Теория «человеческих отношений».
Критики Тейлора упрекали его в чрезмерной жестокости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве (сила, ловкость, способность отдельного рабочего выполнять высокие нормы и гибкая оплата строго по результатам труда). Они предложили иные пути повышения эффективности производства. Так, на рубеже 20-30-х гг.XX в. американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949) и его сторонники провели многочисленные эксперименты и разработали так называемую теорию «человеческих отношений». В ней они предложили поставить в центр внимания самого человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».
Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы: (1) сплоченность группы, в которой работает индивид; (2) благоприятный моральный климат в ней; (3) хорошие взаимоотношения с руководством; (4) учет интересов работника; (5) удовлетворенность его своим трудом и т. п.
Отсюда, управляя производством, необходимо (а) проявлять заботу о людях, (б) создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп, (в) дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным, (г) развивать демократический стиль руководства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т. д.
5) Теория иерархии потребностей.
Теория иерархии потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более «хитрый» механизм воздействия запросов людей на их поведение. Согласно ей, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Так, в одном из вариантов этой концепции выделяются следующие шесть уровней потребностей.
Уровни потребностей | Потребности | Содержание потребностей | |
духовные | Ø | Потребляются в новых знаниях об окружающем мире в самосознании, приобщении к философии, наукам, искусству и т.д. | |
личностные | Ø | потребности в самовыживании, в саморегуляции (или самоактуализации), т.е. в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной и творческой личности. | |
престижные | Ø | потребности в личном и семейном достатке и процветании, в хорошем образовании, надежной работе и служебном росте, в признании и уважении со стороны других людей и т.д. | |
социальные | Ø | потребности в любви, дружбе, общении и сотрудничестве с другими людьми, в принадлежности к определенному кругу людей, своему обществу, стране, мировому сообществу и т.п. | |
экзистенциальные | Ø | потребности в самосохранении и личной безопасности, в обеспечении и стабильности своего существования, в гарантиях занятости и уверенности в завтрашнем дне и т.д. | |
физиологические | Ø | наиболее насущные, жизнеобеспечивающие потребности – в воде, пище, одежде, жилье, дыхании, движении, здоровье, сне, отдыхе, продолжении рода и т.д. |
Главная идеяздесь в том, что потребности, каждого более высокого уровня становятся насущными для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, человеку, как говорится, «не до театра», если он голоден или не имеет крыши над головой. Вместе с тем по мере удовлетворения низших первичных потребностей запросы и поведение людей становятся все более «возвышенными и благородными».
Понятно, что подобное «рассортировывание» потребностей по иерархическим «полочкам» весьма относительно и во многом носит условный и теоретический характер. Тем не менее идеи Маслоу нашли и практическое применение – например, в программах по умолчанию стиля управления и «обогащению труда» (т.е. его подстройке под запросы работников, облагораживанию, наполнению интеллектуальным и творческим содержанием и т.д.), а также в сфере воспитания.
6) Основная идея бихевиоризма.
Бихевиоризм представляет собой одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX - начала XX вв. Сам этот неудобопроизносимый термин идет от английского слова behaviour (в США – behavior - поведение) и буквально означает «наука о поведении». Родоначальники бихевиоризма американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.
При этом по аналогии с животными, понятие поведениясводилось к простейшей формуле: «стимул-реакция». Есть стимулы, т. е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция (ответные действия) на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.п.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.
Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животных и социального бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в одинаковых ситуациях.
Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в необихевиоризм (нео: от греч. neos - новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как • научность, строгость и точность исследований, • широкая опора на математику и статистику, • новые методики экспериментов и т. д. - все это позволило социологам и психологам использовать его для решения многих практических задач. Кроме того, сегодня в ходу и еще один термин - бихевиориальные науки. Он подразумевает как самостоятельную поведенческую науку, так и соответствующие разделы психологии, социологии и других наук, в которых изучаются различные аспекты поведения живых организмов.