Институциализация социологии в сша

Америка познакомилась с социологией в целом позже, чем Европа6, но за короткие сроки достигла в ее развитии больших успехов, чем все страны мира, в том числе европейские, вместе взятые.

Долгое время, а именно на протяжении XVII-XIX вв., система образова­ния в США была очень консервативной — типичным учебным учреждени­ем являлись небольшие колледжи, где сохранялись жесткая дисциплина и дух средневековой Англии. Однако в XIX в. страна неузнаваемо изменилась: «со­циальная структура Соединенных Штатов претерпевает целый ряд стреми­тельных трансформаций, вызванных экономическими (индустриализация и распространение свободных рыночных отношений), социальными (мигра­ция с востока на запад и из сельской местности в город, иммиграция, сама по себе порождающая целый ряд характерных проблем) и политическими факторами»7.

Переход от ремесленного производства XVIII в. к машинному производ­ству XIX в. потребовал радикальных преобразований всей структуры эконо­мики и организации производства. Индустриализация привела к широкому строительству новых заводов и фабрик, росту квалификации рабочего клас­са, формированию городов и городской интеллигенции, привлекла в страну новые рабочие руки со всех уголков Земли. Промышленность США в XIX в. развивалась в значительной мере за счет иностранных капиталов, хлынув­ших сюда в поисках высоких прибылей. Подход североамериканцев был бо-

Хотя уже в 1850-е гг. в Америке появляются люди, знакомые с системой О. Конта и пытающиеся применить ее положения для описания американского общества. Одной из первых был «Трактат по социологии» Генри Хьюза, опубликованный в 1854 г., в котором впервые в истории американской обществоведческой мысли был использован термин «социология». В это же время в стране вышло множество книг по «обществоведению». Впрочем, и в России читали и обсуждали идеи О. Конта еще во времена Белинского, тем не менее классическим центром мировой социологии в XIX в. яв­лялись не США и Россия, а Франция, Германия и Англия.

Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 172.

Б47

лее гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бю­рократическими рогатками. Центрами технического прогресса в Европе чаще служили государственные учреждения и университеты, а в США — предпри­ятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занима­ющиеся практическими внедрениями. Именно бизнес-элита стала инициа­тором перестройки системы высшего и среднего образования на современ­ных основах. «Особенность институциализации социологии в США заключалась в том, что здесь с первых шагов уделялось внимание организа­ции систематического социологического образования при полновесной под­держке политических и деловых кругов. Последние, осознав необходимость перестройки высшего образования на новой концептуальной основе, отве­чающей задачам индустриального развития страны, отводили социологии особую роль: она должна была отразить духовные запросы новой социаль­но-экономической элиты...»8

В США в отличие от Европы социология сравнительно рано отделилась от философии истории. Она сразу сориентировалась на решение практичес­ких вопросов, а не на изощренный философский дискурс и углубленное теоретизирование. Не меньшее значение имела особенность объекта иссле­дования: в США отсутствовала иерархическая классовая структура общества, которая веками складывалась в Европе, отложила неизгладимый отпечаток на мировоззрение, образ жизни и стиль мышления европейцев. Как справед­ливо отмечает Е.Б. Гуревич, «национальный опыт американцев развертывал­ся в условиях, разительно отличавшихся от европейских. Американское об­щество не имело многоступенчатой иерархической структуры, сравнимой по "глубине" с европейской, и потому радикальные эгалитаристские устремле­ния протестантизма, не встречавшие на своем пути ни институтов, ни идео­логий, способных их смягчить, сформировали особый психологический кли­мат. Любой американец, точно так же, как непосредственно "подотчетный" богу пуританин, не имел возможности скрыться, раствориться в социальной группе, общине, классе или институте, переложить на них ответственность за свои действия, образ мысли и жизни. Он привык оперировать категория­ми индивидуализма, действовать в одиночку и взваливать на себя бремя от­ветственности за свои поступки. Поэтому с психологической точки зрения не случайно в США "классовые" теории никогда не находили себе достаточ­ного количества сторонников»9. Расширяя эту характеристику, К. Мангейм сказал, что, если европейская социология направлена прежде всего на пони­мание общества в целом, решение вопросов о том, зачем и как живет чело­век, в чем смысл его жизни и предназначение общества, американская со­циология стремилась прежде всего узнать, как сделать это, как решить эту конкретную задачу10.

Важное значение в институциализации американской социологии имела подготовка квалифицированных преподавателей, прошедших стажировку в Европе, главным образом в Германии. Так, если в первой половине XIX в. в

8 Бурганова Л.А. Институционализация социологии в США//Социологические исследования. 1998.№ 11. С. 88.

9 Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологическийжурнал. 1998. № 1-2. С. 175.

10 Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Идеология и утопия: Диагноз нашего времени. М.:Юристь, 1995. С. 212-213.

университетах Германии обучалось 200 американцев, то в 1880-е гг. — более 2 тыс. Всего же в XIX в. около 10 тьтс. граждан США выезжали в Германию для получения послевузовского образования".

Первый формально зарегистрированный курс социологии был предложен У. Самнером в 1876 г. в Йельском университете. Правда, вплоть до своей смерти в 1910 г. он все еще числился профессором не социологии, а полити­ческих и социальных наук. Университет Джона Гопкинса стал инициатором крупномасштабной реформы вузовского образования в стране, которая под­разумевала организацию аспирантуры, регулярных курсов и экзаменов, соб­ственного издательства для публикации докторских диссертаций, отчетов о результатах научно-исследовательской работы, проводимой учеными универ­ситета12. Если раньше образование в США ориентировалось на английскую модель, то после реформы образцом служили немецкие университеты.

«Лекции читалисьдля больших аудиторий, студенты организовывались в небольшие семинарские группы для проведения исследований. Был увеличен объем часов, выделяемых на исследовательскую работу. Гер­манский университетский метод проведения семинаров нашел особен­но широкое применение в социальных науках. Несмотря на сопротив­ление со стороны старых университетов, где руководство осуществля­лось церковными организациями, на большинство учебных заведений постепенно распространился элективный метод, что способствовало расширению учебных программ, поднимало статус специальных пред­метов и дисциплин. В университетах стали уделять внимание разработке методик исследования, технике проведения лабораторных работ. Уси­лилось значение многих отраслей научных знаний, среди которых социология заняла одну из первенствующих позиций»13.

За 20 лет количество высших учебных заведений возросло с 563 в 1870 г. до 998 в 1889 г.|4 Особенно быстрыми темпами росла группа университетов, пользовавшаяся государственной поддержкой, получавших прави­тельственную помощь. В попечительских советах университетов стали пре­обладать бизнесмены, которые старались укомплектовать штаты наиболее та­лантливыми молодыми преподавателями, имевшими дипломы и ученые сте­пени европейских университетов, выплачивая им высокие гонорары.

Постепенно преобразования коснулись всех высших учебных заведений. В Колумбийском университете была внедрена практика командирования студентов в Европу для обучения в аспирантуре, по окончании которой они назначались профессорами. При Мичиганском университете, открывшем­ся в 1881 г., появилась Школа политических наук. Создание собственной ас­пирантуры и разветвленной системы учебных курсов, подготовка профессу­ры, организация факультетов и новых кафедр, издание научных журналов, ежегодников, ученых трудов и сборников помогли в короткие сроки значи­тельно повысить качество вузовского образования и не зависеть от Европы.

Timing Ch.F. The American and German University. One Hundred Years of History. N.Y., 1928. P. 42; Berclson B. Graduate Education in the U.S. N.Y., I960. P. li.

Oberschail A. The Institutionalization of American Sociology/The Establishment of Empirical Sociology: Studies in Continuity, Discontinuity and Institualization. Ed. by A. Oberschail. N.Y., 1972. P. 193. Ьурганова Л .А. Институционализация социологии в США // Социологические исследования. 1998. № П. С. 90. 14 История США. Т. 2. М., 1985. С. 424.

Со временем все меньше студентов стало выезжать за пределы США для обу­чения в престижных европейских университетах. «Дух соревновательности между учебными заведениями обострился после создания Станфордского (1885) и Чикагского (1890) университетов, предложивших свои программы обучения»15.

Социология в США раньше, чем в европейских странах, получила дос­туп к университетским кафедрам. Решающим фактором, обеспечившим из­вестную легкость, с которой социология в США получила доступ на универ­ситетские кафедры, было то обстоятельство, что первые попытки наладить здесь преподавание социологии шли параллельно с реформой университет­ского образования16.

Первый в мире социологический факультет, имеющий право присуж­дать докторскую степень, был открыт в 1893 г. в Чикагском университете.

А первым в мире официальным дека­ном социологического факультета стал выдающийся американский мыслитель и общественный деятель Альбион Смолл (1854-1926). Вплоть до 1930-х гг. социологический факультет Чикагско­го университета оставался на лидирую­щих позициях наряду с социологичес­ким факультетом Колумбийского уни­верситета, открывшимся в 1894 г. В Колумбийском университете поль­зовались популярностью лекции Фран­клина Гиддингса — первого «полного» профессора социологии в Америке. М.М. Ковалевский, побывавший в 1888 г. в Америке, имел возможность институциализация социологии в сша - student2.ru убедиться в дальновидности универси­тетской администрации, не жалевшей никаких средств для образования, — на кафедры приглашались лучшие специалисты из разных стран мира — фи­лософы, историки, литературные критики. В Чикагском университете су­ществовала также кафедра руссоведения, для преподавания на ней пригла­шали русских ученых17.

В конце XIX в. одним из центров американской социологической мысли был также Гарвардский университет (хотя социологический факультет в нем был создан только в 1931г.). Э.Каммингс, первый из профессоров универ­ситета, прочитавший курс лекций по социологии, создавал в его стенах свою версию христианского социализма. «Гарвард служил "воротами" для многих идей, выработанных на европейском континенте, через которые они прони­кали на американские просторы. Особенно прославился так называемый "Золотой двор" Гарвардского университета, а именно философы У. Джеймс, Дж. Ройс и Дж. Сантаяна, чьи идеи, резонирующие с идеями ев­ропейской, особенно немецкой, философии, вводили последние в контекст

15 Бурганова Л.А. Институционализация социологии в США//Социологические исследования. 1998.№ 11. С. 90.

16 Там же. С. 88-94.

17 Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России// Новые идеи в социологии. Вып. 1.СП6., 1913.

американской традиции»18. Здесь в рамках новых дисциплин — социологии, психологии, философии, антропологии, экономики и политологии — рас­сматривались проблемы социальной и экономической стратификации, противопоставления индивидуализма и коллективизма, каст и классов, де­терминизма и свободы воли, материализма и идеализма, авторитаризма и консенсуса19.

Среди первых учебных заведений США, выступавших лидерами по качеству и количеству программ обучения по социологии, числились Чикагский, Ми­чиганский, Висконсинский, Миннесотский, Колумбийский университеты.

Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете был объединенным: здесь изучали социологию и антропологию. Долгие годы ан­тропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е гг. су­ществовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академи­ческой дисциплины, их разделили.

Долгое время социология в Англии и США ассоциировалась с социаль­ной работой. К 1940 г. большинство крупных департаментов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе, специалистов в этой области готовили уже на специальных отделениях, целиком посвященных социальной работе. Тем не менее несколько докторских программ «Со­циология и социальная работа» продолжало функционировать в ведущих американских университетах вплоть до конца 60-х гг. Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной рабо­той — уже не было.

Подводя итоги, можно сказать, что в ранний период, начавшийся во вто­рой половине XIX в. и завершившийся в 1920-е гг., произошла не только институциализация американской социологии, но и ее дисциплинарное ста­новление. В 1854 г. появилась первая в США книга по социологии «Трактат по социологии», написанная Генри Хьюзом, в 1894 г. программы социоло­гических курсов имели около 200 университетов и колледжей, а в 1909 г. — уже более 400. Преподаванием социологии занимались более 50 «полных профессоров». К 1916 г. в стране было издано около 30 учебников по социо­логии20. Подобными успехами в развитии социологического образования не может похвастаться ни одна страна мира.

Развитие американской социологии происходило в особой интеллектуаль­ной атмосфере, отличительными чертами которой были: а) особый дух де­мократизма и либерализма, издавна присущий этой стране; б) преобладаю­щее влияние на американскую культуру и через нее на социологию протес­тантизма; в) утилитарная направленность научной мысли, ориентация на практические решения21. В отличие от европейцев, американским социоло­гам не приходилось заниматься выяснением идеологических разногласий, оценкой политических взглядов противников и вообще заниматься чем-то,

ls Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический

журнал. 1998. № 1-2. С. 190. 19 Lyman M., Vidich A. American sociology. New Haven: Yale University Press, 1985. P. 56-57. 211 Hawthorn G. Enlightenment & Despair: A history of social theory. Cambridge: Cambridge University Press,

1992. P. 191. 21 Подробнее см.: Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию //

Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 168-195.

не связанным с наукой. Единственным исключением была религия, которая благодаря воздействию протестантизма, ориентировала социологию на прак­тические реформы —благо большинства американцев и развитие рыночного хозяйства. Если в Европе «дух протестантизма», согласно М. Веберу, предоп­ределил появление современного капитализма, то в Америке он сказался на возникновении современного типа социологии. Первые социологи в США составляли систематические «обзоры» общества с помощью анкетирования, проводили многочисленные опросы населения, анализировали деловую ста­тистику. И всякий раз научные результаты строго ориентировались на раз­работку практических рекомендаций. Выдающиеся американские пионеры социологии, в том числе А. Смолл, придерживались установки на преобра­зование общественного бытия посред­ством практического воплощения хри­стианских принципов. Из протестант­ских семей вышло большое количество институциализация социологии в сша - student2.ru ученых-социологов и политических де­ятелей страны. Социология в те годы рассматривалась не только как средство сбора статистических данных о на­селении, но также как филантропическая и реформистская деятельность. По­литические власти США, в отличие от российских или германских, никогда не рассматривали социологию как оппозиционную режиму научную силу. Они ориентировались здесь на оправдание существующего строя и решение вполне земных проблем. Все это способствовало быстрому прогрессу соци­ологической науки в стране.

Еще два обстоятельства предопределили расцвет социологии в США. Первое — социология в США прагматически ориентирована в той же сте­пени, в какой она была ориентирована на теоретические и философские интересы. Первые выпуски «American Journal of Sociology» в отличие от дюркгеймовского «Социологического ежегодника» были посвящены в рав­ной мере прикладным и теоретическим вопросам. Наблюдался быстрый рост массового образования в стране, последовавший после Гражданской войны. С 1897 г. в стране быстро распространяются университеты. Харак­терная черта — администрация не давила на профессоров с точки зрения выбора ими того, что читать. Профессора конкурировали за студентов. Никто никого ни в чем не ограничивал. Устранение администрации от прямого контроля над деятельностью факультетов в американских университетах благоприятствовало введению новых дисциплин, включая социологию, в учебные программы. В период до 1900 г. минимум 7 пре­зидентов университетов сами первыми предложили у себя курсы социо­логии.

Всю свою историю американская социология была неразрывно связана с религией — протестантизмом и католицизмом. Первый курс по методам социального исследования в Америке предложил в Чикагском универси­тете бывший священник Ч. Хендерсон. Это произошло в 90-е гг. XIX в., после того как А. Смолл стал заведовать здесь кафедрой социологии. Ли­деры и первого, и второго поколения американских социологов поддержи­вали прочные связи с христианской церковью. Один из первых социоло­гических факультетов в 1894 г. открылся в Католическом университете США. Он явился вторым после Чикагского факультета. В середине 50-х гг.

XX в. социологию преподавали в 1,5 тыс. католических школ, колледжей и университетов.

После Первой мировой войны в Америке были созданы сильные иссле­довательские центры социологии и социальной психологии: Бюро приклад­ных социальных исследований при Колумбийском университете, Институт социальных исследований при Мичиганском университете, где располагал­ся также Центр изучения групповой динамики, Национальный центр изу­чения общественного мнения при Чикагском университете — все они пре­вратились в крупные центры социологических исследований. Они же слу­жили моделью и ориентиром для возникающих центров подобного рода при других университетах. Хотя постоянно росла стоимость исследований, но исследовательских грантов хватало для того, чтобы поддерживать высокий статус науки.

В 1933 г. курсы социологии читались в 32 вузах США 130 преподавателя­ми. В аспирантуре готовилось 258 докторских диссертаций по социологии, в том числе в Чикаго — 51, в Колумбийском университете — 49, в Нью-Йорк­ской школе образования — 22, в Вашингтонском университете — 18. К это­му времени только в Чикаго было выпущено 106 докторов социологии, и 60% из них были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских долж­ностях и в вузовском преподавании22.

В 1960 г. большинство выпускников социологических факультетов аме­риканских университетов получали такую же финансовую поддержку, как и студенты в естественных науках.

К 1960 г. большинство американских университетов и колледжей имели департаменты (кафедры, отделения, факультеты) социологии, хотя только 70% из них предлагали подготовку на докторскую степень. Количество ву­зовских программ по социологии сегодня в США больше, чем во всех дру­гих странах мира вместе взятых.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Прикладная социология отличается от академической не только содер­жанием и характером научной деятельности. У прикладной науки свои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функ­ций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знаний, научный вклад в фундамен­тальные открытия. Она иначе связана с заказчиками, здесь приняты дру­гие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессио­нальной карьеры, гораздо в большей степени прикладники зависят от экономического положения компании — это, помимо всего прочего, биз­нес, часто рискованный.

22 Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 354.

Наши рекомендации