Социологические журналы и публикации

Любая наука представляет собой сложный комплекс когнитивных и со­циальных показателей. В организации науки, а тем более в ее социаль­ной составляющей — процессе институциализации науки — важное ме­сто занимают публикации. Крестьянин выращивает хлеб, продает его на рынке и благодаря вырученным за него деньгам узнает истинную цену произведенной продукции. Конечной продукцией отчитываются рабочие, врачи, писатели, юристы и т.д. У каждой профессии своеобразная фор­ма конечного продукта деятельности (товар или услуга), способ и техно­логии его получения, системы вознаграждения за труд и общественного признания результатов труда.

ИНСТИТУТ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Публикация выступает наиважнейшим способом оповещения обществен­ности о проделанной ученым работе, получения общественной оценки сво­его труда, его признания и, отчасти, материального вознаграждения (гоно­рар за книгу или статью).

Научная публикация относится не только к когнитивной структуре науки, имеющей дело с иерархией знания, методами и предметом науки, школами, парадигмами и т.п., но и к социальной. Социальная структура науки вклю­чает систему коммуникаций ученых, формальные и неформальные отноше­ния между ними, механизмы формирования научных сообществ, престиж профессии, способы общественного признания и вознаграждения труда и др.

Известный специалист в области методологии науки американец Д. Дж. С. Прайс1 называет институт научных публикаций важным уровнем дисциплинарной структуры науки и относит его к числу социальных инсти­тутов. Он подразделяет его на ряд подуровней, или эшелонов. Первый эше­лон — журнальные статьи, второй — учебники, монографии, хрестоматии, справочники, энциклопедии. Они дополняются третьим эшелоном — научны-

1 Прайс Д. Дж. С. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966.

ми обзорами и рефератами. Нетрудно видеть, что в основе такой типологии лежит ранговая шкала научной ценности издания от очень высокой до самой низкой. Наиболее ценится в фундаментальной науке журнальная статья, пред­полагающая, что в ней автор делает какое-либо важное открытие, претендует на самостоятельный подход, новое направление, предлагает несуществовав-ший до той поры теоретический подход или раскрывает читателю уникальные эмпирические факты. Иными словами, журнальная статья выступает сред­ством, механизмом или каналом приращения научных знаний.

В отличие от нее учебники и энциклопедии освещают добытые на перед­нем крае науки знания, собирают по крохам все, что сделано разными уче­ными, систематизируют многочисленные факты и теории, излагают их в том виде, который удобен с педагогической точки зрения. Непонятно только, почему во второй эшелон у Прайса попадает монография как уникальный жанр освещения фундаментальных знаний, добытых в течение долгих лет ученым или научным коллективом. Скорее всего, монографию следует рас­сматривать как расширенный или развернутый вариант журнальной статьи. Если статья тезисно пересказывает суть научного открытия, то монография позволяет автору осветить историю, теорию и методологию вопроса, дать обзор работам предшественников, подробно и в деталях описать собствен­ное открытие (либо серию открытий), поместить в приложении полное опи­сание инструментов, табличные данные, дополнительную информацию. Возможно, Прайс учитывал временные сроки, размещая монографию во втором эшелоне, поскольку журнальная статья выходит быстрее и дает чи­тателю свежие данные, в то время как на подготовку и публикацию моно­графии уходят целые годы.

Наконец, в третьем эшелоне совершенно справедливо располагаются на­учные обзоры и рефераты. Их можно даже причислить к ученическому жан­ру. В любом гуманитарном вузе написанию реферата обучают студентов уже на первом-втором курсах. Для подготовки диплома на пятом курсе студент должен в совершенстве овладеть навыками научного обозрения. Между об­зором и рефератом нет серьезных различий. Оба нацелены на изложение чужих мнений, подходов, точек зрения. От автора требуется грамотно разоб­раться в исходном материале, выявить главное и отбросить второстепенное, построить собранный материал по определенной логике, высказать собствен­ные оценки и выводы, если таковые имеются.

Прайс не дает детального анализа различий и функций, выполняемых каждым подуровнем института публикаций. Его интересует совсем другое. Он показывает, что становление и развитие института публикаций было дви­жимо социальными, а не научными механизмами накопления информации. По его мнению, в журнальной статье автор стремится не только открыть людям новое знание, которое он готов безвозмездно отдать человечеству и разрешить бесконтрольно пользоваться его теорией всякому, кто захочет. Первичным мотивом выступает, как и в других видах деятельности, инстинкт собственника.

Основным мотивом, вызвавшим к жизни этот институт и поддерживающим его существование до сих пор, согласно Прайсу, было «установление и сохра­нение интеллектуальной собственности. Статья была выражением прочувство­ванной учеными необходимости сделать заявку на новое знание, как на свою собственность, что ставит статью в один ряд с другими, не очень-то благород-

ными способами обеспечения претензий на приоритет... Научная статья возник­ла, очевидно, из необходимости делать заявки, что поддерживалось большой частотой многократных открытий... Лишь по совместительству статья служит также и носителем информации, объявлением о новом знании...»2.

Сравнивая между собой естественно-научные и гуманитарные дисципли­ны, Прайс приходит к выводу о том, что в первых институт публикаций ра­ботает эффективнее и помогает развиваться своей науке лучше: «Хотя гума­нитарные дисциплины имеют свои журналы, статьи с развитым научным аппаратом, библиографии, нормальный темп роста и накопления информа­ции, именно естественно-научные дисциплины сегодня, как и всегда, демон­стрируя ускоренный рост и массированное накопление информации, вызы­вают к жизни новые коммуникационные системы»3.

Согласно Прайсу, естествознание характеризуется жестко структуриро­ванным фронтом научных исследований, резко очерченным передним кра­ем исследовательских работ. Поэтому естествознание ориентировано преимущественно на обеспечение переднего края исследования, движимо поиском новых научных результатов. В отличие от «мягкой» структуры гу­манитарного знания, где трудно провести демаркацию между различными зонами научных исследований, естествознание позитивно, в высокой степени определенно и надежно. Две области человеческого знания различаются ря­дом специфических характеристик: способ роста, особенности цитирования, степень соавторства, механизм интеграции переднего края, наличие дисцип­линарных стандартов и др.4

Наши рекомендации