Тема 2. Случайно-вероятностные выборки
практическое занятие, 2 часа
Цель занятия: отработка методов случайно-вероятностного отбора (случайного простого бесповторного и случайного повторного отбора); формирование навыков работы с карточкой Киша.
Описание занятия: занятие проходит в форме выполнения в аудитории заданий на отработку методов случайно-вероятностного отбора.
Практические задания, выполняются в аудитории:
1. Объект исследования – населения г. Уфы, предложите предмет исследования.
Предложите, как можно сформировать случайную выборку.
2. Объект исследования – ученики школы, в которой учились. Предложите предмет исследования. Предложите, как можно сформировать случайную выборку.
3. В исследовании генеральной совокупностью выступают постоянные покупатели торговой сети «Матрица» («Магнит», «Пятерочка» или др.). Предмет исследования: частота покупок в сети. Предложите все возможные типы выборок, в том числе и случайную выборку.
Оборудование и материалы:
1) Датчик случайных чисел.
2) Карточка Киша.
Вопросы теории для повторения дома к темам 2,3,4,5:
1. Понятие выборки. Генеральная и выборочная совокупности.
2. Единицы наблюдения и единицы отбора.
3. Основа выборки. Наиболее распространенные основы, используемые в исследованиях социологических центров.
4. Основные типы выборок: случайные (вероятностные), систематические и неслучайные; одноступенчатые и многоступенчатые, простые и сложные.
5. Квотная выборка
6. Стратифицированная выборка.
7. Основные этапы и процедуры работы с выборкой.
Основная литература:
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 14., Приложение 7.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.
Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.3.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.
Дополнительная литература:
Ноэль-Нойман Э., Петерсон Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. Пер. с нем. – М.: МГУКИ, 2007. – Гл.4.
Тема 3. Систематическая выборка
практическое занятие, 2 часа
Цель занятия: отработка процедуры описания опросного участка, создания основы для систематической или случайно-вероятностной выборки; освоение метода шага как метода отбора в систематической выборке.
Описание занятия: занятие проходит в форме обсуждения выполненного дома задания. Студенты представляют его в форме компьютерных презентаций.
Практическое задание на дом на тему: «Систематическая выборка домохозяйств на основе натурного обхода и описания опросного участка».
1) Провести описание условного опросного участка, внести данные о домохозяйствах в таблицу 1.
2) Рассчитать шаг для отбора домохозяйств, если на опросном участке необходимо отобрать 20 респондентов и в одном домохозяйстве отбирается один респондент. Домохозяйства отобрать с запасом (50% от основной выборки) на случай недостижимости респондентов. Данные обо всех домохозяйствах внести в таблицу 2., где отметить отобранные шагом домохозяйства.
3) Написать инструкцию интервьюеру по работе с выборкой (отбор респондента осуществляется по карточке Киша).
Оборудование и материалы:
Формы таблиц 1, 2.
Тема 4. Квотная выборка
практическое занятие, 2 часа
Цель занятия: отработка процедуры построения и расчетов квотной выборки.
Описание занятия: занятие проходит в форме обсуждения выполненного дома задания. Студенты представляют его в форме компьютерных презентаций.
Практическое задание на дом на тему «Квотная выборка для населения Республики Башкортостан от 18 лет и старше» (вариант: для населения г.Уфы)
1) Подготовить имеющиеся статданные для расчета квотной выборки. Внести статданные в таблицу 1.
2) Рассчитать квотную выборку по характеристикам «пол», «возраст», «место жительства» (городское население, сельское население). Внести расчеты в таблицу 1. Объем выборки 1800 человек (варианты: 800 человек, 1200 человек, 1500 человек).
3) Рассчитать квоты по образованию. Внести в таблицу 2.
4) Рассчитать задания для интервьюеров. Расчеты заданий по полу и возрасту внести в таблицу 3 (отдельно для городского и сельского населения). Расчеты заданий по образованию внести в таблицу 4 (отдельно для городского и сельского населения). Исходить при расчетах, что один интервьюер опрашивает 15-20 человек.
Все расчеты отобразить в выполненной работе.
5) Написать инструкцию интервьюеру по отбору респондента (отбор домохозяйств осуществляется на маршруте шагом, а респондентов - по квоте).
Оборудование и материалы:
1) Статистические данные о распределении городского и сельского населения РБ по полу и возрасту (Сб. «Демографические процессы в Республике Башкортостан» - Уфа, 2011 или более поздние выпуски).
2) Статистические данные об образовании населения РБ (материалы переписи населения 2002 года или 2010 года).
3) Формы таблиц 1, 2, 3, 4.