Структура социального знания (теоретический, эмпирический уровни).

Помимо внешней институционализации, социология, как любая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов.

Все это должно обеспечить действенный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней:

- уровень фундаментальных исследований, задачей которых
яв­ля­ется приращение научного знания путём построения теорий, рас­крывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

- уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний.

- социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Данная классификация позволяет выделить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология изучает, исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти два уровня тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают также структурные элементы социологии, отраслевые социологии:

- социология труда, - экономическая социология, - социология организаций, - социология досуга, - социология здравоохранения, - социология города, - социология деревни, - социология образования, - социология семьи, - социология управления, - социальная экология

В данном случае речь идёт о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

4) Место и роль социологии в системе современного общество­знания.

До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении её соотношения с историческим материализмом и теорией научного коммунизма. По-существу, в полемике выяснялся лишь один вопрос: какие области научного знания можно было «отдать» социологии, а какие оставить за собой. Но в большинстве случаев давался один ответ – социология рассматривалась как вспомогательная дисциплина, как поставщик конкретной информации, научное осмысление эмпирических данных осуществлялось другими.

Однако, как показала практика социологической науки, такие споры оказались бесплодными и были опровергнуты самой жизнью. И после дискуссий конца 80-х – начала 90-х годов в научном мире пришли к выводу, что при решении фундаментальных вопросов о проблемах общества лучше всего оперировать понятием «социальная философия».

Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштаб­ных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. А социология, используя знания этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействие с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

В последнее время актуализируется вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центре своего внимания ставит более скромную и определённую задачу – выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

Социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника при решении всех без исключения экономических, организационных, технических и управленческих задач, связанных с функционированием форм собственности.

Правовыми науками также накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры.

Плодотворна роль социологии во взаимодействии с историческими науками, что позволяет им расширить традиционный инструментарий для решения своих познавательных целей и задач.

Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регламентирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.д.

Значительный удельный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания, физической культуры, различных аспектов милосердия.

Итак, смысл вычленения социологии из системы наук, и, прежде всего, обществознания, состоит в том, чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных и субъективных факторов.

Вопросы к семинару.

1. Объекты, предмет и метод социологии.

2. Функции социологии.

3. Соотношение теоретического и эмпирического в социологии.

4. Структура социологического знания.

5. Социология в системе наук об обществе и человеке.

6. Роль социологии в обществе.

7. Теоретические и социальные предпосылки возникновение социологии, как науки.

8. Характеристика основных этапов становления и развития социологии как науки (школы, направления).

9. Актуальные проблемы современной социологии в России и РБ.

Литература

1. Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь. Москва, 1999.

2. История социологии. Под ред. Элсуковой А.Н., Соколова Г.Н. Минск, 1997.

3. Капитонов Э.А.. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1996.

5. Маркович Д.Ж. Общая социология. Москва, 1998.

6. Социология. Под ред. Курбатова В.Ч. Ростов-на-Дону, 1998.

7. Социология. Под ред. Лавриненко. Москва, 2000.

Лекция №2.

Наши рекомендации