Институциализация социологии в сша
Америка познакомилась с социологией в целом позже, чем Европа6, но за короткие сроки достигла в ее развитии больших успехов, чем все страны мира, в том числе европейские, вместе взятые.
Долгое время, а именно на протяжении XVII-XIX вв., система образования в США была очень консервативной — типичным учебным учреждением являлись небольшие колледжи, где сохранялись жесткая дисциплина и дух средневековой Англии. Однако в XIX в. страна неузнаваемо изменилась: «социальная структура Соединенных Штатов претерпевает целый ряд стремительных трансформаций, вызванных экономическими (индустриализация и распространение свободных рыночных отношений), социальными (миграция с востока на запад и из сельской местности в город, иммиграция, сама по себе порождающая целый ряд характерных проблем) и политическими факторами»7.
Переход от ремесленного производства XVIII в. к машинному производству XIX в. потребовал радикальных преобразований всей структуры экономики и организации производства. Индустриализация привела к широкому строительству новых заводов и фабрик, росту квалификации рабочего класса, формированию городов и городской интеллигенции, привлекла в страну новые рабочие руки со всех уголков Земли. Промышленность США в XIX в. развивалась в значительной мере за счет иностранных капиталов, хлынувших сюда в поисках высоких прибылей. Подход североамериканцев был бо-
Хотя уже в 1850-е гг. в Америке появляются люди, знакомые с системой О. Конта и пытающиеся применить ее положения для описания американского общества. Одной из первых был «Трактат по социологии» Генри Хьюза, опубликованный в 1854 г., в котором впервые в истории американской обществоведческой мысли был использован термин «социология». В это же время в стране вышло множество книг по «обществоведению». Впрочем, и в России читали и обсуждали идеи О. Конта еще во времена Белинского, тем не менее классическим центром мировой социологии в XIX в. являлись не США и Россия, а Франция, Германия и Англия.
Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 172.
Б47
лее гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бюрократическими рогатками. Центрами технического прогресса в Европе чаще служили государственные учреждения и университеты, а в США — предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическими внедрениями. Именно бизнес-элита стала инициатором перестройки системы высшего и среднего образования на современных основах. «Особенность институциализации социологии в США заключалась в том, что здесь с первых шагов уделялось внимание организации систематического социологического образования при полновесной поддержке политических и деловых кругов. Последние, осознав необходимость перестройки высшего образования на новой концептуальной основе, отвечающей задачам индустриального развития страны, отводили социологии особую роль: она должна была отразить духовные запросы новой социально-экономической элиты...»8
В США в отличие от Европы социология сравнительно рано отделилась от философии истории. Она сразу сориентировалась на решение практических вопросов, а не на изощренный философский дискурс и углубленное теоретизирование. Не меньшее значение имела особенность объекта исследования: в США отсутствовала иерархическая классовая структура общества, которая веками складывалась в Европе, отложила неизгладимый отпечаток на мировоззрение, образ жизни и стиль мышления европейцев. Как справедливо отмечает Е.Б. Гуревич, «национальный опыт американцев развертывался в условиях, разительно отличавшихся от европейских. Американское общество не имело многоступенчатой иерархической структуры, сравнимой по "глубине" с европейской, и потому радикальные эгалитаристские устремления протестантизма, не встречавшие на своем пути ни институтов, ни идеологий, способных их смягчить, сформировали особый психологический климат. Любой американец, точно так же, как непосредственно "подотчетный" богу пуританин, не имел возможности скрыться, раствориться в социальной группе, общине, классе или институте, переложить на них ответственность за свои действия, образ мысли и жизни. Он привык оперировать категориями индивидуализма, действовать в одиночку и взваливать на себя бремя ответственности за свои поступки. Поэтому с психологической точки зрения не случайно в США "классовые" теории никогда не находили себе достаточного количества сторонников»9. Расширяя эту характеристику, К. Мангейм сказал, что, если европейская социология направлена прежде всего на понимание общества в целом, решение вопросов о том, зачем и как живет человек, в чем смысл его жизни и предназначение общества, американская социология стремилась прежде всего узнать, как сделать это, как решить эту конкретную задачу10.
Важное значение в институциализации американской социологии имела подготовка квалифицированных преподавателей, прошедших стажировку в Европе, главным образом в Германии. Так, если в первой половине XIX в. в
8 Бурганова Л.А. Институционализация социологии в США//Социологические исследования. 1998.№ 11. С. 88.
9 Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологическийжурнал. 1998. № 1-2. С. 175.
10 Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Идеология и утопия: Диагноз нашего времени. М.:Юристь, 1995. С. 212-213.
университетах Германии обучалось 200 американцев, то в 1880-е гг. — более 2 тыс. Всего же в XIX в. около 10 тьтс. граждан США выезжали в Германию для получения послевузовского образования".
Первый формально зарегистрированный курс социологии был предложен У. Самнером в 1876 г. в Йельском университете. Правда, вплоть до своей смерти в 1910 г. он все еще числился профессором не социологии, а политических и социальных наук. Университет Джона Гопкинса стал инициатором крупномасштабной реформы вузовского образования в стране, которая подразумевала организацию аспирантуры, регулярных курсов и экзаменов, собственного издательства для публикации докторских диссертаций, отчетов о результатах научно-исследовательской работы, проводимой учеными университета12. Если раньше образование в США ориентировалось на английскую модель, то после реформы образцом служили немецкие университеты.
«Лекции читалисьдля больших аудиторий, студенты организовывались в небольшие семинарские группы для проведения исследований. Был увеличен объем часов, выделяемых на исследовательскую работу. Германский университетский метод проведения семинаров нашел особенно широкое применение в социальных науках. Несмотря на сопротивление со стороны старых университетов, где руководство осуществлялось церковными организациями, на большинство учебных заведений постепенно распространился элективный метод, что способствовало расширению учебных программ, поднимало статус специальных предметов и дисциплин. В университетах стали уделять внимание разработке методик исследования, технике проведения лабораторных работ. Усилилось значение многих отраслей научных знаний, среди которых социология заняла одну из первенствующих позиций»13.
За 20 лет количество высших учебных заведений возросло с 563 в 1870 г. до 998 в 1889 г.|4 Особенно быстрыми темпами росла группа университетов, пользовавшаяся государственной поддержкой, получавших правительственную помощь. В попечительских советах университетов стали преобладать бизнесмены, которые старались укомплектовать штаты наиболее талантливыми молодыми преподавателями, имевшими дипломы и ученые степени европейских университетов, выплачивая им высокие гонорары.
Постепенно преобразования коснулись всех высших учебных заведений. В Колумбийском университете была внедрена практика командирования студентов в Европу для обучения в аспирантуре, по окончании которой они назначались профессорами. При Мичиганском университете, открывшемся в 1881 г., появилась Школа политических наук. Создание собственной аспирантуры и разветвленной системы учебных курсов, подготовка профессуры, организация факультетов и новых кафедр, издание научных журналов, ежегодников, ученых трудов и сборников помогли в короткие сроки значительно повысить качество вузовского образования и не зависеть от Европы.
Timing Ch.F. The American and German University. One Hundred Years of History. N.Y., 1928. P. 42; Berclson B. Graduate Education in the U.S. N.Y., I960. P. li.
Oberschail A. The Institutionalization of American Sociology/The Establishment of Empirical Sociology: Studies in Continuity, Discontinuity and Institualization. Ed. by A. Oberschail. N.Y., 1972. P. 193. Ьурганова Л .А. Институционализация социологии в США // Социологические исследования. 1998. № П. С. 90. 14 История США. Т. 2. М., 1985. С. 424.
Со временем все меньше студентов стало выезжать за пределы США для обучения в престижных европейских университетах. «Дух соревновательности между учебными заведениями обострился после создания Станфордского (1885) и Чикагского (1890) университетов, предложивших свои программы обучения»15.
Социология в США раньше, чем в европейских странах, получила доступ к университетским кафедрам. Решающим фактором, обеспечившим известную легкость, с которой социология в США получила доступ на университетские кафедры, было то обстоятельство, что первые попытки наладить здесь преподавание социологии шли параллельно с реформой университетского образования16.
Первый в мире социологический факультет, имеющий право присуждать докторскую степень, был открыт в 1893 г. в Чикагском университете.
А первым в мире официальным деканом социологического факультета стал выдающийся американский мыслитель и общественный деятель Альбион Смолл (1854-1926). Вплоть до 1930-х гг. социологический факультет Чикагского университета оставался на лидирующих позициях наряду с социологическим факультетом Колумбийского университета, открывшимся в 1894 г. В Колумбийском университете пользовались популярностью лекции Франклина Гиддингса — первого «полного» профессора социологии в Америке. М.М. Ковалевский, побывавший в 1888 г. в Америке, имел возможность убедиться в дальновидности университетской администрации, не жалевшей никаких средств для образования, — на кафедры приглашались лучшие специалисты из разных стран мира — философы, историки, литературные критики. В Чикагском университете существовала также кафедра руссоведения, для преподавания на ней приглашали русских ученых17.
В конце XIX в. одним из центров американской социологической мысли был также Гарвардский университет (хотя социологический факультет в нем был создан только в 1931г.). Э.Каммингс, первый из профессоров университета, прочитавший курс лекций по социологии, создавал в его стенах свою версию христианского социализма. «Гарвард служил "воротами" для многих идей, выработанных на европейском континенте, через которые они проникали на американские просторы. Особенно прославился так называемый "Золотой двор" Гарвардского университета, а именно философы У. Джеймс, Дж. Ройс и Дж. Сантаяна, чьи идеи, резонирующие с идеями европейской, особенно немецкой, философии, вводили последние в контекст
15 Бурганова Л.А. Институционализация социологии в США//Социологические исследования. 1998.№ 11. С. 90.
16 Там же. С. 88-94.
17 Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России// Новые идеи в социологии. Вып. 1.СП6., 1913.
американской традиции»18. Здесь в рамках новых дисциплин — социологии, психологии, философии, антропологии, экономики и политологии — рассматривались проблемы социальной и экономической стратификации, противопоставления индивидуализма и коллективизма, каст и классов, детерминизма и свободы воли, материализма и идеализма, авторитаризма и консенсуса19.
Среди первых учебных заведений США, выступавших лидерами по качеству и количеству программ обучения по социологии, числились Чикагский, Мичиганский, Висконсинский, Миннесотский, Колумбийский университеты.
Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете был объединенным: здесь изучали социологию и антропологию. Долгие годы антропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е гг. существовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академической дисциплины, их разделили.
Долгое время социология в Англии и США ассоциировалась с социальной работой. К 1940 г. большинство крупных департаментов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе, специалистов в этой области готовили уже на специальных отделениях, целиком посвященных социальной работе. Тем не менее несколько докторских программ «Социология и социальная работа» продолжало функционировать в ведущих американских университетах вплоть до конца 60-х гг. Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было.
Подводя итоги, можно сказать, что в ранний период, начавшийся во второй половине XIX в. и завершившийся в 1920-е гг., произошла не только институциализация американской социологии, но и ее дисциплинарное становление. В 1854 г. появилась первая в США книга по социологии «Трактат по социологии», написанная Генри Хьюзом, в 1894 г. программы социологических курсов имели около 200 университетов и колледжей, а в 1909 г. — уже более 400. Преподаванием социологии занимались более 50 «полных профессоров». К 1916 г. в стране было издано около 30 учебников по социологии20. Подобными успехами в развитии социологического образования не может похвастаться ни одна страна мира.
Развитие американской социологии происходило в особой интеллектуальной атмосфере, отличительными чертами которой были: а) особый дух демократизма и либерализма, издавна присущий этой стране; б) преобладающее влияние на американскую культуру и через нее на социологию протестантизма; в) утилитарная направленность научной мысли, ориентация на практические решения21. В отличие от европейцев, американским социологам не приходилось заниматься выяснением идеологических разногласий, оценкой политических взглядов противников и вообще заниматься чем-то,
ls Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический
журнал. 1998. № 1-2. С. 190. 19 Lyman M., Vidich A. American sociology. New Haven: Yale University Press, 1985. P. 56-57. 211 Hawthorn G. Enlightenment & Despair: A history of social theory. Cambridge: Cambridge University Press,
1992. P. 191. 21 Подробнее см.: Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию //
Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 168-195.
не связанным с наукой. Единственным исключением была религия, которая благодаря воздействию протестантизма, ориентировала социологию на практические реформы —благо большинства американцев и развитие рыночного хозяйства. Если в Европе «дух протестантизма», согласно М. Веберу, предопределил появление современного капитализма, то в Америке он сказался на возникновении современного типа социологии. Первые социологи в США составляли систематические «обзоры» общества с помощью анкетирования, проводили многочисленные опросы населения, анализировали деловую статистику. И всякий раз научные результаты строго ориентировались на разработку практических рекомендаций. Выдающиеся американские пионеры социологии, в том числе А. Смолл, придерживались установки на преобразование общественного бытия посредством практического воплощения христианских принципов. Из протестантских семей вышло большое количество ученых-социологов и политических деятелей страны. Социология в те годы рассматривалась не только как средство сбора статистических данных о населении, но также как филантропическая и реформистская деятельность. Политические власти США, в отличие от российских или германских, никогда не рассматривали социологию как оппозиционную режиму научную силу. Они ориентировались здесь на оправдание существующего строя и решение вполне земных проблем. Все это способствовало быстрому прогрессу социологической науки в стране.
Еще два обстоятельства предопределили расцвет социологии в США. Первое — социология в США прагматически ориентирована в той же степени, в какой она была ориентирована на теоретические и философские интересы. Первые выпуски «American Journal of Sociology» в отличие от дюркгеймовского «Социологического ежегодника» были посвящены в равной мере прикладным и теоретическим вопросам. Наблюдался быстрый рост массового образования в стране, последовавший после Гражданской войны. С 1897 г. в стране быстро распространяются университеты. Характерная черта — администрация не давила на профессоров с точки зрения выбора ими того, что читать. Профессора конкурировали за студентов. Никто никого ни в чем не ограничивал. Устранение администрации от прямого контроля над деятельностью факультетов в американских университетах благоприятствовало введению новых дисциплин, включая социологию, в учебные программы. В период до 1900 г. минимум 7 президентов университетов сами первыми предложили у себя курсы социологии.
Всю свою историю американская социология была неразрывно связана с религией — протестантизмом и католицизмом. Первый курс по методам социального исследования в Америке предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хендерсон. Это произошло в 90-е гг. XIX в., после того как А. Смолл стал заведовать здесь кафедрой социологии. Лидеры и первого, и второго поколения американских социологов поддерживали прочные связи с христианской церковью. Один из первых социологических факультетов в 1894 г. открылся в Католическом университете США. Он явился вторым после Чикагского факультета. В середине 50-х гг.
XX в. социологию преподавали в 1,5 тыс. католических школ, колледжей и университетов.
После Первой мировой войны в Америке были созданы сильные исследовательские центры социологии и социальной психологии: Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, Институт социальных исследований при Мичиганском университете, где располагался также Центр изучения групповой динамики, Национальный центр изучения общественного мнения при Чикагском университете — все они превратились в крупные центры социологических исследований. Они же служили моделью и ориентиром для возникающих центров подобного рода при других университетах. Хотя постоянно росла стоимость исследований, но исследовательских грантов хватало для того, чтобы поддерживать высокий статус науки.
В 1933 г. курсы социологии читались в 32 вузах США 130 преподавателями. В аспирантуре готовилось 258 докторских диссертаций по социологии, в том числе в Чикаго — 51, в Колумбийском университете — 49, в Нью-Йоркской школе образования — 22, в Вашингтонском университете — 18. К этому времени только в Чикаго было выпущено 106 докторов социологии, и 60% из них были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских должностях и в вузовском преподавании22.
В 1960 г. большинство выпускников социологических факультетов американских университетов получали такую же финансовую поддержку, как и студенты в естественных науках.
К 1960 г. большинство американских университетов и колледжей имели департаменты (кафедры, отделения, факультеты) социологии, хотя только 70% из них предлагали подготовку на докторскую степень. Количество вузовских программ по социологии сегодня в США больше, чем во всех других странах мира вместе взятых.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Прикладная социология отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. У прикладной науки свои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знаний, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиками, здесь приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры, гораздо в большей степени прикладники зависят от экономического положения компании — это, помимо всего прочего, бизнес, часто рискованный.
22 Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 354.