Тема 8. личность и общество. социализация.

1. Составьте описание своей социальной биографии, используя понятия социологии.

2. Чем отличается модель социализации в советской России и современной России?

Демократия и пути ее развития в современной России»:

1. Исторические формы и теории демократии.

2. Современная представительная демократия. Достоинства и недостатки демократии.

3. Правовое государство: определение, характерные черты.

4. Гражданское общество: определение, условия функционирования, перспективы развития в современной России.

5. Парламентаризм и система разделения властей в современной России.

6. Федерализм и демократия.

7. Политические партии: определение, происхождение, функции.

8. Формирование политических партий в современной России.

9. Группы интересов: определение, функции, типология.

10. Формирование системы представительства интересов в современной России.

11. Лоббизм и его проявления в дореволюционной и современной России.

12. Оппозиция как социальное явление.

13. Современные избирательные системы. Избирательная система Российской Федерации.

14. Избирательная кампания и политические технологии.

15. Политическая элита: определение, основные теории.

16. Социальная представительность политической элиты и системы ее рекрутирования.

17. Политическая элита современной России.

18. Права и свободы личности. Условия соблюдения прав человека.

19. Политическая культура демократической политической системы.

20. Роль СМИ в демократической политической системе.

Основная литература:

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1999.

2. Соловьев А.И. Политология. – М., 2000.

3. Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. – М., 1999.

4. Политическая социология / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., 2002.

5. Конституция РФ.

Дополнительная литература:

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. –

№ 4. – С.122-134.

2. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю Лоббизм: образцы и степень социальной приемлемости // Социс. – 2000. - №9. – С.59-63.

3. Ашин Г.К. Формы рекрутирования политических элит // Общественные науки и совремнность. – 1998. - № 3. – С. 85-96.

4. Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность.- 1996.- №5.

5. Бирюков И., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и современной политической культуре // Общественные науки и современность. – 1995. - № 6. – С.53-68.

6. Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-политический журнал. – 1996. - № 5. – С. 42-52.

7. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1994.

8. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. – 1997. - № 3 – С. 25-38.

9. Гражданское общество в России: Проблемы самоопределения и развития. – М., 2001.

10. Грачев Г. В. Информационные технологии политической борьбы в современных условиях // Полис. 2000 - № 3. – С.51-156.

11. Евзеров Р.А. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. – 1999. - № 1. – С.83-94.

12. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. - № 4. – С. 107-151; № 5. – С. 95-145.

13. Каюнов О. Н. Незримая логика избирательных законов. – М., 1997.

14. Куколев И.В. Трансформация политических элит в России // Общественные науки и современность. – 1997. - № 4. – С. 82-91.

15. Миронюк М.Г. Человеческое измерение федерализма // Полис. 2003. № 3. – С.98-108.

16. Перегудов С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис. – 1998. – № 1. – С. 137-148.

17. Политическая культура: теория и национальные модели. – М., 1994.

18. Пугачев В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. – 1999. - № 4. – С.65-77.

19. Пушкарева Г.В. Избирательная кампания: как это делается? // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 2. – С. 267-285.

20. Росс К. Федерализм и демократизация в России // Полис. – 1999. - №3. – С. 30-51.

21. Скрипюк И.И. Политическая реклама и политический PR в России // Общество и политика. Сб. статей. – СПб., 2000 – С.192-243.

22. Федосов П.А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт // Полис. – 2001. - № 2. – С. 163-177.

23. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995.

24. Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России // Полис. – 1999.- № 4. – С. 122-129.

Вопросы к семинару-коллоквиуму по теме

«Классические и современные теории социологии»:

1 В споре с каким направлением современной социологии оформилась теория социального конфликта?

2 Какие из социальных отношений признаются основными в социальном развитии с точки зрения теории К.Маркса?

3 Приведите собственный пример «идеального типа» (понятие, характеризующее общественное явление или процесс, и его признаки).

4 Определите вклад О.Конта в формирование науки социологии.

5 В чем заключается главная идея теории структурного функционализма?

6 Определите отличия теории социального конфликта К.Маркса от теории социального конфликта Р. Дарендорфа, Л.Козера.

7 Приведите примеры аномии в отечественной истории.

8 Продолжите ряд авторов социологических теорий: О.Конт Г.Спенсер ...

9 Приведите примеры целерационального поведения в современном обществе.

10 Назовите авторов следующих понятий и дайте им определения:

· социологизм

· социальный факт

· позитивизм

· органицизм

· общественная формация

Темы рефератов по политологии:

1. Основные парадигмы и школы политологии.

2. Идея государства в античности.

3. Мораль и политика в учении Н. Макиавелли.

4. Концепции «естественного права» и «общественного договора» в истории политической мысли.

5. Насилие и ненасилие в политике.

6. Психологические основы власти и подчинения.

7. Роль и место СМИ в политике.

8. Идеология и террор в тоталитарном государстве.

9. Демократия: теории и реальность.

10. Авторитарные политические системы.

11. Формирование гражданского общества в современной России.

12. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные этапы формирования.

13. Оппозиция и ее роль в политической жизни.

14. Избирательные системы и избирательная кампания.

15. Развитие партийной системы и системы представительства интересов в современной России.

16. Современные теории элит.

17. Политико-психологические теории лидерства.

18. Реформы в России: произошла ли смена элит?

19. Политические мифы.

20. Политическая символика.

21. Особенности политической культуры России.

22. Политическая стабильность и демократия.

23. Политические конфликты в современной России.

24. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Темы рефератов по социологии:

1. Социология как наука.

2. Социология и другие общественные науки.

3. Методика, методология и техника социологических исследований.

4. Предпосылки возникновения социологии. Социологические воззрения О. Конта.

5. Натуралистическая ориентация в социологии. Г. Спенсер.

6. Психологическое направление в социологии.

7. Социологическая концепция марксизма.

8. Социологическая теория Э. Дюркгейма.

9. Социологическая теория М. Вебера.

10. Основные теории современной социологии.

11. Системный подход к обществу. Т. Парсонс, Р. Мертон.

12. Развитие микросоциологии в XX веке. Чикагская школа.

13. Теория конфликта Г. Зиммеля.

14. Развитие социологической мысли в России.

15. «Субъективная школа» в русской социологии.

16. Социальная структура общества.

17. Семья как социальный институт.

18. Социальные институты, их роль в жизни общества.

19. Социальные группы и их роль в обществе.

20. Социальные организации. Бюрократия как социальное явление.

21. Проблема личности в социологии.

22. Основные социологические теории личности.

23. Личность и социальные роли.

24. Социализация личности.

25. Проблемы социализации личности в современном обществе.

26. Особенности социализации пожилого возраста.

27. Юность и проблема самоопределения.

28. Культура как социальное явление.

29. Молодежные субкультуры.

30. Ценностные ориентации современной российской молодежи.

31. Социальная стратификация.

32. Социальное неравенство. Основные исторические формы закрепления неравенства.

33. Социальная мобильность. Маргинальность.

34. Девиантное поведение и социальный контроль.

35. Социальные изменения.

36. Социальная стабильность и пути ее достижения.

Тематика творческих работ по социологии:

1. Написать эссе на тему "Каковы ваши ожидания от учебного курса "Социология"?

2. Ознакомьтесь с работами следующих авторов: Э. Шилз "Призвание социолога", П. Монсон "Лодка на аллеях парка", И. Миллз "Социологическое воображение". Определите подходы авторов к социологии, ее значение для индивида.

3. Рассмотреть вопрос о предмете социологии на основе сравнения подходов изложенных в учебных пособиях Фролова С.С., Кравченко А.И., Лавриненко В.Н.

4. Прочитать статьи:

5. Кравченко А.И. Социология мнений и мнение о социологии // Социологические исследования. – 1992. - № 3, с. 41 – 48.

6. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. – 1995. - № 11, с. 23 – 29.

7. Сравните подходы авторов к социологии.

8. Прочитать в книге П.А. Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество" (М., 1992) раздел "Программа преподавания социологии". Сравните с программой учебного курса, который вы изучаете.

9. Из художественной литературы (русской и зарубежной классики) найти фрагменты, иллюстрирующие социологические понятия и процессы - "социальная мобильность", "стратификация".

10. Составление таблицы характеристики основных социальных институтов по следующим параметрам: функции социальных институтов, социальные нормы, материальное оформление, социальные роли.

11. Написать свою социальную биографию с использованием основных терминов и понятий, изученных в курсе социологии.

12. Укажите основные критерии стратификации в условиях современной России.

Какие социальные профессиональные группы относятся к среднему классу.

Составьте шкалу престижности профессий для современной России (10 позиций).

Задания для контрольной работы:

В-1.

1. Политика: определение, структура, роль в обществе.

2. Характерные черты авторитарного политического режима.

3. Теории происхождения государства.

4. Основные компоненты власти.

В-2.

1. Предмет политологии, ее связь с другими науками. Функции политологии.

2. Политическая система общества: определение, структура, функции.

3. Правовое и социальное государство.

4. Политические идеологии.

В-3.

1. Методы политологии.

2. Характерные черты тоталитарного политического режима.

3. Государство: определение, признаки, функции.

4. Политическая власть: определение, основные теории.

В-4.

1. Функции политологии, ее роль в обществе.

2. Характерные черты демократического политического режима.

3. Формы государства.

4. Легитимность власти. Типы легитимности власти по М. Веберу.

Тестовые задания для итогового контроля:

Указание: Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ.

1.Политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. Такое определение характерно для трактовки политики

а) стратификационной

б)* этической

в) правовой

г) экономической

2.Термин «идеология» был введен в XVIII в. французским ученым

а) Ш.-Л. Монтескье

б) Ж..-Ж.. Руссо

в)* Д. де Треси

г) Д. Дидро

3.Политический интерес наиболее четко выражается через политические

а) консультации

б)*требования

в) консенсус

г) поведение

4.Догосударственное, естественное состояние людей было «войной всех против всех», - считал

а) Д. Локк

б) А. Сен-Симон

в)* Т. Гоббс

г) Ж..-Ж.. Руссо

5.Важнейшие для политического знания понятия: «политика», «власть», «государство», «республика», «демократия», «монархия», «аристократия», «тирания» были введены в научный оборот в эпоху

а)* античности

б) нового времени

в) Возрождения

г) средневековья

6.Основоположником русского анархизма был

а)* М.А. Бакунин

б) Б.Н. Чичерин

в) М.М. Ковалевский

г) А.С. Хомяков

7.Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в

а) Германии

б) Испании

в) Франции

г)* США

8.Начало теории разделения властей было положено

а) Т. Гоббсом

б) Ш.-Л. Монтескье

в)* Д.Локком

г) К. Марксом

9.Считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации

а) анархисты

б) социал-демократы

в) революционные народники

г)* западники

10.Слова «Человек – существо политическое» принадлежат

а) В. Парето

б) * Аристотелю

в) И. Канту

г) М. Веберу

11.Человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, или жизненное начало, - полагали идеологи

а) * консерватизма

б) утопического социализма

в) либерализма

г) Реформации

12.Крупнейшим представителем либеральной философской мысли второй половины XIX в. в России был

а) А.И. Герцен

б) * Б.Н. Чичерин

в) П.А. Кропоткин

г) А.С. Хомяков

13.Идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду. Данное определение относится к

а) популизму

б) фашизму

в) социализму

г) * национализму

14.Представителем утопического социализма является

а) М. Лютер

б) Ж.. Боден

в) Б. Спиноза

г) * Т. Мор

15.Руководители реформистского крыла социал–демократии провозгласили своей целью построение

а) бесклассового государства

б) государства диктатуры пролетариата

в) государства по типу Парижской Коммуны

г) * демократического социализма

16.Противопоставлял «град божий» - церковь, где царит мир, единство, справедливость и «град земной» - государство, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности

а) *Аврелий Августин

б) Платон

в) Цицерон

г) Ф. Прокопович

17.Экономическое определение политики наиболее ярко представлено в

а) христианских трактовках политики

б) либерализме

в) * марксизме

г) позитивизме

18.Идеальной формой государственного правления для Т. Гоббса была

а) представительная демократия

б) * монархия

в) парламентская республика

г) аристократия

19.Макиавелли считал, что прочным фундаментом государственной власти являются

а) соблюдение прав человека

б) разделение законодательной и исполнительной властей

в) * законы и войско

г) автономия судебной власти

20.Великий английский политический мыслитель – создатель идейно-политической доктрины либерализма

а) Д. Остин

б) Т. Гоббс

в) Г. Спенсер

г) * Д. Локк

21.Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах, - так считал видный деятель эпохи Просвещения

а) К.-А. Гельвеций

б) Ж..- Ж.. Руссо

в) * Ш.-Л. Монтескье

г) Д. Дидро

22.Предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции подход

а) психологический

б) * системный

в) нормативно-ценностный

г) институциональный

23.Система отбора элиты, которая высоко ценит выдающихся людей, открыта для молодых лидеров и нововведений, но при которой существует вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом, называется

а) системой гильдий

б) номенклатурной системой

в) * антрепренерской системой

г) административной системой

24.Форма народовластия, когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений, называется

а) представительной демократией

б) плебисцитарной демократией

в) коллективистской демократией

г)* непосредственной демократией

25.Организованная группа единомышленников, выражающая интересы одной или нескольких больших социальных групп и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении – это

а) * политическая партия

б) заинтересованная группа

в) политическая элита

г) группа интересов

26.Опирается на представление о разумности и законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий лидерство

а) традиционное

б) * рационально-правовое

в) харизматическое

г) политическое

27.Системная трактовка власти утверждает, что власть есть

а) особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются

б) реализация намеченных целей

в) свойство человеческой психики, так как стремление к власти и обладание ею выполняет функцию компенсацию физической или духовной неполноценности

г) * способность субъекта действовать, производная от его статуса и функций в общественной системе

28.Современные классические теории элит были созданы

а) * Г. Моска и В. Парето

б) Л. Гумпловичем и Г. Еллинеком

в) Г. Спенсером и А. Бентли

г) Е. Эрлихом и М. Ориу

29.На традиционной легитимности основывается власть

а) военных диктаторов, пришедших к власти в результате военных переворотов

б) * наследственных монархов и племенных вождей

в) вождей в странах командно-административного социализма

г) демократически избираемых президентов

30.Основателем системного подхода к политике является

а) Т. Парсонс

б) Д. Истон

в) Д. Белл

г) А. Бентли

31.Отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов в партиях

а) * кадровых

б) коммунистических

в) строго централизованных

г) массовых

32.Тип элиты, в которую входит высший слой государственных служащих, обладающий значительным влиянием на власть благодаря своему управленческому опыту, называется

а) высшей элитой

б) средней элитой

в) контрэлитой

г) * административной элитой

33.Подразумевает разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют вои функции и полномочия самостоятельно, уравновешивая друг друга, принцип

а) организации любой политической власти

б) легитимности власти

в) разделения властей

г) «общественного договора»

34.Автором политического психоанализа является

а) А. Адлер

б) * Г. Лассуэл

в) З. Фрейд

г) В. Парето

35.Исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями; центральный, основной институт политической системы – это

а) * государство

б) политическая партия

в) политическая власть

г) политический режим

36.Телеологическая трактовка власти утверждает, что власть есть

а) Особый тип поведения при котором одни люди командуют, а другие подчиняются

б) * реализация намеченных целей

в) свойство человеческой психики, так как стремление к власти и обладание ею выполняет функцию компенсации физической или духовной неполноценности

г) способность субъекта действовать, производная от его статуса и функций в общественной системе

37.Деятельность резко активизируется в периоды избирательных кампаний и практически замирает в остальное время в партиях

а) массовых

б) * кадровых

в) доктринальных

г) строго централизованных

38.Функционировавшие в 1930-1940-е годы в Германии и СССР режимы относятся к режимам

а) * тоталитарным

б) авторитарным

в) диктаторским

г) демократическим

39.Государство как механизм осуществления господства одного класса над другим рассматривалось

а) М. Вебером

б) * К. Марксом

в) О. Контом

г) В. Парето

40.Пропорциональная избирательная система предполагает

а) возможность голосования только за одного кандидата в избирательном округе

б) возможность одновременного голосования за отдельног кандидата и за политическую партию

в) * возможность голосования только за определенную политическую партию или организацию

г) ни один из вариантов не является верным

41.Процесс освоения личностью, социальной группой или общностью определенных норм, видов, возможностей политической деятельности, политических ролей называется

а)* политической социализацией

б) политическими отношениями

в) политическим действием

г) политическим решением

42.На рационально понятом интересе, который побуждает людей подчиняться решениям власти, сформированной по общепринятым правилам (на основе демократических процедур) основана легитимность

а) традиционная

б) харизматическая

в) идеологическая

г) * рационально-правовая

43.Основателем «теории черт» лидера является

а) * З. Фрейд

б) Ж.-П. Сартр

в) Э. Богардус

г) Г. Моска

44.Конституционные монархии делятся на

а) унитарные и федеративные

б) абсолютные и парламентские

в) дуалистические и унитарные

г) * дуалистические и парламентские

45.Большинство европейских социал-демократических партий являются партиями

а) доктринальными

б) строго централизованными

в) кадровыми

г) * массовыми

46.Из перечисленного субъектами власти могут быть: 1) индивид, 2) организация (партия, комитет, совет), 3) общность людей, 4) религиозная конфессия

а) * 1,2,3

б) 1,3

в) 2,4

г) 1

47.Мажоритарная избирательная система предполагает возможность голосования

а) * только за одного кандидата в избирательном округе

б) только за определенную политическую партию

в) одновременно за отдельного кандидата и за политическую партию

г) все варианты неверны

48.Наделение носителя власти исключительными качествами, сверхспособностями характерно для типа легитимности власти

а) институционального

б) * харизматического

в) рационально-правового

г) традиционного

49.«Железный закон олигархии» в рамках теории элит обосновал

а) Г. Моска

б). В. Парето

в) *Р. Михельс

г) Т. Парсонс

50.Понятие, означающее «способность, право, возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие»,- это

а) государство

б) политическая система

в) политическое действие

г) * политическая власть

51.Политическая символика – это

а) основополагающие политические труды виднейших представителей политической науки

б) закрепленные в конституции определенные политические понятия

в) * предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею

г) основные государственные акты, документы конституционного характера

52.Первым определил социологию как позитивную науку об обществе:

а) К. Маркс

б) Т. Парсонс

в) * О. Конт

б) Р. Дарендорф

53.Кому из классиков социологии принадлежит произведение "Самоубийство. Социологический этюд":

а) К. Маркс

б) * Э. Дюркгейм

в) О. Конт

г) М. Вебер.

54.Первоначальное название социологии в работах Конта:

а) социальная биология

б) * социальная физика

в) социальная история

г) социальная экономика.

55.Укажите теорию, относящуюся к микросоциологии:

а) *символический интеракционизм

б) позитивизм

в) теория социального конфликта

г) теория структурного функционализма

56.Теория с точки зрения которой общество состоит из связанных друг с другом частей, которые своим взаимодействием поддерживают систему в целом:

а) * структурный функционализм

б) социальный конфликт

в) этнометодология

г) интеракционизм

57.Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику:

а) * О. Конт

б) М. Вебер

в) Г. Мертон

г) К. Маркс

58.Что из перечисленного не является элементом культуры:

а) * природная среда

б) социальные нормы

в) ценности

г) мифология

59.Социализация – это процесс, который протекает:

а) * всю жизнь человека

б) в детском возрасте

в) в зрелом возрасте

г) в старости

60.Какой критерий является главным в определении среднего класса:

а) богатство

б) престиж

в) * доход

г) наследственность

61.Девиантное поведение – это:

а) * поведение, отклоняющееся от норм

б) поведение, соответствующее нормам

в) социально одобряемые формы поведения

г) всегда наказуемое поведение

62.Какую группу из перечисленных можно отнести к большой социальной группе:

а) * нации

б) студенческая группа

в) слушатели в аудитории

г) школьный класс

63.Формальный социальный контроль осуществляется:

а) * правоохранительными органами

б) близкими родственниками

в) сверстниками и коллегами

г) учеными

64.Какой из статусов относится к предписанным:

а) * женщина

б) преподаватель

в) ректор

г) врач

65.Повышение по службе с увеличением дохода является примером:

а) * вертикальной восходящей мобильности

б) вертикальной нисходящей мобильности

в) горизонтальной мобильности

г) групповой социальной мобильности

66.Функцией какого социального института является забота о детях, их воспитание:

а) * семьи

б) политики

в) экономики

г) медицины

67.Любой человек:

а) выполняет те роли, в которых он лично испытывает потребность

б) выполняет лишь одну свойственную ему роль

в) * может исполнять столько ролей, сколько значимых социальных статусов он имеет

г) не выполняет социальных ролей

68.Укажите агента первичной социализации:

а) * родители

б) учитель

в) продавец

г) кондуктор в общественном транспорте

69.Кто создал теорию общественно-экономической формации:

а) Т. Парсонс

б) Р. Мертон

в) * К. Маркс

г) М. Вебер

70.Субкультура – это:

а) * группа людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминантной культуры, и члены которой идентифицируют себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы

б) группа, чьи ценности и нормы вступают в прямой конфликт или противостоят доминантной культуре

в) представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых создание новых элементов культуры

г) учение и навыки, полученные в определенной группе

71.Выделите признак традиционного общества:

а) высокая социальная мобильность

б) сложная система социального управления

в) * традиция как основной способ социальной регуляции

г) большое количество социальных институтов

72.Богатство – это критерий принадлежности:

а) * к высшему классу

б) к низшему классу

в) к среднему классу

г) к базовому классу

73.Социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса индивида:

а) * восходящая вертикальная мобильность

б) нисходящая вертикальная мобильность

в) горизонтальная мобильность

г) групповая социальная мобильность

74.Социология как наука изучает:

а) * общество

б) психологию человека

в) цивилизации

г) природную среду

75.Модели поведения, ориентированные на определенные статусы:

а) профессия

б) обычай

в) * социальные роли

г) мода

76.Одним из важных агентов социализации в детском возрасте является:

а) * семья

б) трудовой коллектив

в) сверстники

г) врачи

77.Любой человек:

а) выполняет те роли, в которых он лично испытывает потребность

б) выполняет лишь одну свойственную ему роль

в) * может исполнять столько ролей, сколько значимых социальных статусов он имеет

г) выполняет те роли, которые определяют для него родители

78.К какому социальному институту относятся социальные роли «жена» и «муж»:

а) политика

б) экономика

в) * семья

г) религия

79.Какой из статусов относится к предписанным:

а) * мужчина

б) преподаватель

в) пассажир

г) директор

80.Функцией какого социального института является забота о детях, их воспитание:

а) * семьи

б) религии

в) политики

г) экономики

81.Автор материалистической теории общества:

а) * К. Маркс

б) Платон;

в) Т. Парсонс

г) Г. Зиммель

82.Укажите молодежную субкультуру:

а) пенсионеры

б) врачи

в) * хиппи

г) политики

83.Принадлежность к каким группам не передается по наследству:

а) * классы

б) касты

в) сословия

г) аристократия

84.С точки зрения какой теории неравенство в обществе необходимо:

а) теория конфликта

б) * теория структурного функционализма

в) утопической теории

г) теории психоанализа

85.Какой фактор с точки зрения социологии в большей степени влияет на социализацию человека:

а) биологический

б) * социальная среда

в) инстинкты

г) культура

86.Автором теории социальной мобильности является:

а) * П. Сорокин

б) К. Маркс

в) Дж. Г. Мид

г) Г. Зиммель

87.Статус, приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находящийся под контролем, называется статусом:

а) главным

б) личным

в) * достигаемым

г) приписываемым

88.Перемещение из православной в католическую религиозную группу относится к мобильности:

а*) вертикальной

б) горизонтальной

в) географической

г) организованной

89.Определите вид вопроса, задавая который, после текста вопроса социолог оставляет место и просит опрашиваемого самого сформулировать свое мнение:

а) косвенный

б) * открытый

в) вспомогательный

г) закрытый

90.Статус, получаемый человеком по рождению, называется:

а) достигаемым

б) * приписываемым (предписанным);

в) личным

г) главным

91.Родоначальником социологии считают:

а) Аристотеля

б) Н. Макиавелли

в) * О. Конта

г) К. Маркса

92.Синонимом доиндустриального общества является:

а) капиталистическое

б) * традиционное

в) простое

г) феодальное

93.Вид санкции, в которой выражается публичное одобрение со стороны официальных организаций, называется:

а) неформальная позитивная

б) * формальная позитивная

в) формальная негативная

г) неформальная негативная

94.Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу, - это:

а) социальное поведение

б) * социальная роль

в) социальный стандарт

г) социальная модель

95.Основным критерием социальной стратификации является:

а) доход

б) неравенство

в) престиж

96.Общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально не ограничены, называется:

а) патриархальным

б) рабовладельческим

в) закрытым

г) * открытым

97.Самым распространенным методом сбора эмпирической информации в социологии является:

а) наблюдение

б) интервью

в) эксперимент

г) * анкетирование

98.Стадией социализации считается:

а) детство

б) юность

в) зрелость

г) * все перечисленное

99.Вид санкции, в которой выражается публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, называется:

а) * неформальная позитивная

б) формальная позитивная

в) формальная негативная

г) неформальная негативная

100.Самой большой социальной группой из перечисленных является:

а) религиозная

б) * половозрастная

в) политическая

г) профессиональная

101.К историческому типу стратификации относят:

а) рабство

б) касты

в) сословия

г) * все перечисленное

102.Универсальным измерителем неравенства выступают:

а) знатность

б) * деньги

в) вещи

г) знания

103.Социально-экономический анализ политического процесса, экономический детерминизм, классовая борьба как важнейший фактор общественного прогресса - это черты научной теории:

а) Ж.-Ж. Руссо

б) * К. Маркса

в) М. Вебера

г) О. Конта

104.Предписания, требования, пожелания и ожидание соответствующего поведения - это:

а) * социальные нормы

б) социальные санкции

в) социальные предписания

г) социальный контроль

105.Малой социальной группой являются:

а) верующие

б) демократы

в) дети

г) * спортивная команда

106.Социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями, называется:

а) каста

б) * сословие

в) класс

г) номенклатура

107.Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется:

а) стратификацией

б) * мобильностью

в) социализацией

г) структурой

108.Критериями марксистской типологии обществ являются:

а) производство и уровни управления

б) уровень управления и имущественная дифференциация

в) * способ производства и форма собственности

г) производство и социальная дифференциация

109.Революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, называют:

а) промышленным переворотом

б) научной революцией

в) * модернизацией

г) технической революцией

110.Средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы, - это:

а) нормы

б) * санкции

в) предписания

г) контроль

111.К малым социальным группам не относятся:

а) школьный класс

б) производственная бригада

в) спортивная команда

г) * спортсмены

112.Объективных единиц измерений в шкалах стратификации не имеет:

а) власть

б) доход

в) образование

г) * престиж

113.Индустриальному обществу присуще деление:

а) * классовое

б) сословное

в) профессиональное

г) ничего из перечисленного

114.Вертикальная мобильность означает:

а) переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

б) * переход из одной страты в другую

в) перемещение из одного места в другое

г) перемещение, управляемое государством

115.Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называют:

а) адаптацией

б) взрослением

в) * социализацией

г) воспитанием

116.Определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с

Наши рекомендации