Элементы, формы и приемы научного познания

В социологии как в одной из фундаментальных наук, раскрывающих об­щие законы строения и развития общества через обращение к поведе­нию конкретных людей как представителей социальных групп, решают­ся не только частные вопросы, связанные, например, с построением выборки или анализом данных, но и более глубокие, общемировоззрен­ческие проблемы, относящиеся к научному познанию. Вот почему прежде чем переходить к частным вопросам нам предстоит разобраться в об­щих, которые и составляют ядро фундаментального знания. Основу научной деятельности, равно как и обыденного сознания, на ко­торое мы неизбежно опираемся, создавая социологические теории и про­водя социологическое исследование, составляет процесс познания — от­ражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, ре­зультатом которого является новое знание о мире. Научное познание, будучи профессиональным видом общественной деятельности, осуществ­ляется по определенным научным канонам, принимаемым научным обще­ством. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев.

ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ

Любая деятельность, в том числе научная, равно как и успешная ориен­тация в окружающем мире, предполагает правильное отражение, а на его базе и воспроизведение действительности. Иными словами, предполагает пра­вильный образ объективного мира. Когда полученная извне информация нами усваивается и поступает в сферу сознания, она превращается в наши знания, т.е. твердые убеждения о том, как устроен объективный мир и как происходит его отражение. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.

Познание— это деятельность, направленная на получение, хранение, пе­реработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно пред­ставляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в филосо­фии еще в античные времена начало создаваться особое учение о познании —

гносеология (греч. gnosis — знание и logos — учение), сегодня представляющее самостоятельный раздел в ней. Познанием называют, как правило, только про­цесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание— проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мыш­лении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количествен­ную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количе­ственные параметры необходимы не только теоретикам для проверки теории эмпирическими исследованиями для рассчета корреляции, но и практикам-управленцам, которым надо знать, например, для организации предвыбор­ной борьбы или для построения социальной политики в своем округе, каков, в частности, процент пенсионеров, согласных заняться дополнительным приработком.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинныхзна-ний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе по­знания, но как его необходимые издержки. Наука старается избавиться от них, проводя регулярную чистку своих рядов.

Знаниепонимается (а) в широком смысле как любого рода информация и (б) в узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Научному знанию присущи логичность, обоснованность, доказательность, воспроизводимость познава­тельных результатов. Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные и другие типы знания. Только научное зна­ние соответствует его узкой трактовке.

Мы будем пользоваться узкой трактовкой, или техническим определением термина. Отсюда следует первая модель, демонстрирующая логическое со­отношение объемов понятий «информация» и «знание». Первое понятие шире второго. Будем считать, что знание — часть объема понятия «инфор­мация» (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение понятий «информация» и «знание»


Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Зна­ние выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятель­ности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъектив­ных привнесений и оценок, например слухи.

элементы, формы и приемы научного познания - student2.ru

Добывая новые знания, социолог делит свое время между работой в биб­лиотеке, в поле и в лаборатории. Свою работу он начинает со знакомства с изысканиями предшественников — это теоретическая часть работы. Соста­вив программу исследования и инструментарий, обычно анкету, он отправ­ляется в поле опрашивать респондентов или проводить наблюдение, напри­мер, за поведением забастовщиков. Собрав первичные данные, социолог возвращается в лабораторию, где при помощи компьютера подвергает дан­ные математической обработке, анализирует и интерпретирует их. Таким образом, начав дело с теории, но чужой, социолог заканчивает научный про­цесс опять же теорией, но уже своей.

Хотя понятия «данные», «информация» и «знания» часто используются как синонимы, их необходимо различать. Данные — это факты, зарегистрирован­ные с помощью различных методов. В социологии методы делятся на каче­ственные и количественные; соответственно и данные разделяются на каче­ственные и количественные.

Под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом1. Их носителями выступают рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи и предметы и т.п. Однако чаще всего они представлены в виде вербальной информации — тек­ста или речи2.

Качественные данные, например запись глубинного интервью или фото­графия семейного праздника, характеризуют содержание происходящего события, ход социального процесса, состояние человека, его мысли, поступ­ки, дела.

В отличие от них количественные данные, представленные в виде таблиц, графиков, гистограмм или процентных распределений, представляют собой уже обработанный материал, в котором все индивидуальные характеристи­ки человека, события или процесса усреднены и явлены в среднестатисти­ческой форме. В итоге количественные данные указывают на масштаб, объем, интенсивность тех явлений, которые в качественных данных предстают в своем обнаженном, еще необработанном виде (рис. 4).

Существует и другая классификация социологических данных — на пер­вичные и вторичные. Первичные данные — это информация, которую социо­лог добывает из первых рук, т.е. непосредственно от объекта исследования.

Наши рекомендации