США) и др. Попробуем, что называется, «с ходу» определить - каково качество населения в России? По качеству жизни (рейтинг ООН 174 стран) Россия занимает 62 место (между Малайзией и Латвией). Нас спасает образование, так как число имеющих аттестаты, дипломы и прочие сертификаты, довольно велико.
Отдельные показатели:[16]
· По уровню здоровья Россия на 68 месте в мире.
· В наибольшей степени увеличилась смертность в трудоспособном возрасте - на 30-40%.
· Только у нас каждый день 146 чел. добровольно уходят из жизни, это в 4-5 раз больше, чем в любой из развитых стран.
· По продолжительности жизни отстаем от развитых стран на 10-12 лет.
· Структура питания населения России не обеспечивает необходимый минимум белков и витаминов: хлеба мы едим больше, чем в любой другой стране мира, овощей и сахара примерно столько же, сколько в Европе и США, а мяса россияне едят в два раза меньше, чем американцы, и в полтора раза меньше, чем европейцы. Треть беременных женщин в стране страдает анемией.
· Высок в стране уровень алкоголизации населения: 18 литров чистого алкоголя на душу населения, ежегодно в стране умирает от отравления алкоголем 30- 34 тыс. человек (по данным ВОЗ потребление 8 л. чистого алкоголя уже представляет опасность для физического и интеллектуального развития человека).
· В общей сложности 15 млн. россиян страдают социальными болезнями – наркоманией, туберкулезом, заражены ВИЧ-инфекцией. Это 10% населения страны. Кроме того, 34 млн. россиян по среднедушевому доходу находятся на социальном «дне».
· Чем лучше условия жизни, тем выше люди. Средний рост наших сограждан 168 см, и имеется тенденция к его дальнейшему уменьшению (для сравнения: средний рост в развитых европейских странах 178-179см; в США - 175 см.)
· В Свердловской области уровень профессиональных заболеваний составляет 4,8 тыс. чел. в год.
Цифры можно множить, но вывод будет однозначным: качество жизни в современной России не соответствует стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН. Качество населения в условиях постоянных стрессов (революция, гражданская война, белый террор, красный террор, сталинские репрессии, отечественная война, послевоенные идеологические процессы, переход к рынку от социалистической действительности, необъявленные войны последних лет) ухудшилось, число неординарных личностей резко сократилось, нанесен тяжелый ущерб будущим поколениям. И чтобы восстановить нанесенный вред, нужны хотя бы одно - два столетия спокойной, благополучной, материально и политически обеспеченной, юридически защищенной жизни. Словом, нужна стабильность.
Демографическая ситуация в России будет характеризоваться как неблагоприятная и в XXI в. Об этом свидетельствует прогноз изменения численности и структуры населения страны, рассчитанный Госкомстатом России совместно с Центром экономической коньюнктуры при Правительстве РФ. Прогноз рассчитан в двух вариантах: «средний» и «пессимистический». Последний исходит из того, что негативные тенденции в демографических процессах продолжатся в XXI веке. Этот вариант эксперты рассматривают как прогноз-предупреждение, а средний вариант - как наиболее вероятный. Согласно обоим вариантам прогноза, численность россиян будет уменьшаться из-за низкого уровня рождаемости и высокой смертности. Прогнозы показывают, что за первые 15 лет нового столетия Россия может потерять еще 12 млн., и тогда ее население составит лишь 132 млн. чел. По прогнозам ООН, при сохранении нынешних демографических тенденций к 2055 году нас может остаться всего 55 – 70 млн. Вот и судите, «по ком звонит колокол». Возрастная структура населения России изменится. Резко сократится численность и доля детей и подростков до 15 лет. Превышение численности женщин над численностью мужчин будет увеличиваться.
Трагизм современной ситуации в России обусловлен теми негативными демографическими, экономическими, социальными, геополитическими и другими последствиями, которые несет с собой депопуляция.
Экономические последствия депопуляции связаны прежде всего с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, которое общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий.
Для такой страны, как Россия, с ее огромной территорией, депопуляция может привести к ухудшению ее геополитического положения в мире. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет происходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет сильнейшее миграционное давление на Россию. Не исключены и попытки территориальной экспансии со стороны некоторых соседей.
Велики и возможные негативные внутриполитические последствия депопуляции, самое главное из них - это возможность появления попыток решения демографических проблем тоталитарными, антидемократическими методами.
Нужна сильная демографическая политика, направленная на достижение, по крайней мере, простого воспроизводства населения и снижения демографических волн. Кроме возможного прямого воздействия на течение демографических процессов, такая политика усиливает осознание обществом демографических проблем. Ни в недалеком прошлом, ни теперь эти проблемы в достаточной степени осознаются. Наша наука плохо выявляет причинно-следственные зависимости в демографических процессах. Все разнообразие точек зрения на демографические изменения может быть сведено к двум основным аксиологическим перспективам, или парадигмам, в рамках которых интерпретируется вся семейная и социально-демографическая проблематика и вырабатываются подходы к ее практическому разрешению. Одна из них – это парадигма модернизации (она же – парадигма здравого смысла, парадигма помех). Другая – парадигма кризиса семьи.
В рамках парадигмы модернизации позитивные и негативные изменения семьи и населения воспринимаются и интерпретируются как частные, специфические проявления общего, прогрессивного, хотя и противоречивого, процесса модернизации общества, смены одного типа (традиционного) другим (современным). Все ситуации рассматриваются как результат действия в общем-то преходящих и поверхностных факторов, отражающих главным образом неодинаковую скорость процессов модернизации различных подсистем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.
Другая парадигма – парадигма краха семьи как социального института – те же самые семейные и демографические изменения рассматривает как частные, исторически конкретные выражения глобального системного кризиса семьи, вызванного к жизни не какими-то случайными, временными несоответствиями, негативными явлениями и проблемными ситуациями, а коренными, сущностными процессами, атрибутивными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Этот кризис есть глобальная проблема современности, равновеликая, по крайней мере, экологической. Этой точки зрения придерживается меньшинство как отечественных, так и зарубежных специалистов в области семьи и демографии.
Тем не менее необходимо видеть и реальные источники обеспечения роста численности населения России, которые учитываются государством в его социальной политике:
· проведение активной пронаталистской политики и повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения;
· осуществление программ в области развития медицины, здравоохранения, оздоровления окружающей среды, условий труда с целью снижения смертности, т.е. минимизация издержек процесса воспроизводства населения;
· использование миграционного потенциала стран СНГ.
Путь, который предстоит пройти России для восстановления нормальной демографической динамики, долог и далеко не прост, а реализация программ демографического оздоровления потребует значительных затрат, причем эффект от многих из них (в первую очередь, от программ воздействия на рождаемость) проявится лишь в отдаленном будущем.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите основные понятия: «социально-демографическая структура», «социально-демографическая группа», «дети», «молодежь», «геронтосоциология», «качество жизни», «демографическая политика».
2. Являются ли демографические проблемы России результатом современного социально-экономического кризиса? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути решения поставленных проблем?
4. Дайте социологическую интерпретацию следующих данных («Вечерний Екатеринбург», 27 сентября 2011 г.):
«Демографию области улучшает её центр
По данным госстатистики, Екатеринбург – один из немногих городов России, в котором с 2004 года наблюдается рост численности населения. Если в 2004-м он был за счёт миграционных факторов, то с 2005-го началось устойчивое улучшение динамики репродуктивных показателей. Численность населения города по предварительным данным Всероссийской переписи на начало 2011 года составляла 1 миллион 387 тысяч человек. По итогам первого полугодия 2011 года в Екатеринбурге родилось почти 9 тысяч человек, а естественный прирост населения составил 758 человек.
Благодаря Екатеринбургу стали улучшаться показатели и в общем по Свердловской области. В уральской столице в 2-3 летнем прогнозируемом периоде ожидается дальнейший рост численности населения, рождаемость сохранится на высоком уровне. Только за январь-апрель 2011 года выдано 6083 родовых сертификата».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алан Карлсон. Шведский эксперимент в демографической политике. // ИРИСМЭН, Мысль, 2009.
2. Демографический ежегодник России, 2009 // Росстат, 2009.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2008 г. Россия перед лицом демографических вызовов // ПриПресс Интернэшнл, 2009.
4. Предположительная численность населения России до 2025 г. // Росстат, 2008.
5. Российский статистический ежегодник, 2009. // Росстат, 2009.
Лекция 11. Социология семьи
1.Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
2.Социальные функции семьи
3.Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.