Язык теоретических конструктов
В развитых науках, опираясь только на фундаментальную схему и математические уравнения, ученый получает все новые характеристики реальности, не обращаясь каждый раз к эксперименту — это и есть дедуктивное развертывание теории посредством логического умозаключения от общего к частному или с помощью решения уравнений, или посредством мысленных экспериментов. В социологии больше распространен последний способ конструирования. Мысленно рассматривая различные варианты связи между абстрактными объектами, отбрасывая одни и оставляя другие, мы получаем в итоге совершенно новые признаки объектов; так можно поступать лишь с процессами, которые не удается осуществить практически, — скажем, по-иному построить систему распределения рабочей силы по регионам и отраслям.
Социологическое исследование — это построенная в соответствии со стандартами научного метода технология описания и измерения социальных фактов, выбранных в качестве предмета данного исследования, а также их интерпретация и предсказание.
Исследование в социологической науке, как и в других фундаментальных науках, делится на две части — теоретическую и эмпирическую. Социологическая наука и ее «главное наступательное оружие» — социологическое исследование — используют язык теоретических конструктов. Это означает, что описание теории и эмпирических данных, их измерение и анализ проводятся на специальном жаргоне, установившемся в среде социологов-профессионалов.
Хотя теория явно направлена на объяснение объективной реальности, описывает она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые, в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств: массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится таким образом, что он полностью интеллектуально контролируется.
Конструкты — идеализированные объекты с заранее установленными свойствами, используемые при построении социологической теории, разработке выборочной совокупности, создании инструментария, а также кодировании, обработке и анализе эмпирических данных. Они представляют со-
бой познавательные «шаблоны» для построения когнитивной (познавательной) схемы, в частности для теоретического описания свойств эмпирически данных объектов1'.
Научными идеализациями надо считать представления Ньютона об идеальном пространстве и времени. У Ньютона абсолютное время существует и длится равномерно само по себе, безотносительно к каким-либо событиям. Абсолютное время и абсолютное пространство представляют собой как бы вместилища материальных тел и процессов и не зависят не только от этих тел и процессов, но и друг от друга. После Ньютона физика еще дальше отошла от чувственной реальности, целиком замкнувшись в «крепости» научных идеализации, непонятных сознанию «профанов» теоретических конструктов. В течение всего XVIII в. создается математический аппарат классической механики на базе дифференциального и интегрального исчислений. Разработку аналитических методов механики завершил Лагранж, получивший уравнения движения системы в обобщенных координатах, названных его именем. Важную роль в создании идеализированной картины мира сыграл математический принцип относительности Галилея, который выражает инвариантность уравнений механики относительно преобразований координат движущихся точек (и времени) при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой.
Идеализированными конструктами в физике были не только отдельные понятия, но также концепции и гипотезы. Гипотеза механического эфира покоилась на представлении об эфире как механической среде, подобной упругому телу. Распространение световых волн уподоблялось распространению звука в упругой среде. В результате попыток построить модель эфира были, например, тщательнейшим образом разработаны механика сплошных сред и ее аппарат, однако адекватную модель эфира построить так и не удалось.
Подобные конструкты могут выражаться символом, понятием (термином), а также группой понятий, несущих новые (по сравнению с отдельно входящими понятиями и терминами) смысл и информацию.
Широко употребляемый в кругу профессиональных социологов коэффициент Стьюдента у} представляет собой математический символ, выполняющий функцию преобразования одной информации в другую, более удобную для целей анализа и теоретической интерпретации фактов. В физике их именуют также операторами.
Другой пример теоретического конструкта — отдельные понятия и термины: «социальная мобильность», «идентификация», «рабочий класс», «социализация» и др. Они не имеют математической формы и напрямую не связаны с изучаемыми фактами. Такие конструкты нуждаются в дополнительной расшифровке, которая включает: 1) четкое и ясное определение понятия; 2) совокупность более конкретных признаков, при помощи
НиканоровС.П., Масленников Е.В. Социологические исследования и концептуальный анализ // Социология. 1996. № 7. С. 56-65.
которых происходит их операционализация и сопоставление со множеством эмпирических референтов. После определения социальной мобильности в качестве изменения индивидом или группой своего статуса мы классифицируем ее на виды, формы и типы (вертикальная и горизонтальная, межпоколенная и внутрипоколенная и Т.Д.), затем четко и ясно описываем при помощи более конкретных конструктов (в данном случае терминов) каждый вид, форму и тип социальной мобильности, с тем чтобы его можно было обнаружить в реальности. К примеру, текучесть кадров, несомненно, представляет собой одну из разновидностей (какую именно — устанавливается в теоретической классификации) социальной мобильности. Ее можно измерить, скажем, путем соотношения числа уволившихся с предприятия за год к общей численности персонала. Измерение означает окончание той многотрудной работы социолога, которая называется теоретической деятельностью. Дальше начинается эмпирическая работа: социолог идет на предприятие, берет в отделе кадров документацию или опрашивает экспертов, после чего начинает заниматься вычислением.
Конструктом может быть любое теоретическое высказывание, например научная гипотеза, предположение о том, что с понижением уровня семейного бюджета до величины, граничащей с прожиточным минимумом, снижается ориентация супругов рожать второго ребенка. На таком языке
люди не говорят в повседневной жизни. Не говорит на нем и сам социолог, общаясь с соседями, пассажирами метро или друзьями во время пикника. В формулировке гипотезы использован научный жаргон — средство коммуникации узкого круга людей, выделенных по социально значимым критериям и обладающих собственной субкультурой.
В отличие от терминов повседневного языка, У конструктов — главных семантических единиц, при помощи которых организуется и выражается научное знание, — помимо функции обозначения того, о чем говорится, существует функция идеализации, т.е. упрощения, схематизации того, о чем говорится, или того, что изучается.
Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.
Служить средством идеализации — это важная и ответственная функция, которую может выполнить далеко не каждое употребляемое в социологии понятие или термин. Идеализировать —означает упрощать, прояснять неясное, делать сложное простым, широкое — узким, классифи-
цировать, наконец, сжимать информацию до уровня тезиса. Многие вводимые в научный обиход понятия и фразы настолько туманны, что сами нуждаются и дополнительной расшифровке, запутывая простые и усложняя понятные явления.
Многие слова, вошедшие в социологический жаргон, используются одновременно в повседневности и в науке. Скажем, «город» употребляется в повседневном языке без какой-либо расшифровки, определения и конкретизации, смысл этого слова каждый из нас улавливает интуитивно, зачастую по-разному. Однако в социологии то же понятие приобретает четкий смысл: город — это населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства; сконцентриро ванная в одном месте, постоянная и относительно крупная общность людей, не производящих для себя продуктов питания. Социологическая расшифровка данного понятия выводит нас на совокупность других, очень важных для научного (сравнительно-исторического, теоретико-методологического, эмпирического) исследования понятий и представлений. Мы узнаем, что город — это еще и место, где осуществляется материальная и духовная деятельность человека. Конкретное назначение города — удовлетворение материальных потребностей, а абстрактное — духовных устремлений людей. Поэтому город необходимо изучать в двух срезах: динамическом и статическом. Город как социальная общность динамичен, так как в нем происходит обмен информацией и материальными ценностями, но он и статичен, поскольку в нем отводятся специальные места для религиозных, административных, коммерческих и других зданий. Один из сущностных признаков городской жизни — разрыв связей человека с природой. Это означает для социолога, что, в отличие от деревни, городская среда имеет искусственный, а не естественно-природный характер. Элементами городского пространства являются социокультурные артефакты: транспорт, потоки людей, рекламные щиты, автомобили и т.д. Здесь высока концентрация приборов, оборудования, техники, зданий, улиц, интерьеров. Они ограничивают поведение людей, создают другой психологический настрой. Общность городского коллектива во все времена проявлялась в общественном пространстве — это открытая городская территория, свободная от построек жилого типа и торговых зданий и используемая для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний — это ограниченные территории, которые отмечены историческими памятниками и по традиции почитаются. Таким образом, городское общественное пространство служит функциональным, ритуальным или повседневным целям людей, а в местах публичных собраний люди выражают свое мировоззрение, традиционные и этические понятия. У горожан свой, отличный от сельчан, уровень и образ жизни, свои манеры и привычки, иная система социальных отношений. Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция: большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а боль-
шинство жителей обитают в так называемых спальных (окраинных) районах, поэтому пользоваться общественным или личным транспортом горожанам приходится гораздо чаще, чем сельским жителям. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.
Таким образом, в процессе социологической расшифровки понятия «город» формируется самостоятельная система конструктов, описывающих его как многомерное теоретическое явление. По существу, мы выполнили то, что в методологии именуют построением теоретической модели предмета исследования. Такую модель можно называть теорией, но лучше этого не делать. В научную теорию из рассмотренного выше входит лишь подвыборка конструктов, которые относятся к одной теме, раскрывают одну проблему (или небольшую группу их), между которыми установлены логические связи и которые операционализированы настолько подробно и хорошо, что хоть завтра составляй анкету и иди в поле. Остальное представляет некую заготовку, очень полезную для социолога, но вовсе не отменяющую его личный вклад в создание научной теории.
Не знаем, насколько нам удалось убедить читателя, но «ударная сила» социологических конструктов кроется в их способности на небольшом мысленном пространстве собирать огромную информацию, которая при их отсутствии растеклась бы по бесконечному океану реальной жизни. Конструкты напоминают менеджеров, предпринимателей, администраторов, которые что-то организуют, кого-то куда-то направляют, четко ставят задачи, концентрируя усилия коллектива на главном маршруте. Процедура идеализации, за счет которой создаются конструкты, состоит в том, что в многообразии конкретных признаков выделяются главные и существенные. Редукция эмпирически сложного к теоретически простому составляет суть любого философского рассуждения, если оно, конечно, грамотно построено. В этом смысле социологов мало что отличает от философов. И полет теоретической фантазии у социологов не меньший. Сравнивая и сопоставляя между собой различные эпохи, даже очень удаленные во времени, разные культуры и общества, они находят то общее и закономерное, что позволяет упорядочить эмпирические факты, классифицировать их, построить для них объяснительные схемы.
кроем маленький секрет: эмпирические факты ни в чем другом < сильно не нуждаются, как в разумном теоретическом обобще-и. Оно повышает их престиж, в корне меняя дальнейшую судьбу, дтверждает, что именно эти, попавшие в поле зрения ученого, ie бесконечное число других фактов, пригодились в науке, сослу-ли пользу человечеству. Попасть в выборочную совокупность — зетная мечта каждого из множества миллиардов ежедневно воз-кающих эмпирических фактов и явлений.
Конструкты можно разделить на числовые (понятия, термины и осмысленные теоретические выражения) и нечисловые (уравнения регрессии, факторная структура, коэффициенты связи, результат классификации и т.д.). Их соединение дает новый тип социологических конструктов — смешанный, качественно-количественный, объединяющий числа и понятия. Примерно такого типа выражение «у 30% мигрантов в течение 2000 г. браки распались».