Русская высшая школа общественных наук
Первым в истории отечественного университетского преподавания социологии стала Русская высшая школа общественных наук, созданная в 1901 г. М. Ковалевским и Е.В. де Роберти при Парижской Всемирной выставке и просуществовавшая всего 5 лет (она закрылась в 1905 г.). Она возникла благодаря усилиям крупнейших ученых и общественных деятелей как России, так и Франции. Директором Школы был министр просвещения Франции Леон Буржуа, администраторами и лекторами — известные ученые, литераторы и общественные деятели19. Возглавлял Школу Совет профессоров, в соответствии с французским законодательством в Совете были и три француза (один из них — Е. Дельбе, душеприказчик Конта и друг Ковалевского). Кроме того, был создан Попечительский комитет, который гарантировал правительству лояльность и академический характер учреждения. Его возглавляли представители европейской культуры и науки: Э. Золя, Ф. Олар, Ш. Сеньобос, Р. Вормс, В. Анри, А. Леви-Брюль, А. Фулье, Г. Тард, Г. де Грееф и другие, многие из которых также преподавали в Школе20.
Руководство Школы, постоянно подчеркивало чисто академический характер обучения. Высшими принципами преподавания были провозглашены научность и свободный обмен идеями. Но не меньшее значение имела и просветительская составляющая деятельности Школы, впрочем, как и любого другого учреждения университетского типа.
19 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.
20 См.: Голосенко И.А., Козловский В В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995.С. 24-28.
Б
Обучение в Школе было фактически бесплатным, все расходы взяли на себя ее устроители, прием — свободный, вне зависимости от вероисповедания, полученного образования, сословной и этнической принадлежности. Общественные знания преподавались на трех факультетах: философском, юридическом и историко-филологическом. Программа обучения строилась с таким расчетом, чтобы помимо обязательных дисциплин студенты в вечернее время могли посещать факультативы, на которые выносились самые значимые и одновременно актуальные социальные проблемы. Для прохождения полного курса обучения будущему социологу отводилось 3 года, после чего ему предстояла защита диссертации по избранной проблематике.
Все слушатели распределялись по двум группам: постоянные учащиеся и посетители отдельных лекций. Первых было около 360, вторых — от 400 до 500 человек. За все время существования Школы ее курсы прослушало более двух тысяч человек. Преподавательский состав насчитывал 50 человек, в это число входили те, кто вел систематические и дополнительные курсы, а также преподаватели языков. Лекции читались в основном на русском языке. Предусматривались следующие формы преподавания: систематическое чтение курсов по общественным наукам; проведение конференций; чтение дополнительных лекций; практические занятия, экскурсии и т.п.; опросы и диспуты. Программой предусматривались практические занятия по философии, общественным наукам, юридическим наукам, сравнительному литературоведению, французскому языку и литературе. Опросы и диспуты в первом учебном году были посвящены положению печати в России, а также деятельности направлений и политико-литературных группировок. Кафедры были наделены большой свободой и самостоятельностью21. Журнал «Вестник знания» стал регулярно печатать расписание лекций Школы, ее устав, статистические отчеты об учащихся и пропагандировать работы ее профессоров.
Хотя базовой дисциплиной являлась социология, в образовательную программу школы входил широкий круг дисциплин: история, археология, география, этнография, статистика, экономика, мораль, политика, художественное творчество различных видов — от литературы и музыки до живописи и пластики. Они давали «конкретные знания, на которых возвышается еще не достроенное здание социологии». Таким образом, социология понималась как собирательная или, используя терминологию П. Сорокина, интегральная наука об обществе. Не только частные науки трудились, подобно пчелам, собирающим нектар с разных цветков, над построением общего здания социологии, но и социология приносила неоценимую пользу конкретным наукам, позволяя по-новому взглянуть, скажем, на взаимосвязь искусства и
21 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 34.
общества, права и общества и т.д. Кстати сказать, и сама социология подавалась тогда несколько иначе, чем сегодня, — не как засушенное сборище узкоспециальных сведений и теорий, нагромождение имен и эмпирических данных, а прежде всего как широкий гуманитарный взгляд на реальность. В основе лежал исторический взгляд на любые социальные процессы.
ЛекцииЛ.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Ю.С. Гамбарова, А.И. Чуп-рова, Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, В.И. Ленина, ВТ. Плеханова, П. Струве, В. Чернова, принадлежавших к самым разным, можно сказать — противоположным, политическим лагерям (кадеты, эсеры, народники, марксисты), пользовались огромной популярностью не только у слушателей Школы, но также у русской молодежи, приехавшей прослушать курс в медицинской школе или на юридическом факультете Сорбонны. Хотя М. Ковалевский старался держать подчеркнутый нейтралитет, присущий академическому учреждению, русские студенты, недовольные самодержавием, вдохнувшие на Западе свежего ветра свободы и почувствовавшие, что такое настоящая жизнь, часто горячились, требовали проведения акций протеста напротив русского посольства в Париже. Ведущие профессора Школы, умело гасившие политический активизм молодежи, подчеркивали, что движение к буржуазным свободам и капиталистическому обновлению родины возможно на пути постепенных реформ, а не политических революций. А такой путь, помимо прочего, предполагает нравственное обновление личности. Поэтому в программу по разделу «Этические идеи нашего времени» включались лекции о теории нравственности Ренувье, Спенсера, Прудона, Маркса, Толстого, Ницше и других мыслителей.
В обширном перечне дисциплин, лекции по которым читались в 1901/02 учебном году, значились «Курс обшей социологии» Е.В. де Роберти, «Социология в России», «Роль личности в истории» Н.И. Кареева и «История социальных классов в России» М.М. Ковалевского. Среди систематических курсов — «Философия и методология естественных и общественных наук», «Всеобщая история и описательная социология», антропология и этнография, история религий, эволюция экономических фактов и доктрин, история политических теорий и учреждений, история права, социальная криминология, эволюция метафизических и моральных идей, история литературы и изящных искусств. Главные систематические курсы были посвящены философским и методологическим основам естественных и общественных наук (Е. де Роберти), истории социологии (Н. Кареев, М. Ковалевский), междисциплинарным отношениям социологии и других наук (Г. Тард). Одновременно читалось большое количество небольших спецкурсов и отдельных лекций по истории хозяйства, семьи, права, искусства, морали и религии с социологической точки зрения (В. Чернов, Н. Кареев, П. Милюков, А. Исаев, М. Туган-Барановский, П. Струве и др.). Практические занятия были посвящены следующим темам: 1. Земство и история самоуправления в России; 2. Экономический и технический прогресс; 3. Рабочий класс и крестьянство. В качестве дополнительных предметов предлагались лекции по более узким темам: самоуправление в России, эволюция романа во Франции, феминизм в Европе, Иван Грозный и др.22
22 См.: Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993; Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995.
«Открытие школы стало крупным событием в жизни России. Его горячо приветствовали пресса, учащие и учащиеся. В первые же дни и недели было получено множество поздравлений от представителей общественности России. Столичная и провинциальная печать прочили первой в истории русской школе общественных знаний успех и блестящее будущее. Со всех концов страны в Париж шли запросы о программе, задачах школы, условиях приема. В Париж прибывали учителя. Всех привлекали условия приема в школу: принимали всех подавших прошение, не требуя никаких документов об образовании, обучение в школе было бесплатным. Велика была популярность школы на родине. О ней рассказывали легенды. Говорили об одном вятском учителе, который пришел в Париж пешком; или о трех учительницах из Владивостока, которым для того, чтобы прибыть в Париж, пришлось совершить кругосветное путешествие. Живой отклик и полное понимание нашло открытие школы в самой Франции. Для поддержки этого начинания здесь был создан специальный комитет, в состав которого вошли многие влиятельные лица, в том числе и такие известные ученые, как Эспинас, Э. Реклю, Т. Рибо, Г. Тард. Благодаря назначению французских руководителей (директоров) Русской школы она получила легальный статус и могла: применяться к условиям Франции, и, что особенно важно, получила официальное признание наравне со всеми другими вольными учебными учреждениями: она была причислена к ведомству Министерства народного просвещения»23.
Создание первого русского социологического учреждения за рубежами России было обусловлено прежде всего политическими причинами: царское правительство запретило преподавание социологии в стране. Негативно оно относилось и к самой Школе, и было за что. Школа возникла как протест против «гнусного политического классицизма гг. Катковых и Леонтьевых». Ее преподаватели прямо заявляли, что собираются готовить новое, вольнолюбивое поколение молодых интеллектуалов, которое придет на смену старой управленческой элите. В ответ Николай II признал деятельность Школы «вредной». Поэтому в конце 1905 г. были предприняты полицейские акции, в результате которых Школа была закрыта, а ее основателям настоятельно рекомендовано вернуться на родину под страхом лишения русского подданства. Противостояние двух сторон — социологов и власти — являлось чрезмерно откровенным. Однако, выгнав ученых за границу, царское правительство не затушило, а разожгло костер: голос социологической России из Франции звучал гораздо громче.
Профессура Школы, быть может, была бы рада основать свое учреждение в России, где и аудитория у нее была шире, и пользу своей отчизне принесли бы гораздо большую. Однако препятствием служили не только политические факторы, но и материальные — материальное обеспечение было слабо. Система частных пожертвований в России еще не была развита, и Школа существовала главным образом на добровольные взносы слушателей и самих лекторов. От правительства ждать помощи и вовсе не приходилось, будь его воля, оно прикрыло бы «сей источник социалистических идей». Русскую школу в Париже, говорил М. Ковалевский, называют «университетом в изгнании». Под этому поводу Л. Мечников сказал: «Чтобы воспользоваться правом говорить, мне нужно было оставить родину». Поэтому мно-
-■' Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М, 1993. С. 31.
гие русские социологи преподавали в западноевропейских университетах, учились там же, печатались и приобретали ученые степени. Одни уезжали добровольно, других к эмиграции вынуждали. Ссылки, вынужденная эмиграция, тюрьма, увольнения, грозные предупреждения и т.п. — вот вехи биографии А. Щапова, Л. Оболенского, Я. Новикова, П. Лаврова, М. Ковалевского, Л. Петражицкого, Л. Мечникова, С. Южакова, Н. Стронина, Е. де Ро-
берти, Б. Кистяковского, П. Сорокина. Большинство из них были людьми далеко не радикальных настроений24.
Сравнивая положение социологического образования в России и в США, помимо всего прочего, следует обратить внимание и на такую особенность. В одно и то же время происходили прямо противоположные процессы: из Рос сии социологов выгоняли, не предоставляя им ни субсидий, ни помещений, ни званий, а в США зазывали ведущих социологов со всех концов света, выделяя для развития социологии финансирование, гранты, помещения, студентов.
Однако беда для русской социологии, возможно, обернулась благом. Расположенная в центре Европы Русская школа могла приглашать в качестве преподавателей лучших профессоров мира. Кроме того, социологию, как считал М.М. Ковалевский, лучше всего изучать там, где она возникла, а именно во Франции. Студенты не только получали знания из первых рук, а значит, брали все самое качественное, но одновременно и приобщались к европейской культуре, к французским городам и университетам, памятникам и библиотекам. Многие русские обучались в Германии, где большое внимание уделялось не только русской истории и политическому строю России, но можно было получить фундаментальные знания и по социальным наукам. Но Германия по отношению к Франции находилась в совершенно ином концептуальном измерении. Здесь преобладало неокантианство.
Выбор М. Ковалевским именно Франции в качестве места расположения первого заграничного университета по социологии остается большой загадкой. Его аргументы в пользу того, что русскую интеллигенцию надо знакомить с самыми передовыми ноу-хау или чю Запад лучше знакомить с русской социальной мыслью именно через Францию, не звучат особенно убедительными. Германия обладала не менее сильной социологической традицией, здесь проводились весьма перспективные эмпирические исследования, а в области социологической теории немцам вообще не было равных. По всей видимости, причину надо искать в личных пристрастиях и симпатиях М. Ковалевского, которому позитивизм, родиной которого, как известно, являлась Франция, были понятнее и ближе, чем понимающая социология М. Вебера, концепции Г. Зиммеля и Ф. Тенниса.
Тем не менее общение русских профессоров и студентов с совершенно разными социологическими традициями — французским позитивизмом и немецким неокантианством — имело несомненную выгоду: оно формировало у них многостронний взгляд на вещи, умение переключаться с одной перс-
24 См.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995. С. 24—28.
пективы на другую, соединять разные подходы и формировать в себе то, что сегодня называют плюрализмом мышления. И это происходило вопреки тому, что в самой Школе господствовал дух позитивизма, сторонником и пропагандистом которого выступал М. Ковалевский. Наряду с этим географическое расположение Школы позволяло европейской общественности быстрее и полнее знакомиться с достижениями русской социологии.
Ее деятельность, несмотря на кратковременность существования, во многом определила последующие шаги нашей науки в развитии системы преподавания социологии. В Школе преподавали многие ведущие российские и западные социологи. Она по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета. По оценкам специалистов, Школа имела для своего времени самую прогрессивную программу преподавания новой науки, аналога которой не было в мировой науке. Ее историческое значение для дальнейшего развития российской социологии трудно переоценить. Парижская школа социальных наук, как ее еще иногда называли, способствовала пробуждению интереса к социологической науке в разных кругах русского общества, в том числе и среди рабочих, составивших почти пятую часть первого набора слушателей. Среди ее выпускников многие в будущем стали известными деятелями науки и политики, в том числе директор одного из лучших в мире институтов НОТ(знаменитого ЦИТа), основатель отечественной «социальной инженерии», а позже политкаторжанин (погиб в годы сталинских репрессий), А.К. Гастев. Парижская школа не только привлекла пристальное внимание к русской науке общественность европейских стран, но и привела позднее к возникновению множества социологических организаций в России23. Так, открытый в 1908 г. частный Психоневрологический институт, х слову сказать, все теми же М. Ковалевским и Е. де Роберти, также имел позитивистскую ориентацию. В Институт студенты принимались, как и в Парижскую школу, вне зависимости от национальной и сословной принадлежности, бедным студентам даже обеспечивали бесплатные завтраки. Его также отличали демократический характер обучения и академическая атмосфера для профессуры. В научном отношении и руководители нового института, и его профессора продолжали реализацию социологической программы Парижской школы, которая осталась образцом организации преподавания социологии, как считают И.А. Голосенко и В.В. Козловский.
Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова26
Днем рождения социологического факультета МГУ можно считать 6 июня 1989 г. После длительного перерыва он стал первым социологическим факультетом в СССР. Деканом стал и до сих пор им является его организатор и заведующий отделением социологии профессор В.И. Добреньков.
Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны еще в 1960-е гг. На философском факультете была создана межкафедральная социологическая лаборатория, затем открыта кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лекции но социо-
25 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М, 1995. С. 28. :б Веб-сайт социологического факультета МГУ: hltp://www.socio.msu.ru/facultet-main.html
логии читали профессора и доценты Г.М. Андреева (зав. кафедрой), А.П. Куп-риян, Л.А. Петровская, В.И. Добреньков, Д.Ф. Козлов, Б.В. Князев, В.Г. Гре-чихин и др. Ученые кафедры подготовили и издали одно из первых в стране учебных пособий по социологии, организовали чтение лекций по социологии на философском, юридическом факультетах и факультете журналистики. В дальнейшем на базе кафедры и социологической лаборатории было создано отделение прикладной социологии на философском факультете.
Институциализация социологического факультета МГУ включает в себя четыре этапа: социологическая лаборатория — социологическая кафедра — социологическое отделение — социологический факультет. На это потребовалось почти 30 лет. Первые шаги в становлении социологии в Московском университете были сделаны в 1960 г.: на философском факультете была открыта социологическая лаборатория. Руководили ею в разные годы В.И. Разин, Р.И. Косолапое, А.И. Демидова, Ю.В. Арутюнян, В.Я. Нечаев. Научные сотрудники лаборатории обучали сотни студентов и аспирантов методике и технике конкретных социологических исследований. Сотрудники лаборатории (А.Ш. Атабеков, А.И. Долгоруков, Л.Г. Квиткина, В.Г. Кондратьев, СИ. Нестерова и др.) ежегодно организовывали социологическую практику студентов, участвовали в руководстве курсовыми и дипломными работами, в подготовке аспирантами кандидатских диссертаций, читали спецкурсы и проводили спецсеминары для студентов. Под их руководством были подготовлены и защищены десятки кандидатских диссертаций, сотни дипломных и курсовых работ.
В 1967 г. на философском факультете И.М. Слепенков помимо лаборатории создал социологическую группу по исследованию проблем сельской молодежи. Группа провела 16 социологических студенческих экспедиций (Московская, Калужская, Калининская, Тульская области, Краснодарский и Ставропольский края) и осуществила всесоюзные исследования сельской молодежи, на базе которых были опубликованы две монографии, несколько брошюр, десятки статей.
Важной вехой в становлении и развитии социологии в МГУ стало открытие в 1968 г. кафедры методики конкретных социальных исследований. Первой ее заведующей была профессор Г.М. Андреева. Основным направлением деятельности кафедры являлась специализация студентов по социологии. Лекции на разных этапах ее развития читали профессора и доценты: Г.М. Андреева, В.И. Добреньков, В.Г. Гречихин, Л.А. Петровская, Д.Ф. Козлов, А.П. Куприян. Преподаватели читали лекции по социологии не только философам, но и юристам, журналистам. Для них были разработаны специальные программы, учитывающие специфику факультетов. Сотрудники кафедры подготовили и издали одно из первых в стране учебных пособий по социологии. В нем было представлено современное для того времени состояние социологической науки.
На кафедре выступали с лекциями ведущие ученые Москвы и других городов России. Перспективы дальнейшего развития социологии выдвигали
задачу создания на базе кафедры отделения социологии и социологической лаборатории, и вскоре отделение социологии на философском факультете было открыто. Заведующим отделением был назначен профессор Б.В. Князев. Организация в 1989 г. социологического факультета МГУ создала благоприятные условия для развития социологии, повышения качественного уровня фундаментальной подготовки специалистов-социологов высокого уровня. Первым деканом факультета был избран его организатор профессор В.И. Добреньков. В 2001 г. Ученый Совет факультета единогласно переизбрал его на третий срок.
Первые шаги в становлении факультета были трудными. В 1989 г., когда факультет только начинал свою деятельность, студентов насчитывалось несколько десятков, а кафедр специализации было всего две. Практического опыта организации социологического образования в стране тогда не было. Преодолевая материальные, организационные, научно-методические и админист ративные трудности, социологический факультет МГУ за короткий срок превратился в ведущий центр подготовки социологических кадров в России.
Факультет имеет многоуровневую систему подготовки специалистов по социологии, которая кроме начального образования включает магистратуру, аспирантуру, докторантуру. Обучение студентов проводится по двум специальностям: «социология» и «менеджмент в социальной сфере».
Учебный план факультета предусматривает широкую общеобразовательную подготовку будущих специалистов. В течение первых двух лет обучения студенты осваивают базовые для всех вузов страны дисциплины (философию, правоведение, политологию, историю Отечества, культурологию, экономическую теорию, логику, русский язык и культуру речи, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский), высшую математику, теорию вероятностей, математическую статистику, физкультуру), а также изучают общепрофессиональные дисциплины, обязательные для каждого социолога (общую социологию, историю социологии, методику конкретных социологических исследований, социальную антропологию, этносоциологию, демографию, социальную психологию, социолингвистику, теорию измерений в социологии, анализ данных в социологии и др.). Студенты, изучающие менеджмент организации, в качестве общепрофессиональных дисциплин изучают теорию организаций, основы менеджмента, социально-экономическую географию России и СНГ, маркетинг, бухгалтерский учет, финансы и кредит, налогообложение.
На старших курсах (3—5) осуществляется подготовка на 11 кафедрах факультета по одному из направлений специализации: общая социология (история и теория социологии, современные теории общества, этносоциология, социальная психология, социология религии, социология права, социология семьи и здоровья), прикладная социология (методы социологических исследований), аналитическая социология (математические методы изучения социальной жизни и элементы программирования), политическая социология
(государственное и муниципальное управление, социология политики и избирательные технологии, международные отношения), экономическая социология (социально-сбалансированное рыночное хозяйство, отношения «регион—центр», управление персоналом, конфликтология), креативная социология (социология искусства, культуры и образования, рекламоведение, «паблик-рилейшнз», информационная политика, менеджмент моды). Обучающиеся на отделении менеджмента организаций проходят специализацию по кафедре социологии организаций в областях делового администрирования, антикризисного управления, стратегического и инновационного менеджмента, государственного управления социальной сферой, государственного управления финансами.
Студенты могут получить и дополнительную подготовку по квалификациям «Преподаватель высшей школы» и «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Студентам предоставляется возможность дополнительного изучения иностранных языков, изучения математических методов моделирования социальных процессов и программирования.
Сегодня на факультете действуют 12 кафедр, 4 научно-исследовательские и 2 учебные лаборатории, 3 специализированных ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В диссертационных советах факультета защитились 215 человек: из них 175 кандидатских и 40 докторских диссертаций. Докторами наук стали 12 сотрудников. Созданы и работают Научное студенческое общество, Аспирантский совет, Совет молодых ученых.
Факультет осуществил издание 28 выпусков научного журнала «Вестник МГУ. Социология и политология». Только за последние пять лет учеными социологического факультета были опубликованы 1015 научных работ, в том числе 56 монографий, 77 учебников, учебных пособий, хрестоматий и другой учебно-методической литературы, сотни статей в отечественных и зарубежных научных журналах и сборниках.
Сегодня на факультете обучаются: 1241 студент дневного и вечернего отделений; 50 магистрантов; 262 аспиранта, стажера и соискателя из числа российских граждан, а также 232 аспиранта, магистранта, стажера и бака-
Рис. 43. Сегодня на факультете учатся 784
лавра из числа граждан иностранных государств, в том числе из Японии, Республики Корея, Китая, Тайваня, Канады, США и других стран мира.
Факультет сотрудничает с социологическим факультетом Университета Суни штата Нью-Йорк (США) и Шанхайским университетом (Китай).
В настоящее время на кафедрах и в лабораториях социологического факультета работают 187 штатных сотрудников, среди которых 24 доктора наук, 17 профессоров, 77 кандидатов наук, 30 доцентов, 3 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН. Средний возраст профессорско-преподавательского состава — 49 лет. Всего коллектив факультета насчитывает около 2000 человек.
К чтению лекций, проведению практических занятий и участию в эмпирических исследованиях приглашаются преподаватели других факультетов МГУ, ученые из институтов Российской Академии наук, вузов Москвы и различных городов России.
На факультете преподаются следующие дисциплины: философия, общая социология, история и теория социологии, методология, методика и техника социологических исследований, политология, социальная психология, экономическая социология, современные концепции экономики, социология международных отношений, социология бизнеса, менеджмент, социальная работа, социология организаций, массовых коммуникаций, культуры, права, семьи, высшая математика с основами теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики, информатика, программирование и обработка социологической информации на ЭВМ, иностранные языки и другие предметы.
В рамках специализации студентам предлагается большой набор дисциплин, специальных курсов и семинаров: теория и практика современного ме-
Рис. 44. Количество студентов на дневном отделении 785
неджмента, государственное администрирование, современные проблемы экологии, мировая экономика и мировая политика, политическая психология, психология массового поведения, информатизация социально-экономических процессов в условиях рыночной экономики и др.
Выпускники факультета работают: в учебных заведениях страны, в подразделениях социологических служб министерств, ведомств, предприятий и объединений, в прессе и на телевидении, в государственных учреждениях, в центрах по планированию и организации избирательных и политических кампаний, в семейных консультациях и т.д. Срок обучения на дневном отделении — 5 лет, на вечернем — 6 лет. Студенты, проявившие способности к научной работе, рекомендуются в аспирантуру социологического факультета.
Выпускники других вузов, прошедшие обучение по программе подготовки бакалавров, могут поступить в магистратуру социологического факультета по пяти программам: современные социологические теории, социология управления (со специализацией «менеджмент и теория моды»), социология труда и предпринимательства, социология политики и международных отношений, социологические методы и технологии в изучении социальных проблем общества. Срок обучения в магистратуре — 2 года.
Факультет фактически стал ведущим Российским центром по подготовке социологических кадров и развитию социологической науки. Сегодня социологический факультет по праву возглавляет учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию, успешно выполняя функцию координатора всего комплекса работ по подготовке социологов в вузах нашей страны. Принятые в высшем социологи ческом образовании государственные стандарты по общим и специальным курсам социологии в значительной степени являются заслугой коллектива факультета. Ведущие ученые факультета по поручению Госкомитета по высшему образованию подготовили программу курса «Социология» для вузов всей страны. Издательство «Высшая школа» выпустила ее тиражом 100 тыс. экземпляров. Факультет возглавляет его, успешно руководит Учебно-методическкм объединением по социологии, координирует деятельность социологических факультетов и отделений 64 университетов и других вузов России. К настоящему времени создано 48 учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана и их публикация в электронном варианте.
Высокий авторитет социологического факультета как первого образовательного учреждения, начавшего осуществлять профессиональную подготовку социологов в высшей школе России, был достигнут благодаря не только высокому профессионализму его профессоров, преподавателей и сотрудников, но также его инициативной роли в создании, а позже укреплении мощной системы университетской социологии в России. Очень не просто было пробивать в недрах Московского университета еще один факультет в те времена, когда монопольные позиции занимала философия и подготовка социологов велась на философском факультете.
На факультете разработана, создана и совершенствуется единая система дистанционного социологического образования в высшей школе России с
использованием средств телекоммуникаций и глобальных компьютерных сетей. Завершено создание компьютерной сети на 50 электронных адресов и оснащение всех кафедр и научных лабораторий компьютерами. Создана электронная библиотека.
За прошедшие со дня основания 11 лет факультет успел подготовить 1437 российских и 150 иностранных дипломированных специалистов, из которых 250 человек получили дипломы с отличием. В 2001 г. на 1 -й курс поступили 228 абитуриентов, аспирантами факультета стали 75 человек.
В их обучение и воспитание вложили свой труд и талант профессора: В.И. Добреньков, А.И. Антонов, Ю.П. Аверин, В.И. Гараджа, Ф.Б. Городис-ский, В.П. Коломиец, А.И. Кравченко, Е.И. Кукушкина, Ф.И. Минюшев, А.С. Панкратов, Н.Е. Покровский, Н.С. Федоркин, Д.М. Фельдман, Е.Б. Шестопал, Р.С. Цаголова; доценты: М.К. Башаратьян, Г.Н. Бутырин, В.К. Ковальчук, Л.Г. Костюченко, Э.П. Кирюхов, А.И. Демидова, Г.А. Дро-бот, И.Г. Петров, И.В. Пастухова, В.Д. Чеснокова, В.Я. Нечаев, Т.Н. Сам-сонова, А.И. Ларионов, В.М. Медков, А.Ш. Викторов; научные сотрудники: В.И. Галочкин, Н.И. Вьюнов, Н.Н. Ефимов, A.M. Долгоруков, А.Г. Колокольцев, В.А. Ознобкин, З.В. Горбунова, Г.Б. Бороздина, А.В. Клубов, Л.В. Лесная, B.C. Романов и многие другие. На факультете трудятся академики РАН В.М. Матросов, Г.В. Осипов, А.А. Самарский, члены-корреспонденты РАН Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко.
За период с 1996 по 2001 г. ученые факультета сделали более 600 научных докладов и сообщений на университетских, российских и международных конференциях, конгрессах, симпозиумах. Силами факультета, а также с его активным участием, ежегодно проводятся от 10 до 15 конференций, семинаров и «круглых столов». За тот же период ученые нашего факультета побеждали 20 раз в конкурсах на получение грантов. Ежегодно проводятся студенческие и аспирантские научные конференции, среди них главная — «Ломоносовские чтения». Лучшие сообщения публикуются в сборниках научных работ.
Осуществленная в 2000—2002 гг. капитальная реставрация здания социологического факультета позволила создать современную материально-техническую базу дня обучения студентов и проведения научно-изыскательной деятельности: просторные учебные аудитории и кафедральные кабинеты, библиотека (на бумажных и электронных носителях), компьютерные классы и многое другое создают современную телекоммуникационную основу не только для обучения, но также исследований, научного общения (научные семинары, общероссийские конференции, международные социологические конгрессы, симпозиумы, «круглые столы», мастер-классы) сотрудников факультета и социологов всей страны.
На протяжении последних лет наблюдается стабильный интерес молодежи к социологическому факультету. Постоянным остается конкурс в 3,5 человека на место, что свидетельствует не только о популярности самой социологической науки, но и являет собой результат большой и целенаправленной работы коллектива по созданию современной, динамичной модели образования, которая и обеспечивает факультету привлекательность.
Факультет социологии СПбГУ27
Факультет социологии СПбГУ был создан в 1989 г. на базе действовавшего с 1984 г. отделения прикладной социологии Ленинградского университета. До него существовали две кафедры на экономическом факультете: кафедра прикладной социологии и кафедра социального управления. То обстоятельство, что социология зарождалась в недрах экономического факультета, а не философского, как в МГУ, наложило определенный отпечаток на первоначальную тематику и структуру факультета, на характер преподавания и исследований. Среди самых очевидных последствий экономического происхождения ленинградской, а теперь санкт-петербургской, университетской социологии надо считать хорошие традиции, благоприятные условия и научный задел для становления экономической социологии. Идея создания кафедры принадлежит профессору В.Я. Ельмееву. Она возникла довольно давно — еще в те времена, когда отделение социологии появилось на экономическом факультете. Основная концепция — создать кафедру, способную преподавать и проводить научно-исследовательскую работу в области, интегрирующей экономику и социологию. В настоящее время на кафедре подготовлены и читаются основные курсы: «Экономическая социология» (Ве-селов Ю.В.), «Социология труда» (Карапетян Р.В.); «Теория социально-экономического развития» (Петров А.В.), специальные курсы — «Социология собственности» (Ельмеев В.Я.); «Социология предпринимательства» (Капу-сткина Е.В.); «Индустриальная социология» (Карапетян Р.В.); «История русской экономической социологии» (Синютин М.В.). На пятилетнее обучение в области экономической социологии с 1997 г. ежегодно принимают 15 студентов.
Однако со временем «экономический уклон» был преодолен. В моду вошла культурная и социальная антропология, благодаря которой факультет развернулся лицом к гуманитарному образованию.
Сейчас на факультете 9 кафедр: культурной антропологии и этнической социологии, общей социологии, прикладной и отраслевой социологии, социального анализа и математических методов в социологии, социального управления и планирования, социологии политических и социальных процессов, теории и практики соц<