Основные направления специализации инженерного труда.

Основные направления специализации инженерного труда.

Инженерный труд- это деятельность, направленая на применение научных знаний для создания технических объектов- сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. и управления процессов их изготовления.

Специализация инженерного труда осуществляется по трем основным направлениям:

1.Отраслевая специализация (инженер-металлург, горный инженер, инженер авионной, нефтеной, машиностроительной промышленности и т.д.). тоже относится к внутрепрофессиональному разделению труда, например, профессия техноолога дифференцируется по специальностям- технология машиностроения, технология нефти и газа и т.д.

2.Специализация по содержанию трудовых операций инженеров. Это могут быть операции информационные (поиск, сбор, обработка научной и технической информации и прочее); логико-мыслительные операции (расчеты, анализ, планирование производственных процессов и другое); организационные операции (организация производства, систем координации, контроля и т.п.). посодержанию специализированных функций и в зависимости от того, какие из них занимают преимущественное место в трудовой деятельности работника можно выделить инженеров-исследователей, инженеров- проектировщиков, инженеров-конструкторов и др.

3.Функциональная специализация (инженеры-энергетики, электроинщики, химики и др.). Этот вид специализации связан с тем, что последовательно нарастают общие технические основы производства в различных отрослях промышленности (те же энергетика, электротехника, электроника и др.), общие конструктивные элементы в машинной технике разного назначения. Возникаю «сквозные» инженерные специальности. Особенно этому содействует автоматизация производства, которая порождает целый ряд устройств и механизмов, одинаковых для весьма отличных друг от друга производств. Объединительные тенденции проявляются и в результате наростания общих элементов в технологии промышленного производства. Эти процессы вызывают необходимость объединения специальностей, расширения профиля подготовки инженеров. С другой стороны научно-технический прогресс порождает и обратную тенденцию, способствуя появлению новых отрослей промышленности и техники, нуждающихся в свою очередь в инженерах новой спецальности. Например в КазНТУ подготовка инженеров проводится на 9 факультетах по 45 специальностям.

Социальная мобильность инженерно-технической интеллигенции.

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, либо перемещение из одного социального слоя в другой. Различают вертикальная восходящая и нисходящая (индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т. д. или теряет престижную работу, его фирма банкротится и пр.); горизонтальная - перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя.

Внутрипоколенная социальная мобильность предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой (специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность). Иногда этот процесс сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную. Само понятие квалификация предполагает степень готовности работника выполнять свои трудовые функции в соответствии с полученным образованием и конкретными требованиями рабочего места. Например, профессия инженера-исследователя, инженера-конструктора по квалификации выше инженера-технолога или инженера-эксплуатационника.

Наиболее типичная должностная структура на предприятиях имеет следующий вид: руководителей предприятий, их заместители, главные специалисты: начальники цехов, отделов, заводских лабораторий и их заместители; начальники смен, участков, руководители групп, секторов, ведущие инженеры; старшие инженеры; инженеры; старшие мастера; мастера; старшие техники; техники.

Виды инженерного труда их сущность.

Социология личности

Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Социология личности – это специфическая социологическая теория, исследующая широкий круг вопросов касающихся взаимосвязи индивида с обществом, а так же социальными сообществами и группами. Предмет социология личности исследует социальный процесс формирования и развития личности, ее потребности и социализацию.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Социология конфликта

Конфликт – это столкновение противоположных целей, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытие или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Функции социальных конфликтов и их классификация.

- разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

- коммуникативная связующая.

- способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений.

Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и общество, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики.

Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей противоположными интересами.

Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими. Экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей. Конкуренция – особый тип конфликта, его цель – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Основные методы выборки.

По способу отбора (способу формирования) выборки единиц из генеральной совокупности распространены следующие виды выборочного наблюдения:

простая случайная выборка (собственно-случайная);

типическая (стратифицированная);

серийная (гнездовая);

механическая;

комбинированная;

ступенчатая.

Простая случайная выборка (собственно-случайная) есть отбор единиц из генеральной совокупности путем случайного отбора, но при условии вероятности выбора любой единицы из генеральной совокупности. Отбор проводится методом жеребьевки или по таблице случайных чисел.

Типическая (стратифицированная) выборка предполагает разделение неоднородной генеральной совокупности на типологические или районированные группы по какому-либо существенному признаку, после чего из каждой группы производится случайный отбор единиц.

Для серийной (гнездовой) выборки характерно то, что генеральная совокупность первоначально разбивается на определенные равновеликие или неравновеликие серии (единицы внутри серий связаны по определенному признаку), из которых путем случайного отбора отбираются серии и затем внутри отобранных серий проводится сплошное наблюдение.

Механическая выборка представляет собой отбор единиц через равные промежутки (по алфавиту, через временные промежутки, по пространственному способу и т.д.). При проведении механического отбора генеральная совокупность разбивается на равные по численности группы, из которых затем отбирается по одной единице.

Комбинированная выборка основана на сочетании нескольких способов выборки.

Многоступенчатая выборка есть образование внутри генеральной совокупности вначале крупных групп единиц, из которых образуются группы, меньшие по объему, и так до тех пор, пока не будут отобраны те группы или отдельные единицы, которые необходимо исследовать.

Выборочный отбор может быть повторным и бесповторным. При повторном отборе вероятность выбора любой единицы не ограничена. При бесповторном отборе выбранная единица в исходную совокупность не возвращается.

Для отобранных единиц рассчитываются обобщенные показатели (средние или относительные) и в дальнейшем результаты выборочного исследования распространяются на всю генеральную совокупность.

Основной задачей при выборочном исследовании является определение ошибок выборки. Принято различать среднюю и предельную ошибки выборки. Для иллюстрации можно предложить расчет ошибки выборки на примере простого случайного отбора.

Основные направления специализации инженерного труда.

Инженерный труд- это деятельность, направленая на применение научных знаний для создания технических объектов- сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. и управления процессов их изготовления.

Специализация инженерного труда осуществляется по трем основным направлениям:

1.Отраслевая специализация (инженер-металлург, горный инженер, инженер авионной, нефтеной, машиностроительной промышленности и т.д.). тоже относится к внутрепрофессиональному разделению труда, например, профессия техноолога дифференцируется по специальностям- технология машиностроения, технология нефти и газа и т.д.

2.Специализация по содержанию трудовых операций инженеров. Это могут быть операции информационные (поиск, сбор, обработка научной и технической информации и прочее); логико-мыслительные операции (расчеты, анализ, планирование производственных процессов и другое); организационные операции (организация производства, систем координации, контроля и т.п.). посодержанию специализированных функций и в зависимости от того, какие из них занимают преимущественное место в трудовой деятельности работника можно выделить инженеров-исследователей, инженеров- проектировщиков, инженеров-конструкторов и др.

3.Функциональная специализация (инженеры-энергетики, электроинщики, химики и др.). Этот вид специализации связан с тем, что последовательно нарастают общие технические основы производства в различных отрослях промышленности (те же энергетика, электротехника, электроника и др.), общие конструктивные элементы в машинной технике разного назначения. Возникаю «сквозные» инженерные специальности. Особенно этому содействует автоматизация производства, которая порождает целый ряд устройств и механизмов, одинаковых для весьма отличных друг от друга производств. Объединительные тенденции проявляются и в результате наростания общих элементов в технологии промышленного производства. Эти процессы вызывают необходимость объединения специальностей, расширения профиля подготовки инженеров. С другой стороны научно-технический прогресс порождает и обратную тенденцию, способствуя появлению новых отрослей промышленности и техники, нуждающихся в свою очередь в инженерах новой спецальности. Например в КазНТУ подготовка инженеров проводится на 9 факультетах по 45 специальностям.

Наши рекомендации