Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ДП

О.Тоффлер. «Для того чтобы выжить, чтобы предотвратить то, что мы позвали шоком будущего, индивид должен стать бесконечно более адаптируемым и знающим, чем когда-либо раньше. Он должен искать абсолютно новые способы бросить якорь, ибо все старые корни – религия, нация, общность, семья или профессия - уже шатаются под ураганным натиском силы ускорения»[24].

«Психофизиологические исследования воздействия изменений на различные организмы показали, что адаптация проходит успешно, только когда уровень возбуждения (величина изменения и новизны в окружающей среде) не слишком низок и не слишком высок»[25].

Тоффлер отмечает временность современности. Поэтому человек постоянно адаптируется ко все быстрее изменяющемуся миру: «...ребенок с раннего возраста усваивает, что кукла Барби всего лишь один из материальных предметов, которые в великом множестве появляются и быстро исчезают в этот период его жизни»[26]. Также он говорит, что понятие дом утрачивает своего сакрального смысла, как нечто стабильного. Новая эра- эра кочевников, когда люди постоянно путешествуют, меняют место жительства - работы- отдыха и т.д. «Для миллионов людей, а особенно для «людей будущего», дом там, где они находятся»[27]. Для людей будущего мобильность - новый образ жизни. Он говорит о том, что приспособленность индивида к частой смене места жительства зависит во многом от социализации. Если он воспитан в среднем, высшем классе, если для него переезды с детства — нормальное явление, тогда смена места жительства не окажет пагубного влияния на его психику. Если же он воспитан в рамках одного дома и приучен любить то, что окружает - приспособиться будет намного сложнее.

Тоффлер выделил стадии адаптации мигрантов: ««В области исследования людей, переживших иммиграцию, может быть обозначена, несомненно, стойкая модель. В начальной стадии человека больше всего заботит настоящий момент, когда он пытается получить работу, заработать денег и найти крышу над головой. В это время обычно проявляется нетерпение и возрастающая психомоторная активность». Когда усиливается чувство чужеродности и несовместимости с новым окружением, наступает вторая стадия — «психологическое прибытие». «Его отличительной чертой являются возрастающая тревога и депрессия; глубокая озабоченность часто с соматической рассеянностью и соматическими симптомами; полный отход от общества по сравнению с предшествующей активностью, в некоторой степени враждебность и подозрительность. Чувство несхожести и беспомощности все усиливается, и данный период характеризуется явным дискомфортом и растерянностью. Этот период большего или меньшего смятения может длиться от одного до нескольких месяцев». Потом наступает третья стадия. Человек относительно приспосабливается к новому окружению, привыкает или же, в крайних случаях, «развиваются более сильные нарушения, проявляемые в более тяжелом душевном состоянии, ненормальности психики и разрыве с реальностью». Некоторые люди никогда в полной мере не приспосабливаются». При переезде «происходит одновременное нарушение целой группы сложившихся отношений, что делает перемещение с места на место психологической нагрузкой для многих людей»[28]. На новом месте человеку приходится заново обрастать привычными связями, начиная от поиска «своего» терапевта, заканчивая новыми друзьями. При этом новые отношения также имеют свою специфику в зависимости от планов человека: надолго ли он переехал. На новом месте человеку могут помочь адаптироваться различные организации, люди - старожилы, церковь, благотворительные организации и кружки.

Вводит понятие модульного человека - человека с множеством ролей. Что
позволяет человеку адаптироваться к различным социальным группам, не пропуская
через себя каждого человека, тем самым не «разрывать себе душу».

Типы адаптации для категории молодежи, разработанные Тоффлером, могут стать основанием для постановки исследовательских задач: какие формы адаптации используют русские молодые мигранты в Германии:

1. «Полное отрицание»,то есть отчуждение себя от всего,своего рода блокирование от непрошенной реальности. В отношении молодежи этоможет быть алкоголизм, наркомания, суицид.

2. «Специализация».То есть углубление человека в изучение своей особой области знания, отрицая возможные новаторские преобразования в иных политических, экономических, социальных новшеств. Он трудится во благо профессии, отчуждаясь от остального мира. Такой тип может проявляться и в молодежной среде, когда кто-то с головой уходит в научную деятельность, или же профессию. Эта зацикленность может проявляться в увлечении компьютерными играми и т.д.

3. «Реверсионизм», как одержимость возвращением к ранее успешным шаблонам адаптации. Для молодежи этореализуется в рамках особых субкультурных движений, таких как, например, хиппи.

4. «Позиция сверупростителя». Находящегося в поиске простого уравнения, по которому можно было бы решить большинство жизненных задач.

Также адаптационным фактором выступает наличие в каждом обществе обилия субкультур,способствующих спасению человека от мучительности сверхвыбора.

Стиль жизни.Это способ социальной адаптации, с помощью которого индивид поначалу можетидентифицировать себя с той или иной субкультурой, способной дать ему то недостающее спокойствие и стабильности, ответы на возникшие жизненные вопросы. «Оказаться «между стилями» или «между субкультурами» — значит находиться в жизненном кризисе»[29], это называется поисковым поведением, когда человек судорожно ищет свой стиль. В процессе жизненного пути выбор субкультур меняется, поэтому растет значение выбора своего собственного стиля жизни. Если взять традиционный стиль жизни, то он отличается целостностью и единообразием, более того, он обладает некой стабильностью в силу нежелания человека воспринимать ту информацию, которая противоречит его устоявшейся точки зрения. В современном обществе индивид стоит перед задачей сверхвыбора, за которым следует ответственность за сделанный выбор, - признак зрелой личности.

Пределы адаптации, за которым возникает апатия, полная дезориентация, дезорганизация и нежелание жить. Культурный шок. Шок мигранта в новой культуре. Он становится «страстно желающим, смущённым и часто впадающим в апатию».

По Э. Тоффлеру социальные связи уже не носят обязательный характер присутствия другого человека, они могут осуществляться по средством интернета в реальном времени. Их становление и использование теряет традиционный характер, люди начинают общаться по принципу собственного желания и устанавливают социальные связи для лучей адаптивности к новым условиям. Через социальные связи человек приходит в субкультуру и поддерживает соц.связь с ней, обретает стиль жизни и т.д. Обрастая социальными связями молодой человек находит работу, друзей, поддерживает с ними отношения. Хаотичность имножественность связей заставляет нас становиться модульными людьми, также как и мы воспринимаем лишь модульные слепки с других.

Социальные связи в постиндустриальном обществе - краткосрочны. «Уменьшение средней продолжительности человеческих отношений — вероятное следствие увеличения количества таких отношений»[30].

Тоффлер разделяет отношения:

• Длительные - априорно этородственные

• Средней длительности. Включает 4 класса отношений:

1. Друзья. Их будет большое количество, но с возрастающей мобильностью,возрастает и недолговечность связей с ними ибыстрота «обрастания» новыми.

2. Соседи

3. Коллеги

4. Члены добровольных организаций - церковь, клуб, и т.д.

• Кратковременные. Большинство отношений сервисного типа

. Важно определить тип социальных связей, используемых мигрантами для адаптации на основе типологии О.Тоффлера

Также Тоффлер вводит понятие интегратора - образ пожилой одинокой женщины,

У Р. Парканаименее приспособленные жители города находятся на периферии, этим же принципом руководствуются власти Германии при расселении мигрантов при получении последними жил.площади. По мнению сторонников экологической концепции, особенности размещения, передвижения и повторного размещения на новом месте в городской среде аналогичны природным. Различные городские районы развиваются путем адаптации населяющих их жителей, борющихся за средства существования. Город может быть представлен как совокупность районов, отличающихся друг от друга своими социальными характеристиками. В данном случае важно выяснить , как молодые мигранты адаптируются к социо-культурным особенностям городской среды обитания

Выводы

В рамках детерминистской парадигмы меня заинтересовала концепция Тоффлера. Он рассматривает приспособление категории молодежи в рамках именно обрастания социальными связями благодаря вступлению в субкультуры. Такие субкультуры могут, как отделять мигрантов, если это диаспора, а могут и помочь им влиться, если это какой-то клуб по интересам, где присутствуют представители разных этнических групп, и где может происходить формирование нового стиля жизни молодого мигранта - одной из основ его вступления в новое общество по Тоффлеру. Он вообще отмечает, что современность — эра кочевников, т.е. молодежи свойственна мобильность, поэтому они не очень переживают потерю дома, также ей свойственно временное отношение к вещам и людям. Он водит понятие модульного человека, как человека с множеством масок. Можно сделать вывод, что молодому мигранту не обязательно принимать полностью нормы новой культуры или оставаться традиционалистом, консерватором родного опыта. Скорее он поликультурный, в нем сочетаются разные виды и стили, в нем сочетаются разные модули для каждого случая в жизни. Что касается мигрантов, изучаемых мной - они принадлежат к последней волне миграции, это те люди, для которых на самом деле утрата связей с родиной носит не столь яркий и необратимый характер. У них у всех сохранились связи с домом, с родными городами, они не вынужденные мигранты - а наоборот, это их выбор. Возможно, взрослыми разрыв переживается гораздо тяжелее, но молодые люди — более общительны и адаптивны, поэтом (по нашей гипотезе)у для них культурный шок не столь выраженный. Они скорее находят друзей, вступают в субкультуры, формируют себя в зависимости от рамок, предложенных этими субкультурами. Моей задачей является выяснить, на самом ли деле субкультуры - как одна из форм социальных связей - помогает молодым мигрантам вступить в новые отношения и способствует их «безшоковой» адаптации. Также Тоффлер рассматривал модели построения социальных связей, т.е. родные, друзья и т.д.и рассматривал их в зависимости от их длительности и, следовательно, влияния на человеческую жизнь, Я буду строить модель социального окружения своих респондентов, при этом буду использовать Тоффлера и Бурдье.

Наши рекомендации