Стилистика и методическое обеспечение учебника

Любые дидактические приемы — популярный стиль изложения и все­возможные ораторские техники, педагогические наставления, иллюстра­тивный материал и конкретные примеры — должны играть вспомогатель­ную роль и быть подчинены главной задаче — систематическому изложе­нию базовых основ научного знания. В стилистике учебника не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. В нем

7Б7

не должно быть приемов псевдодоверительного разговора с читателем, при котором дополнительный материал (наполнитель, «вода») поглощает, ме­шает восприятию, отодвигает на второй план содержание. В учебнике не­обходимо избегать другой крайности — научного канцелярита, т.е. засуше-ных академических фраз, абстрактных проблем, схоластических рассужде­ний. Язык повествования в учебнике должен отвечать нормам русского литературного языка.

Каждое из вводимых понятий должно быть расшифровано и иллюст­рировано конкретными примерами. После определения понятия и при­меров должно следовать рассмотрение связанных с ними проблем, с ко­торыми сегодня сталкивается российское общество. В каждом тематичес­ком разделе учебника должны быть выделения ключевых понятий и теорий, которые включаются в терминологический словарь в конце учеб­ника. Должны прилагаться списки источников и рекомендуемой литера­туры. К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснитель­но-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценност­но-эмоциональные. При этом от автора не требуется весь набор методи­ческих приемов. Часть заданий должна ориентироваться на работу с научным аппаратом, часть — на анализ и осмысление жизненных ситуа­ций. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или ана­лиз данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимся прини­мают участие родители и родственники, например, обсуждение семейного бюджета.

Система научного знания представляет собой неотъемлемый компонент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, как писал в свое время ведущий американский социолог Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество не вырабатывает ме­ханизмы овладения научными знаниями каждый раз заново, не начинает поиск истины с нуля. Преемственность знаний, как и преемственность по­колений, составляет основу культурного генофонда нации. Функция высшего и среднего образования заключается именно в сохранении и передаче культурного наследия.

Не следует ли отсюда, что учебный курс только консервирует знания, причем такие, которые доступны непосвященным? Действительно, аудитория преподавателя — сообщество непрофессионалов, которые далеко не все понимают из того, что создают профессионалы. Преподаватель заве­домо идет на профанацию академических знаний, на их упрощение и схема­тизацию. Но где границы подобной профанации?

От любого преподавателя в США требуют изложения основ «чистой», т.е. фундаментальной, науки, конечно же, с массой конкретных примеров (мож­но из собственных исследований). Так закладываются культура мышления студента, основы социологического видения мира. А вот уже в дополнение к базовому курсу (но именно в дополнение) тот же преподаватель читает спецкурс. Чему он посвящен? Разумеется, результатам его исследовательской деятельности. Ведь в США социолог — одновременно преподаватель и ис­следователь, а университет — кафедра и лаборатория.

Требования к учебному курсу и учебнику

Учебный курс и учебник, в отличие от научной монографии, статьи, популярной книги или публистического эссе, характеризуются рядом черт, которые можно считать обязательными требованиями. Рассмотрим их.

1. Учебник и учебный курс должны отражать общепринятое, устоявшее­ся научное знание.

2. Стиль, способ и логика подачи материала в учебнике или учебном кур­се должны быть иными, нежели в научной монографии или научной лекции. Учебнику должны быть присущи строгость определений, систематичность и последовательность изложения материала, где они соседствуют с доступ­ной непосвященному человеку простотой, наглядностью и понятностью.

Способ изложения материала предполагает, что связь понятий, их определение, последовательность тем в учебнике или учебном курсе долж­ны быть иными, нежели в монографии. Для монографии действуют правила «логики открытия», для учебника и брошюры — правила «логики обоснова­ния». Ученый совершает научные открытия совершенно иначе, нежели рассказывает о них. Демонстрация открытия опирается совсем на другие законы, законы иного жанра.

Правда, и в учебном курсе должны сохраниться такие качества, как вы­водимость понятий, их логическая последовательность и систематичность, четкая дефинированность понятий. В монографии многие или большинство терминов не определяются. Автор подразумевает, что они и так известны специалисту. В учебнике (но не в брошюре) все вновь водимые понятия дол­жны определяться и сопровождаться конкретными примерами.

3. Учебный курс должен подчиняться не только законам науки, но и за­конам культуры. Учащиеся — представители вполне конкретной культуры,выразители традиций своего народа.

Для русских свойственно больше углубляться в философские тонкости предмета, докапываться до корней, решать «последние вопросы мироздания». А для прагматичных американцев необходимо только то, что пригодится им вжизни, что сработает на практике, что они смогут легко запомнить и затем применить в бизнесе. Стало быть, и учебные курсы для разных аудиторий должны быть разными.

Но разными не только по стилю, манере изложения, философской глуби­не. Не меньшее значение имеет тематика. Скажем, расовые отношения и фе­минизм — неотъемлемые черты американской культуры. Это то, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. А вот «дедовщина» или культура труда более актуальны для нас. Естественно, что в содержании учебных курсов дол­жна найти отражение прежде всего своя собственная культурная специфика.

4. Учебник и учебный курс в отличие от научной монографии должны бытьуниверсальными. Если вы найдете монографию, где излагаются все или боль­шинство понятий социологии, знайте, что это вовсе не монография, а учеб­ник.

Учебник универсален в двух отношениях — по широте охвата научной тематики (в этом смысле учебник — микроэнциклопедия) и по способности соединять различные миры: научный и бытовой.

G9

Вопросы для повторения

Вопросы для повторения выполняют роль познавательных раздражителей. Это как кнопки в стуле — сел, вскрикнул, обратил внимание, произвел дей­ствие. Вот так и вопросы. Пока читаешь текст, на многое не обращаешь вни­мания. Вопросы располагаются в конце книги, они должны быть элементар­ными, например, «что такое социология марксизма?» В отличие от заданий, интеллектуальных головоломок, вопросы, а их можно назвать «бродилками», обращены не к интеллекту, а к нашей памяти: надо либо вспомнить, либо вернуться к тексту, найти нужное место, где помещена вопрошаемая инфор­мация, и ответить. Таким способом учебный материал лучше усваивается и систематизируется.

Типология учебников

Различные виды учебников социологии, выходящие за рубежом, можно классифицировать по следующим основным типам или ступеням:

1) для старших классов общеобразовательных школ (самый простой и доступный учебник);

2) для лицеев, гимназий, колледжей и университетов несоциологическо­го профиля (инженерных, искусствоведческих и т.п.). Это более сложный по материалу учебник;

3) для бакалавров социологических факультетов университетов и коллед­жей (это профессиональное, написанное соответствующим языком введение в дисциплину);

4) для магистров и аспирантов специализированные по областям учебни­ки, например, по методологии, социологии семьи, социологии труда, ста­тистике и т.д. (самый сложный тип).

Типы учебников по степени сложности

Первая ступень

Введение в социологию — учебники для 10—11 -го классов общеобразова­тельной школы. Простейший вид, масса иллюстраций, задач, конкретных примеров. Самые общие сведения о социологии.

Вторая ступень

Основы социологии — учебник для колледжей, техникумов и институтов, не готовящих профессиональных социологов. Он сложнее, чем школьный. В нем также много иллюстраций, но тексты пространнее и сложнее.

Третья ступень

Социология — учебник для вузов, готовящих профессиональных социо­логов. Общий курс социологии включает подробные тексты, достаточно сложные, с графиками, таблицами, моделями. Пример — учебник М. Смел-зера.

Четвертая ступень

Социология семьи — курс методологии, социологии семьи, посвященный девиантному поведению, — и другие учебники для аспирантов. Общих курсов уже нет. Есть отраслевые продвинутые. Излагаются все социологические теории, наработанные в данной отрасли знания.

Для науки будущего нужны самые разные учебники. Одни должны из­лагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя со-

временные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами социологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально

социологией впредь заниматься не бу­дет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать бу­дущих профессионалов, т.е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах — промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимос­ти, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сооб­щают начальные сведения о науке. Вто­рые идут дальше и формируют логику мышления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитан­ным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провес­ти самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят студента в творческую лабораторию Стилистика и методическое обеспечение учебника - student2.ru ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитичес­кого мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продви­нутого типа дает теоретико-методологические основы знания.

Наши рекомендации