Социальный контекст чувственного познания
С самого начала чувственное познание оказывается встроенным в контекст социальных отношений. Мы ощущаем (чувствуем, воспринимаем) себя бедными или богатыми в зависимости от материального положения. В начале экономических реформ, когда гиперинфляция «съела» у людей все накопления, подавляющее большинство населения почувствовало себя обездоленным. Правда, позже имущественное положение части людей выправилось, расширились ряды среднего класса, количество иномарок в стране выросло в десятки раз, дома наполнились западной бытовой техникой. Опросы общественного мнения второй половины 1990-х гг. выявили, что массовые настроения стали более оптимистичными.
Можно быть уверенным в том, что чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. социально-исторический характер. В период развитого социализма модно было говорить о советском оптимизме, считалось, что советские люди с уверенностью смотрят в будущее, безопасно ощущают себя на улице, на работе, дома. Гарантия занятости и всеобщее право на труд создавали те исторические предпосылки, которые формировали совершенно особое настроение в обществе. Через 10 лет ситуация в корне поменялась. Пресса стала писать о духовном кризисе, психологических стрессах, всеобщем упадке духа, кризисном сознании и т.п.: изменились социальные условия — изменились общественные чувства людей.
При этом менталитет россиян менялся слабо. Хотя 30% респондентов оставались сознательными приверженцами коммунизма, а 30% — защитниками капитализма и демократии, 40% все еще прислушивались к своим ощущениям, социальному самочувствию, не решаясь сделать сознательный выбор. У многих разум и чувства пришли в противоречие: рассудком они понимали, что дальше так жить было нельзя и развитие частной собственности необходимо, но ощущение постоянного дискомфорта и материального дефицита не позволяли им быть счастливыми.
На эмоциональное состояние людей сильно подействовало разрушение привычных социальных практик, в частности возникшие трудности переписки с родственниками, живущими в другой республике, а тем более поездки к ним, трудности принимать у себя гостей, делать хорошие подарки, покупать дорогую еду — денег не стало хватать на самое необходимое. Соответственно эмоциональная оценка происходящего резко изменилась.
Таким образом, можно говорить о том, что субъективный образ объективного мира 1980-х и 1990-х гг. не только различен, но и противоположен.
Перестройка общественных процессов, прямо или косвенно связанных с чувственным познанием и общественной психологией, приобрела сегодня столь глубокий и катастрофический характер, что некоторые российские социологи предлагают в корне пересмотреть предмет и задачи социологической науки. По мнению Ж.Т. Тощенко, кризис социологии столь масштабен, что впору подвергнуть сомнению многие исходные положения и прежде всего представление о ее предмете:
«На наш взгляд, сегодня полностью "не работает" представление о предмете социологии как о науке, исследующей социальные процессы и социальные отношения... "Плывет" и такое представление о предмете социологической науки, как социальная структура, социальные общности, ибо нет ничего неопределеннее и непостояннее, чем данные социальные явления и образования... Что касается эмпирической социологии (реально существующей), то даже самый беглый просмотр сделанного в настоящее время показывает, что основная часть прикладных исследований связана с изучением общественного мнения, т.е. с выявлением отношения людей и их оценки злободневных актуальных жизненных проблем. Анализом реакции на эти проблемы и ограничивается получаемая информация, оставляя в стороне другие значимые вопросы. Судить только по общественному мнению о реальных процессах, и особенно глубинных, не приходится — эта информация имеет особое, быстро преходящее, а часто сиюминутное значение... Все это позволяет сделать вывод, что используемые ныне концепции, понятия и подходы не дают удовлетворяющего нас ответа на актуаль-
ные вопросы социологической теории и практики и не могут претендовать на выработку таких показателей, которые бы характеризовали лицо современного российского общества... Новым для социологии, ее теории, методики и практики, на наш взгляд, является изучение феномена "социальное настроение"... В настроении как целостной форме жизнеощущения человека находят свое выражение весьма непростые социальные процессы»7.
По всей видимости, сегодня происходит не только изменение социального контекста чувственного познания, но и переоценка отношения социологии к этому виду познания. Социальные настроения и общественное сознание выходят в социологии сегодня чуть ли не на первый план. Это вовсе не умаляет роли материальных процессов, которые, понятые как общественное бытие, все еще определяют общественное сознание.
Бегство от реальности, если можно так обозначить переживаемый нами парадигмальный сдвиг, происходящий в социологии, происходит скорее от бессилия социологов что-либо изменить в этом мире. К мнению, оценкам и рекомендациям социологов не прислушиваются ни правительство, ни президент, ни Государственная дума. Повлиять на социальную структуру, расстановку классовых сил в обществе или развитие социальных институтов не может в первую очередь та категория специалистов, которая хорошо осведомлена об этом. Уход из бытия в сознание — вынужденная мера еще и потому, что именно в общественном сознании происходят самые катастрофические процессы. Видимо, социальное настроение, эмоции и чувствалюдей, обостренные до крайней степени, стали сегодня горячей точкой социологии.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Рациональное начало на первом этапе невелико и вклад его в познание мало заметен, но постепенно его объем и значение расширяются.
Ощущения — лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие — целостный чувственный образ объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении уже активизируется абстрагирующая способность нашего сознания, в котором отсечены несущественные детали.
Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может даже припоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление. Добавив к нашим представлениям немного аналитических способностей и интеллекта, мы легко перейдем от представления к пониманию предмета. А это уже совершенно иной и более высокий уровень познания — рациональное познание.
ЮНАЛЬНЫЙ (от лат. rationalis) — разумный, обоснованный 1ными доводами.
1енкоЖ.Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и прак-и // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21-24.
Уже на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая огромное значение в процессе творчества, как воображение — способность соединять чувственный материал не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще строится непосредственно на чувственном материале, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного.
Так выстраивается лестница человеческого познания: мы последовательно переходим со ступеньки ощущений, на ступеньку восприятия, затем на ступеньку представления, а сделав еще одно усилие — на ступеньку рационального познания, которая открывает нам высшие человеческие способности (рис. 6).
Рис. 6. Лестница человеческого познания |
Что же мы видим с такой высоты? Перед нами открываются просторы эмпирического и теоретического мышления, небольшие делянки продуктивного и репродуктивного мышления, средства рационального познания (действие, образы, логика), культура мышления и речевая деятельность, вечный двигатель науки — индукция и дедукция, о роли которых в познании не смолкают споры вот уже 2 тыс. лет, недалеко пристроились хозяйственные постройки формальной логики (силлогизмы, умозаключения, выводы и т.д.), конечно же, верификация и фальсификация, и, наконец, самое главное — методология социологического исследования — самый интересный и незнакомый вам континент. Совершим небольшое путешествие.
Общие контуры проблемы
Главным достоинством рационального познания считается не новизна информации, не открытие нового (к чему пригодно и чувственное познание), а проникновение в суть вещей, обнаружение того, что скрыто от поверхностного взгляда. Для этого человечеству пришлось разработать мощнейшие средства, которые не были дарованы ему природой. Можно выразиться сильнее: рациональное познание — это целиком искусственный мир. Высшая точка развития этого мира — наука и техника, которые подняли человечество до высот цивилизации и вместе с тем придвинули его к краю пропасти — к техногенной катастрофе.
Переход чувственного отражения к абстрактному мышлению для многих ученых представляет такую же загадку, какую представляет скачок от примитивных гоминид к современному человеку. Антропологи убеждают нас в том, что у обезьянолюдей не было ничего, что могло бы привести нас к созданию науки, культуры, общества.
Переход от чувственного познания к рациональному и сегодня кажется не постепенной эволюцией, а неожиданным скачком.
В известной мере следы экстраординарного скачка сохранились по сию пору в раздвоенности человеческой личности. Никому из нас не удалось соединить в гармоническое целое мир чувств и логику разума. Когда в человеке говорит одно начало, другое часто молчит или отступает. Чувства действуют вопреки и во вред нашему рассудку, побуждая к таким поступкам, которые при наличии здравого разума мы никогда бы не совершили. Два противоположных начала сосуществуют в человеке по принципу дополнительности: каждое будет тянуть личность в свою сторону, но без них она не может существовать. Возможно, что чувства и разум, чувственное и рациональное познание — не две стороны одного целого, а два параллельных мира, два разных измерения человеческого существа. Вот почему человек, в отличие от животного, внутренне противоречив, непоследователен и часто губителен для самого себя.