Природа и функции научной теории
Центральным элементом в системе теоретического знания, занимающего три верхних этажа в иерархии, выступает не научная картина мира, а научная теория, которая разделяется на общую теорию и частную. Прежде чем рассматривать особенности социологической теории, проанализируем сущность научной теории как таковой.
Буквально теорияозначает «зрелище», «взгляд» — заранее и хорошо продуманная инсценировка событий, определенный взгляд на вещи. Теория отражает реальность избирательно и под определенным углом зрения. Она отсекает второстепенное и оставляет главное. Второстепенных деталей, попадающих в поле нашего зрения, так много, что они создают хаос. Отсортировать главное и организовать их в непротиворечивое целое призвана научная теория, поэтому ее можно воспринимать как своеобразный интеллектуальный фильтр, но фильтр очень сложно организованный, поскольку над его созданием трудятся порой несколько поколений ученых, десятки научных коллективов. В частности, примеры научной теории в физике — это теория элементарных частиц и квантовая теория.
Слова «зрелище», «взгляд», составляющие этимологию теории, очень уместны: на основе одной и той же совокупности фактов в науке может быть создано несколько теорий, и все они по-разному оценивают эти факты, и каждая по-своему оказывается права, приводя в доказательство собственную систему аргументов. Точно так же одни и те же факты разные люди воспринимают по-разному. Неизвестно, от чего зависит подобный плюрализм — от особенностей человеческой психики, специфики познания или онтологического устройства реального мира, — но факт остается фактом: несколько теорий, иногда с противоположных позиций, могут объяснять один и тот же
факт. Причем подобное наблюдается не только в социологии, которую представители других дисциплин считают незрелой наукой, еще весьма далекой от идеалов строгой науки, но и в почтен ной физике, а также в экономике или психологии. В методологической литературе вы найдете не одно, а множество определений научной теории: совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпирическими признаками, а также в совокупность гипотез, которые подвергаются эмпирической проверке; иерархически организованная система предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости1; совокупность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных. Выводы, представляющие логически истинные дедукции, называются пропозициями2; «знание особого рода — знание всеобщее (универсальное) и необходимое (содержательно аподиктическое)»3. В свое время ВТ. Афанасьев отмечал:
«В самом общем смысле научная теория является системой знаний, позволяющих объяснить возникновение и функционирование, а также предсказать развитие предметов и явлений действительности, причем эти предметы могут быть материальными или идеальными. Представляющая теорию система логических форм (понятий и категорий, суждений и умозаключений, принципов и законов) поддается экспериментальной, практической проверке или логической верификации... Стержнем, направляющей программой теории является идея... Первым и самым общим определением идеи является основной принцип, остальные же принципы теории конкретизируют идею и находят выражение в законах, понятиях, категориях, которые, в свою очередь, являются конкретизацией принципов. В этом плане теория как система выступает в качестве единства совокупности принципов, законов и понятий»4.
Роль теории в развитии научного знания ярко проявляется в том, что фундаментальные теоретические результаты могут быть получены без непосредственного обращения к эмпирии. Классический пример — построение Эйнштейном общей теории относительности. Частная теория относительно-
1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебныхзаведений. М., 1995. С. 124.
2 Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 8.
3 Грязнов B.C., Дынин B.C., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М., 1973. С. 3.
4 Афанасьев ВТ. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 77.
сти тоже была создана в результате рассмотрения теоретической проблемы (опыт Майкельсона не имел для Эйнштейна существенного значения).
Научная теория — это система абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но и рассекают действительность в разных плоскостях. В истории науки наблюдается тенденция свести все научное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная нереализуемость такого сведения, поскольку любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии.
Хорошая теория — это система, позволяющая предвидеть и целесообразным образом организовывать факты. В этом своем качестве она может быть носителем «добавленной стоимости» к новой информации. Если эта новая информация добавляет стоимость какому-либо материалу, то хорошая теория имеет громадную коммерческую ценность.
Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, т.е. они не проецируются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток»? Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система прак-
тических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы в конечном итоге получить такое понятие.
В методологии различают два контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых строится абстрактная модель. Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше) теоретических образа, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение. Например, в квантовой теории один и тот же реальный процесс может описываться посредством двух различных идеализированных схем (волновой и корпускулярной). В них используются разные теоретические средства, которые дают противоположные картины реальности, но тем не менее обе они являются эквивалентными и истинными. Вследствие этого схемы не могут без остатка проецироваться на отражаемый ими процесс, иначе говоря, они обладают частичной семантической объективностью (неполной истинностью), хотя и приводят к одним и тем же статистическим распределениям.
Помимо прочего научная теория выполняет две важнейшие функции — объясняет устройство реального мира и предсказывает будущие события. Объясняются связи абстрактных объектов модели, а предсказываются связи реальных объектов в окружающем мире. Объяснение надо отличать от описания и интерпретации. Объяснение осуществляется с помощью построения причинно-следственных (каузальных) моделей, которые получают теоретическое доказательство и эмпирическое подтверждение. Считается, что в физике с этим проблем нет, но в социологии строгие каузальные модели построить невозможно. Здесь преобладают описательные схемы, а вместо логического доказательства используется очень похожий на него прием — интерпретация. Интерпретации — это специфический класс обобщений,
встречающихся только в социальных науках. В них нет гипотез, логического выведения одних утверждений из других, аксиом и постулатов, эмпирического подтверждения, зато много философских рассуждений и субъективных оценок. Интерпретации нельзя ясно и недвусмысленно вывести из данных. Они, как, например, интерпретация нацизма, представляют собой выводы, которые невозможно подвергнуть экспериментальной проверке или статистическому анализу. «Интерпретации, как и теории, являются результатом высокоразвитого творческого воображения, а не приложением формальных методов исследования, тем не менее существует серьезное расхождение между интерпретациями и теориями. Мы конструируем теории ради объяснения причинных законов; мы создаем интерпретации для того, чтобы получить ориентацию в важных областях человеческой жизни, для того чтобы добиться нового и обобщенного понимания условий человеческой жизни, как это превосходно демонстрировали Маркс, Дюркгейм и Макс Вебер»5.
Нельзя забывать об одном уникальном свойстве подлинной теории: оказывается, она может эффективно выполнять функции метода и при построении других теорий в той же области знания или даже в других областях, определяя нормы исследования, и при проведении экспериментальных исследований, определяя их содержание, последовательность и инструментарий. Заметим: строителем научного знания является не метод и не методология, которые, вроде бы, и должны выполнять строительные или архитектурные функции, а именно теория — завершенное здание.
Как считают специалисты в области методологии научного знания, научная теория не просто строит теоретический образ мира, но и разрабатывает программу дальнейших исследований, непосредственно основанных на этих знаниях. При таком функционировании теории ее содержание воспринимается как содержание метода6.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
Поскольку одни и те же факты могут быть успешно объяснены двумя и более теориями, можно утверждать, считает Г.С. Батыгин, что теории не выводятся из фактов, но только согласуются с ними. Отсюда вытекает, что исследователь не берет теорию из жизни, а организует совокупность фактов таким образом, чтобы она обнаружила запрятанную определенную идею. «Тот факт, что самооценка интеллектуального уровня профессоров ниже, чем самооценка умственных способностей студентов, объясняется разными те-
bel Т. On the future of sociological theory// International social science journal. 1981. Vol. XXXIII. № 2.
иманов А.Л. Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск: Наука, 1986. . 58.
ориями. Теория относительной депривации исходит из существенных различий в критериях самооценки между профессорами и студентами. Однако не исключена и иная теоретическая версия: студенты действительно умнее профессоров. Обе теории могут быть успешно подтверждены фактами, и ни одна из них категорически не отвергается. Профессора могут быть слишком критичны по отношению к себе и одновременно быть не умнее студентов»7. Принцип многообразия теорий означает неизбежность постоянного перехода от одной теории к другой.
Соотнося теорию со своими практическими делами, не следует забывать ряд методологических правил: 1) из теоретических суждений нельзя выводить эмпирические, и наоборот; 2) теоретический вывод строится по правилам теоретической логики, а к эмпирическим выводам применимы математические процедуры.
Милтон Фридмен сформулировал следующие критерии настоящей теории: теория тем проще, чем меньше знаний требуется для выдвижения гипотез; она тем плодотворнее, чем точнее такие гипотезы и чем шире область, в границах которой данная теория рождает гипотезы, наконец, чем больше она предлагает дополнительных вариантов для последующих исследований. Единственно верной проверкой обоснованности гипотезы является ее соотношение с опытом3.
Вторая особенность научной теории — удивительная выживаемость в борьбе с противоречащими ей фактами. И в физике, и в социологии обнаружение противоречивых фактов вовсе не ведет к гибели теории. Они вообще не умирают. От них отказывается научное сообщество, когда убеждается, что противоречивых фактов накопилось слишком много, либо приходится «строить» для их объяснения такое количество дополнительных конструкций, что теория становится громоздкой и малоэффективной. Но сходным образом ведут себя и люди, редко отказываясь от устаревших знаний, придумывая все новые и новые оправдания своим поступкам либо частично изменяя свое поведение, дабы угнаться за быстро меняющейся реальностью. Те и другие выживают, постоянно приспосабливаясь к жизни.
Например, в первоначальном варианте теории К. Маркса содержался довольно жесткий тезис о том, что базис (материальные отношения) однозначно определяет надстройку (идеологию, культуру, науку). Но позже, под влиянием критики, указавшей на многочисленные примеры независимости надстройки от базиса, в теорию был введен дополнительный постулат об «обратном» влиянии идеологической надстройки на производственные отношения. Подобное происходит не только в марксизме. По мнению Г.С. Батыгина, «не существует ни одной достаточно полной теории, элементы которой находились бы в отношениях взаимовыводимости»9.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных
заведений. М., 1995. С. 118, 121.
Фридмен М. Методология позитивной экономики // Эссе по позитивной экономике.Чикаго, 1953.
Батыгин Г.С. Указ. соч. С. 116.
Третья особенность научной теории: от старой теории научное сообщество не отказывается до тех пор, пока не создана и не заявила о себе в полный голос новая, альтернативная ей. Так и люди переселяются из сарайчика только тогда, когда на садовом участке построен дом. На улицу никто не переселится, даже если старое жилье создает дискомфорт. Люди держатся за старое столь долго потому, что смена теорий — это научная революция со всеми вытекающими последствиями, поскольку приходится отказываться от старых взглядов и привычек. Однако и после научной революции старая теория не исчезает. Ее элементы продолжают существовать в новой теории в качестве периферийной пристройки. Как дачник, переселившийся в новый комфортабельный домик, норовит сохранить старый под хозяйственные нужды.
Подобное действие может показаться крайне нерациональным, но только на первый взгляд. Конечно, если в конкретной сфере знания создано множество теорий, а еще больше устаревших сохранилось, то получается весьма противоречивая система. Точно так же противоречиво мировоззрение каждого из нас, поскольку оно скроено из «лоскутков», возникших в самое разное время, на разных этапах формирования личности и отражающих реальность, которая уже не сохранилась. Однако никто не может с уверенностью сказать, что: 1) старое под видом нового никогда уже не вернется; 2) в реальности отсутствуют некие законы, под которые подводятся, как под некий алгоритм, и старые и новые явления. В современной социологии прекрасно уживаются самые последние достижения и идеи М. Вебера, выдвинутые 100 лет назад, а студенты в обязательном порядке изучают историю науки, всякий раз обнаруживая в ней созвучные современности учения и подходы.
В результате научных революций, в ходе которых возникновение нового сопровождается сохранением старого, формируется крайне неоднородное научное целое, будь то научная картина мира, парадигма или направление. В социологии прекрасно уживаются структурно-функциональный, марксистский, феноменологический, интеракционистский и другие подходы, по-разному описывающие одну и ту же реальность. На одних участках они сталкиваются и противоборствуют, соперничая за жизненное пространство, на других мирно уживаются, прекрасно дополняя друг друга и выполняя те функции в познании, которые не способен выполнить альтернативный подход. В итоге, мы можем сказать, что социология — это не ограниченный текущими исследованиями и новейшими теориями фрагмент научного знания об обществе, а вся совокупность когда-либо возникавших и признанных полезными (эвристичными, плодотворными) концепций, подходов и учений — от античности до наших дней.
Теории различаются своим масштабом. Одни включают десятки, а другие — всего несколько понятий и категорий. Так, маркистская теория классов представляет собой грандиозное «здание», в котором классы, разделяющиеся на господствующие и подчиненные, эксплуататорские и эксплуатируемые, буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие, класс-в-себе и класс-для-себя, различаются по размерам дохода, месту в общественной организации труда, отношению к собственности и способам получения этих доходов, включены в несколько общественно-экономических формаций с разным уровнем развития производительных сил и производственных отношений (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая), обладают классовым сознанием и вступают между собой в социальные конфликты и классовую борьбу. В то же время существуют небольшие теории, содержащие всего две переменные. Например, теория П. Лазарсфельда и В. Тиленса, созданная в 1958 г., объясняла успешную карьеру профессора количеством его переходов с одного места работы на другое, — постоянно повышая свой должностной статус, он достигает большего, чем коллеги, постоянно работающие на одном и том же месте. Здесь всего две переменные: карьера и число перемещений.
По мнению Г.С. Батыгина, теория — это совокупность необходимых и достаточныхпеременных, описывающих определенный фрагмент реальности. Например, теория организаций включает такие переменные, как величина организации, статусная структура, степень централизации, эффективность функционирования, тип лидерства и т.п. Из этих переменных создаются теоретические «картины», позволяющие объяснить многие события и тенденции в деятельности организаций. Например, показано, что в формальных организациях существует тенденция к отклонению от первоначально установленных целей; чем крупнее организация, тем сложнее иерархическая структура персонала; чем более децентрализована организация, тем отчетливее выражена статусная идентификация ее членов. Установлено, в частности, что более централизованные структуры имеют более высокую производительность, зато в менее централизованных сильнее выражены нормы трудовой морали. Члены организации, идентифицирующие свои интересы с интересами организации, обнаруживают высокую критичность по отношению к средствам решения задач, тогда как «аутсайдеры» более критично настроены к целям организации10.
Кроме масштаба научные теории различаются степенью обобщения. Чем больше количество фактов, объясняемых теорией, тем больше уровень ее общности. В естественных и социальных науках различают общиеи частные теории,но в естественных науках частные теории четко выводятся из общих, а в социальных подобное условие почти не соблюдается, в результате частная и общая теории различаются тем, что описывают разные совокупности фактов.
Если рассматривать социологическую теорию с точки зрения нормативной методологии, ориентированной на естественно-научные принципы, то речь должна идти об идеализированных объектах (категориях, понятиях, тер-
10 Батыгин Г.С. Указ. соч. С. 113.
минах), иерархическом строении научного знания, механизмах перехода от одного уровня к другому, наконец, о развитии и движении теоретического, преимущественно категориального, знания. И если это так, то теоретический уровень социологического знания существенно отличается от эмпирического. Решающим признаком теоретического исследования является его направленность на совершенствование и развитие концептуальных средств науки, движение в слое идеально-абстрактных объектов и схем. Напротив эмпирическое исследование определяется как применение к лежащей вне системы понятий объективной действительности уже готовых мыслительных средств. Об этом мы будем говорить позже.