И сравнительные методы шкалирования

практическое занятие, 4 часа

Цель занятия: формирование умения строить основные типы шкал, умения применять методы несравнительного и сравнительного шкалирования.

Описание занятия: на занятии студенты выполняют практические задания, которые обсуждаются и оцениваются.

Практические задания, выполняются в аудитории:

1. Построить непрерывную рейтинговую шкалу.

2. Построить шкалу согласия.

3. Построить шкалу семантический дифференциал.

4. Построить шкалу важности.

5. Построить шкалу балльных оценок (5 баллов, 10 баллов, 100 баллов)

6. Построить шкалу для попарного сравнения.

7. Построить шкалу для упорядочения свойств (метод упорядоченного шкалирования, ранжирования).

8. Построить шкалу с постоянной суммой.

Оборудование и материалы:

1) Вопросы из анкет разных исследовательских центров и групп.

2) Вопросы из анкет, разработанных автором курса для различных исследований.

3) Список признаков (характеристик): пол, возраст, удовлетворенность учебой; посещаемость занятий (лекций и семинарских); отношение к учебе и другие. Признаки для построения шкал для измерения предлагаются преподавателем и студентами.

Вопросы теории для повторения дома:

1. Количественные и качественные признаки социальных объектов. Индикаторы и построение системы индикаторов признаков.

2. Типы шкал для измерения признаков социальных объектов.

3. Валидность, устойчивость, правильность шкалы, другие ее свойства.

4. Проблема искренности респондента и ее влияние на измерение.

5. Техника построения шкал, нормативные требования к ним.

6. Экспертная оценка шкалы.

Основная литература к занятиям 6-7:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. - Гл.4.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.1.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

Дополнительная литература к занятиям 6-7:

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). - М., 1998. - Гл.1.2, 1.3.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Курс лекций. - М.,1998.- Разд.1.

Тема 8. Вопрос как инструмент получения эмпирической информации

практическое занятие, 4 часа

Цель занятия: формирование умений правильно формулировать вопрос и ответы к нему.

Описание занятия: на занятии студенты выполняют практические задания, которые обсуждаются и оцениваются.

Практические задания, выполняются в аудитории и дома:

1. Составить вопрос в открытой и закрытой форме.

2. Составить вопрос в табличной форме.

3. Составить вопрос фильтр (в разной форме).

4. Составить вопрос с буфером.

5. Задания на разработку вопросов, учитывающих память респондента.

6. Задания на разработку вопросов, учитывающих стремление респондента к социально одобряемым ответам.

7.Задания на разработку сенситивных вопросов.

8. Оценить качество разработки вопроса (экспертная оценка)

Оборудование и материалы:

1) Вопросы из анкет различных центров, вопросы из анкет, разработанных автором курса для различных исследований.

2) Список признаков (характеристик) для измерения.

Вопросы теории для повторения дома:

1. Понятие социологического вопроса. Познавательная задача вопроса, его структура и функции. Вопрос в количественном и качественном исследовании.

2. Основные типы вопросов.

3. Восприятие вопроса респондентом и методические проблемы его конструирования. Проблема открытых и закрытых вопросов, количества и порядка ответов и другие.

4. Техника построения вопроса. Основные нормативные требования к формулировке вопросов и ответов.

5. Экспертная оценка вопроса.

Основная литература:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 5.3, 5.4, 5.5, Приложения 3,4.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.

Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1-8.

Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.3,4.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

Наши рекомендации