Социологические журналы и публикации
Любая наука представляет собой сложный комплекс когнитивных и социальных показателей. В организации науки, а тем более в ее социальной составляющей — процессе институциализации науки — важное место занимают публикации. Крестьянин выращивает хлеб, продает его на рынке и благодаря вырученным за него деньгам узнает истинную цену произведенной продукции. Конечной продукцией отчитываются рабочие, врачи, писатели, юристы и т.д. У каждой профессии своеобразная форма конечного продукта деятельности (товар или услуга), способ и технологии его получения, системы вознаграждения за труд и общественного признания результатов труда.
ИНСТИТУТ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Публикация выступает наиважнейшим способом оповещения общественности о проделанной ученым работе, получения общественной оценки своего труда, его признания и, отчасти, материального вознаграждения (гонорар за книгу или статью).
Научная публикация относится не только к когнитивной структуре науки, имеющей дело с иерархией знания, методами и предметом науки, школами, парадигмами и т.п., но и к социальной. Социальная структура науки включает систему коммуникаций ученых, формальные и неформальные отношения между ними, механизмы формирования научных сообществ, престиж профессии, способы общественного признания и вознаграждения труда и др.
Известный специалист в области методологии науки американец Д. Дж. С. Прайс1 называет институт научных публикаций важным уровнем дисциплинарной структуры науки и относит его к числу социальных институтов. Он подразделяет его на ряд подуровней, или эшелонов. Первый эшелон — журнальные статьи, второй — учебники, монографии, хрестоматии, справочники, энциклопедии. Они дополняются третьим эшелоном — научны-
1 Прайс Д. Дж. С. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966.
ми обзорами и рефератами. Нетрудно видеть, что в основе такой типологии лежит ранговая шкала научной ценности издания от очень высокой до самой низкой. Наиболее ценится в фундаментальной науке журнальная статья, предполагающая, что в ней автор делает какое-либо важное открытие, претендует на самостоятельный подход, новое направление, предлагает несуществовав-ший до той поры теоретический подход или раскрывает читателю уникальные эмпирические факты. Иными словами, журнальная статья выступает средством, механизмом или каналом приращения научных знаний.
В отличие от нее учебники и энциклопедии освещают добытые на переднем крае науки знания, собирают по крохам все, что сделано разными учеными, систематизируют многочисленные факты и теории, излагают их в том виде, который удобен с педагогической точки зрения. Непонятно только, почему во второй эшелон у Прайса попадает монография как уникальный жанр освещения фундаментальных знаний, добытых в течение долгих лет ученым или научным коллективом. Скорее всего, монографию следует рассматривать как расширенный или развернутый вариант журнальной статьи. Если статья тезисно пересказывает суть научного открытия, то монография позволяет автору осветить историю, теорию и методологию вопроса, дать обзор работам предшественников, подробно и в деталях описать собственное открытие (либо серию открытий), поместить в приложении полное описание инструментов, табличные данные, дополнительную информацию. Возможно, Прайс учитывал временные сроки, размещая монографию во втором эшелоне, поскольку журнальная статья выходит быстрее и дает читателю свежие данные, в то время как на подготовку и публикацию монографии уходят целые годы.
Наконец, в третьем эшелоне совершенно справедливо располагаются научные обзоры и рефераты. Их можно даже причислить к ученическому жанру. В любом гуманитарном вузе написанию реферата обучают студентов уже на первом-втором курсах. Для подготовки диплома на пятом курсе студент должен в совершенстве овладеть навыками научного обозрения. Между обзором и рефератом нет серьезных различий. Оба нацелены на изложение чужих мнений, подходов, точек зрения. От автора требуется грамотно разобраться в исходном материале, выявить главное и отбросить второстепенное, построить собранный материал по определенной логике, высказать собственные оценки и выводы, если таковые имеются.
Прайс не дает детального анализа различий и функций, выполняемых каждым подуровнем института публикаций. Его интересует совсем другое. Он показывает, что становление и развитие института публикаций было движимо социальными, а не научными механизмами накопления информации. По его мнению, в журнальной статье автор стремится не только открыть людям новое знание, которое он готов безвозмездно отдать человечеству и разрешить бесконтрольно пользоваться его теорией всякому, кто захочет. Первичным мотивом выступает, как и в других видах деятельности, инстинкт собственника.
Основным мотивом, вызвавшим к жизни этот институт и поддерживающим его существование до сих пор, согласно Прайсу, было «установление и сохранение интеллектуальной собственности. Статья была выражением прочувствованной учеными необходимости сделать заявку на новое знание, как на свою собственность, что ставит статью в один ряд с другими, не очень-то благород-
ными способами обеспечения претензий на приоритет... Научная статья возникла, очевидно, из необходимости делать заявки, что поддерживалось большой частотой многократных открытий... Лишь по совместительству статья служит также и носителем информации, объявлением о новом знании...»2.
Сравнивая между собой естественно-научные и гуманитарные дисциплины, Прайс приходит к выводу о том, что в первых институт публикаций работает эффективнее и помогает развиваться своей науке лучше: «Хотя гуманитарные дисциплины имеют свои журналы, статьи с развитым научным аппаратом, библиографии, нормальный темп роста и накопления информации, именно естественно-научные дисциплины сегодня, как и всегда, демонстрируя ускоренный рост и массированное накопление информации, вызывают к жизни новые коммуникационные системы»3.
Согласно Прайсу, естествознание характеризуется жестко структурированным фронтом научных исследований, резко очерченным передним краем исследовательских работ. Поэтому естествознание ориентировано преимущественно на обеспечение переднего края исследования, движимо поиском новых научных результатов. В отличие от «мягкой» структуры гуманитарного знания, где трудно провести демаркацию между различными зонами научных исследований, естествознание позитивно, в высокой степени определенно и надежно. Две области человеческого знания различаются рядом специфических характеристик: способ роста, особенности цитирования, степень соавторства, механизм интеграции переднего края, наличие дисциплинарных стандартов и др.4