Основные этапы развития науки.
Возникновение социологии.
Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под её крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40-е гг. XIX в. а в XX в. процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие её отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились два конкурирующих направления позитивизм и антипозитивизм.
Позитивизм | Антипозитивизм |
методы познания общества те же, что и у наук о природе | у социологии свои особые методы познания |
объективное и доказательное объяснение социальных процессов | индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей |
объясняющая социология | понимающая социология |
Суть основанного Контом позитивизма (от лат. pozitivas- положительный) можно свести к следующему. Социологией не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют активные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук – биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе её понимания и допустимости субъективных оценок.
Они не согласились с унификацией наук: науки о природе – это одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны и существуют независимо от сознания и воли людей. Они более «стандартны» и поэтому более подходят для точных измерений естественнонаучными методами и для обобщающих вводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во- многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания данные могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.
Так, например, с помощью естественнонаучных методов можно провести физико-химический анализ красок на полотне художника. Но представления о культурном смысле картины и идеях автора эти методы не дадут. Или пример из техники: пассажирский самолет и бомбардировщик (с точки зрения точных наук) в принципе устроены одинаково, но их социальные функции совершенно различны. И определить это способна лишь «понимающая социология».