Первый период - 20-40-е годы - характеризуются мощным наступлением эмпиризма.

Второй - середина 40 гг. - конец 60 гг. - значительное усиление теоретико-методологических концепций, что оказалось своеобразной реакцией на доминирование эмпирических традиций.

Наконец, третий период - с 70-х гг. до наших дней, в это время предпринимается попытка соединить теоретические и эмпирические исследования, микро- и макросоциологию и вывести науку на новый уровень теоретического осмысления социальных процессов.

Самой характерной особенностью современной западной социологии, как уже было сказано, является то, что она принимает несколько научных парадигм (концепт. схем), признавая их равноценными и взаимодополняющими. Среди множества существующих школ и течений современной западной социологии чаще всего выделяются теория конфликта, символический интеракционизм и структурно-функциональный анализ Парсонса.

Теория конфликта . - разрабатывалась еще в XIX веке известным немецким социологом Г.Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50-60 гг. теорию конфликта развивали Р.Дарендорф (ФРГ) и Л.Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д.Белла (США), А.Турэна (Франция) и др.

Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего застоя, закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие.

Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины конфликтов они видят, прежде всего, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряженности. Эту задачу должны решать не только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

Структурно-функциональный анализ. Ее основатель американский социолог Т.Парсонс (1902-1979) назвал свое детище "системным функционализмом". Его исходной точкой стал принцип системного строения общества. Он выделяет 4 основные системы:

- социальная система;

- культура;

- личность;

- организм;

Парсонс утверждал, что все социальные системы выполняют 4 основные функции:

- адаптации, когда система приспосабливается к любым внутренним и внешним изменениям;

- целедостижения, т.е. система ставит и достигает поставленную цель;

- интеграции, система связывает все свои элементы и функции;

- удержания образца, система создает, сохраняет, совершенствует образцы поведения субъектов, их мотивацию и культурные правила.

Основная идея концепции Парсонса - категория равновесия общества, нарушение равновесия ведет к дестабилизации системы и ее гибели. Главная задача социологии - дать рекомендации по поддержанию равновесия системы, общества.

В 60-е годы стало ясно, что при таком толковании социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты, многие аномальные явления. Возникла необходимость углубления структурно-функционального анализа, для этого позже Мертон прибег к широкому использованию дисфункций (неблагоприятные последствия), явных и латентных функций (т.е. осознаваемых и неосознаваемых последствий).

Символический интеракционизм.

Категория "символический" означает, что в этой концепции делается акцент на смысле, который вкладывают субъекты, когда они вступают во взаимодействие, т.е. эта теория рассматривает общество с точки зрения поведения людей во время взаимодействия.

На развитие мировой социологии очень сильно влияет в последнее время сближение стран и поиск совпадающих позиций в политике и экономике. Формируется новое социологическое мышление, основным принципом которого становится преодоление традиционного разделения социологии на марксистскую, западную и восточную, т.е. движение в сторону единого мирового социального знания, заинтересованного в решении общих задач. Однако новое социологическое мышление не означает исчезновения своеобразия различных социологических школ, многовариантности путей достижения поставленных целей.

Заключение.

Сегодня западная социология представляет собой множество различных концептуальных схем, не подпадающих под объединяющие принципы общетеоретической методологии, производных от совершенно разных оснований, описывающих социальный ландшафт доступными им средствами.

Противоречие между методологическим произволом различных концепций и современным унифицированным положением социологии почти как сложившейся государственно-бюрократической системы постепенно превращает последнюю в «PR-методики» и «манипулятивную технику».

Наши рекомендации