Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Функции | Институты | Основные роли | Физические признаки | Символические признаки |
Забота и воспитание детей | Семейные брачные | Отец, мать, ребенок | Дом, обстановка | Кольца, контракт, обручения |
Добывание пищи, одежды, жилья | Экономические | Собственник, работник, покупатель, продавец | Фабрика, офис, магазин. | Деньги, торговля, марка, реклама. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Политические | Законодатель, субъект права | Общественные здания и места | Флаг, герб, закон, конституция. |
Содействие соборным отношениям, углубление веры | Религиозные | Священник, прихожанин. | Собор, церковь. | Крест, алтарь, библия (в христианстве) |
Социализация людей, к безопасным ценностям и практикам | Образование | Учитель, ученик | Школа, колледж, учебник. | Диплом, степень |
Для того, чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия.
1) В обществе должна возникнуть и распространится некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосыльной становления нового института
2) Должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, то есть сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность.
3) Чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяеться необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять.
4) Для обеспечения самовоспроизводства института необходимо и особая культурная среда, то есть должна сформироваться присущая только ему особая система знаков, действий, правил, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту.
В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует => институт – это специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общежития и регулируемое сводом социальных норм.
4. Социальные организации. Многие социологи называют социальные организации разновидностью социального института - сложными институтами. Термин «организация» применяется в разных науках (экономике, кибернетике, биологии и т.д.). Он выступает синонимом упорядоченности. В социологии объектом упорядоченности являются индивиды, социальные группы и общности, включенные в совместную деятельность и выполняющее определенные социальные функции.
1) Организация обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели которая не может быть достигнута людьми порознь в одиночку.
2) Для достижения цели члены организации вынуждены распределяться по ролям и статусам => социальная организация представляет собой сложную взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые пополняются входящими в нее членами. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны.
Вопросы к теме №3
1. Основные подходы в мировой социологии к анализу общества как системы.(структурной функционализм, теория конфликта, формальный и цивилизационный).
2. Социальные связи, взаимодействия, отношения. (Привести примеры. Понятийный аппарат).
3. Социальные институты: типология, функции.
4. Социальные организации.
5. Моделирование динамики социальных процессов.
6. Типология и эволюция обществ.
Лекция №4
Человек в обществе. Социализация личности.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие, подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens),человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный . онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения марксизма, ролевая теория личности Ч.Кули, Р.Даренфорда, Р.Минтона, Р. Мертона и др.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека. Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно — нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т.Знанецкий и Ч.Томас, в нашей социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят, на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя:
1) концепцию жизни и ценностные ориентации;
2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
Ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие— поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции 2). РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж.Мидом и Р.Минтоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т.Парсонсом, а также западногерманским социологом Р.Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в. социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека, (мужчины и женщины, детство юность, зрелость, старость и т.д.), ЛИЧНОСТЬ РОЛЬ СТАТУС Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой, интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками:
1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;
4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;
5) мотивацией — наличную прибыль, на общее благо и т.д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. Изменение статуса в социальной структуре общества в связи с переходом из одного статуса в другой – мобильный.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роля определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т.д.
Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования) связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значат, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 да 11), стадия формальных операций (с12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социолизация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, социализация людей формирует ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. ИДЕНТИФИКАЦИЯ— это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает coвесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью».
Вопросы к семинару
Понятие личности.